|
Роль семьи в возникновении невротических расстройств у младших школьниковАвтор статьи: Козырькова Юлия Геннадьевна
Есть здесь, конечно, доля истины, но не всегда все так радужно. Нельзя искать причину изменений в детском поведении, в психическом здоровье, рассматривая исключительно возрастные особенности ребенка, не учитывая влияния общественной среды и условий воспитания. С давних пор ученые говорили о решающей роли социально-психологических факторов в возникновении эмоциональных нарушений у детей. С профессиональной точки зрения к проблемам семьи одним из первых обратился Зигмунд Фрейд. В своей работе «Введение в психоанализ» он говорил о наиважнейшем компоненте психического аппарата Сверх-Я или Суперэго, который является не только преемником родительской инстанции, но законным прямым их наследником. К шести годам, по словам Фрейда, ребенок обретает Суперэго, прежде всего благодаря взаимодействию с родителями, учителями (воспитателями) и другими «формирующими» его фигурами. Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Далее в работе Фрейд упоминает о двух подсистемах Суперэго: о Совести и Эго-идеале. Совесть, как негативный аспект, приобретается посредством родительских наказаний и включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Эго-идеал – это позитивный аспект Суперэго. Он формируется как идеальное представление о себе самом, к которому человек стремится как сознательно, так и бессознательно. Эго-идеал основан на идентификациях, главным образом с родителями. Также хочу упомянуть еще о двух факторах, на которых основывается логика теоретических построений Фрейда: о фрустрации и сверхзаботливости. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка, например такие, как сосание, кусание или жевание и т.д. пресекаются родителями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей самому управлять своими внутренними функциями, например такими, как осуществлять контроль над выделительными функциями и др. По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В результате, как полагал Фрейд, происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии может выразиться в виде «остаточного» поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость. Несмотря на то, что многие ученые часто критиковали теорию Фрейда,почти все их работы, касающиеся семейных взаимоотношений и воспитания детей, основываются на приведенных выше идеях. Таким образом, Фрейд полагал, что предрасположенность к неврозу исходит из окружения. Это же подтверждают работы его последователей. Карл Г. Юнг в работе «Конфликты детской души» видел источники детских неврозов в семейной ситуации. Он говорил, что «как организм ребенка в эмбриональном состоянии есть почти исключительно только часть материнского тела и всецело зависит от состояния этого тела, так и психика раннего детства есть в известном смысле только часть материнской психики, а позже, вследствие общности психологической атмосферы в семье, также и отцовской психики». Он утверждал, что первое психическое состояние есть состояние слитности с психологией родителей, и что собственная психология ребенка существует только в зачаточном виде. Поэтому нервные и психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраст, на его взгляд, основаны только на нарушениях психической сферы родителей. Родительские конфликты обязательно отражаются на психике ребенка и могут вызвать в ней патологические нарушения. Юнг К.Г. подчеркивал, что ребенок бессознательно отождествляет себя с родителями, чувствует, когда происходят конфликты между родителями и страдает от них. Работы известных психологов и психиатров показывают, что наряду с хронической психотравмирующей ситуацией и неблагоприятными социальными условиями, аномалии семейного воспитания оказывают большое влияние на невротические расстройства у детей. Захаров А.И. в своей работе «Психотерапия неврозов у детей и подростков» отмечает, что ведущий психогенный фактор невротизации связан с нарушенными семейными отношениями и неблагоприятным воздействием со стороны родителей. Также у него в работе упоминается, что на основе статистического анализа, значение патогенных факторов в возникновении неврозов у детей распределились следующим образом:
По мнению еще одного известного психоаналитика и психолога Карен Хорни, главным злом неизменно является отсутствие подлинной теплоты и привязанности. Если ребенок чувствует себя любимым, он способен вынести многое из того, что часто относится к травматическим факторам – внезапное отнятие от груди, периодические побои, переживания на сексуальной почве. Ребенок очень тонко чувствует, является ли любовь подлинной, его обмануть нельзя. Да, ребенок хочет, чтобы его любили. В заключение хочется сказать, что разбираться в детской психологии можно бесконечно долго. Хвала тем, кто пытается найти ответ на вопрос: что же мне с ним/ ней делать. Как говорится, «Ищущие да обрящут». Но, пока вы находитесь в поиске подхода к своему ребенку, ищите, "где же у этого парня кнопка" и пытаетесь сделать его жизнь лучше, не забывайте о том, что самое важное – это не допустить психотравмирующую ситуацию в вашей семье и избежать дефектов воспитания, о которых подробнее в следующей статье. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|