Роль семьи в возникновении невротических расстройств у младших школьников

Роль семьи в возникновении невротических расстройств у младших школьников
Читая «мамские» форумы,  я очень часто сталкиваюсь с тем, что мамы, обращаясь туда за советами, как справиться с ребенком, с детскими истериками, с непослушанием, с детской депрессией и другими трудностями успокаивают друг друга подобными сообщениями:  «Да у нас тоже самое было в этом возрасте – само прошло», «не переживайте, запаситесь успокоительными - это кризис» и т.д.

Есть здесь, конечно, доля истины, но не всегда все так радужно. Нельзя искать причину изменений в детском поведении, в психическом здоровье,  рассматривая исключительно возрастные особенности ребенка, не учитывая влияния об­щественной среды и условий воспитания.

С давних пор ученые говорили о решающей роли социально-психологических факторов в возникновении эмоциональных нарушений у детей. С профессиональной точки зрения к проблемам семьи одним из первых обратился Зигмунд Фрейд. В своей работе «Введение в психоанализ» он говорил о наиважнейшем компоненте психического аппарата Сверх-Я или Суперэго, который является не только преемником родительской инстанции, но законным прямым их наследником.  К шести годам, по словам Фрейда, ребенок обретает Суперэго, прежде всего благодаря взаимодействию с родителями, учителями (воспитателями) и другими «формирующими» его фигурами. Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем.

Далее в работе Фрейд упоминает о двух подсистемах  Суперэго: о Совести и Эго-идеале. Совесть, как негативный аспект, приобретается посредством родительских наказаний и включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Эго-идеал – это позитивный аспект Суперэго. Он формируется как идеальное представление о себе самом, к которому человек стремится как сознательно, так и бессознательно. Эго-идеал основан на идентификациях, главным образом с родителями.

Также хочу упомянуть еще о двух факторах, на которых основывается логика теоретических построений Фрейда: о фрустрации и сверхзаботливости. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка, например такие, как сосание, кусание или жевание и т.д. пресекаются родителями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей самому управлять своими внутренними функциями, например такими, как осуществлять контроль над выделительными функциями и др. По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В результате, как полагал Фрейд, происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии может выразиться в виде «остаточного» поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость.

Несмотря на то, что многие ученые часто критиковали теорию Фрейда,почти все их работы, касающиеся семейных взаимоотношений и воспитания детей, основываются на приведенных выше идеях.

Таким образом, Фрейд полагал, что предрасположенность к неврозу исходит из окружения. Это же подтверждают работы его последователей.

Карл Г. Юнг в работе «Конфликты детской души» видел источники детских неврозов в семейной ситуации.  Он говорил, что «как организм ребенка в эмбриональном  состоянии есть почти исключительно только часть материнского тела и всецело зависит от состояния этого тела, так и психика раннего детства есть в известном  смысле только часть материнской психики, а позже, вследствие общности психологической атмосферы в семье, также и отцовской психики». Он утверждал, что первое психическое состояние есть состояние слитности с психологией родителей, и что собственная психология ребенка существует только в зачаточном виде. Поэтому нервные и психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраст, на его взгляд,  основаны только на нарушениях  психической сферы  родителей. Родительские конфликты обязательно отражаются на психике ребенка и могут вызвать в ней патологические нарушения. Юнг К.Г. подчеркивал, что ребенок бессознательно отождествляет себя с родителями, чувствует, когда происходят конфликты между родителями и страдает от них.

Работы известных психологов и психиатров показывают, что наряду с хронической психотравмирующей ситуацией и неблагоприятными социальными условиями, аномалии семейного воспитания оказывают большое влияние на невротические расстройства у детей. Захаров А.И. в своей работе «Психотерапия неврозов у детей и подростков» отмечает, что ведущий психогенный фактор невротизации связан с нарушенными семейными отношениями и неблагоприятным воздействием со стороны родителей.

Также у него в работе упоминается, что на основе статистического анализа, значение патогенных факторов в возникновении неврозов у детей распределились следующим образом:

  1. хроническая психотравмирующая семейная ситуация;
  2. дефекты воспитания;
  3. школьные конфликты;
  4. острая психическая травма;
  5. бытовое пьянство и алкоголизм родителей.

По мнению еще одного известного психоаналитика и психолога Карен Хорни, главным злом неизменно является отсутствие подлинной теплоты и привязанности. Если ребенок чувствует себя любимым, он способен вынести многое из того, что часто относится к травматическим факторам  – внезапное отнятие от груди, периодические побои, переживания на сексуальной почве. Ребенок очень тонко чувствует, является ли любовь подлинной,  его обмануть нельзя. Да, ребенок хочет, чтобы его любили.

В заключение хочется сказать, что разбираться в детской психологии можно бесконечно долго. Хвала тем, кто пытается найти ответ на вопрос: что же мне с ним/ ней делать. Как говорится, «Ищущие да обрящут».  Но, пока вы находитесь в поиске подхода к своему ребенку, ищите, "где же у этого парня кнопка"  и пытаетесь сделать его жизнь лучше, не забывайте о том, что самое важное  – это не допустить психотравмирующую ситуацию в вашей семье и избежать дефектов воспитания, о которых подробнее в следующей статье. 



Просмотров: 428
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • А чувствует ли Ваш ребенок, что Вы его любите?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Суперэго и негативное ядро – что же там в глубине нашей психики?
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Хочу делать, но всегда что-то мешает или что такое прокрастинация и как с ней поступать.
  • Принятие родителями факта вступления ребенка в подростковый возраст как важная стадия его взросления
  • Что чувствует ребёнок,когда его наказывают игнорированием.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Что самое худшее и что самое лучшее, что может дать мужчина в отношениях со своей женщиной
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • «Делай, что должен, с тем, что имеешь, там, где ты есть». Остановка на действие. Часть 1.
  • Что ждет родителей балующих своей детей в старости.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь