Роль семьи в возникновении невротических расстройств у младших школьников

Роль семьи в возникновении невротических расстройств у младших школьников
Читая «мамские» форумы,  я очень часто сталкиваюсь с тем, что мамы, обращаясь туда за советами, как справиться с ребенком, с детскими истериками, с непослушанием, с детской депрессией и другими трудностями успокаивают друг друга подобными сообщениями:  «Да у нас тоже самое было в этом возрасте – само прошло», «не переживайте, запаситесь успокоительными - это кризис» и т.д.

Есть здесь, конечно, доля истины, но не всегда все так радужно. Нельзя искать причину изменений в детском поведении, в психическом здоровье,  рассматривая исключительно возрастные особенности ребенка, не учитывая влияния об­щественной среды и условий воспитания.

С давних пор ученые говорили о решающей роли социально-психологических факторов в возникновении эмоциональных нарушений у детей. С профессиональной точки зрения к проблемам семьи одним из первых обратился Зигмунд Фрейд. В своей работе «Введение в психоанализ» он говорил о наиважнейшем компоненте психического аппарата Сверх-Я или Суперэго, который является не только преемником родительской инстанции, но законным прямым их наследником.  К шести годам, по словам Фрейда, ребенок обретает Суперэго, прежде всего благодаря взаимодействию с родителями, учителями (воспитателями) и другими «формирующими» его фигурами. Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем.

Далее в работе Фрейд упоминает о двух подсистемах  Суперэго: о Совести и Эго-идеале. Совесть, как негативный аспект, приобретается посредством родительских наказаний и включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Эго-идеал – это позитивный аспект Суперэго. Он формируется как идеальное представление о себе самом, к которому человек стремится как сознательно, так и бессознательно. Эго-идеал основан на идентификациях, главным образом с родителями.

Также хочу упомянуть еще о двух факторах, на которых основывается логика теоретических построений Фрейда: о фрустрации и сверхзаботливости. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка, например такие, как сосание, кусание или жевание и т.д. пресекаются родителями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей самому управлять своими внутренними функциями, например такими, как осуществлять контроль над выделительными функциями и др. По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В результате, как полагал Фрейд, происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии может выразиться в виде «остаточного» поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость.

Несмотря на то, что многие ученые часто критиковали теорию Фрейда,почти все их работы, касающиеся семейных взаимоотношений и воспитания детей, основываются на приведенных выше идеях.

Таким образом, Фрейд полагал, что предрасположенность к неврозу исходит из окружения. Это же подтверждают работы его последователей.

Карл Г. Юнг в работе «Конфликты детской души» видел источники детских неврозов в семейной ситуации.  Он говорил, что «как организм ребенка в эмбриональном  состоянии есть почти исключительно только часть материнского тела и всецело зависит от состояния этого тела, так и психика раннего детства есть в известном  смысле только часть материнской психики, а позже, вследствие общности психологической атмосферы в семье, также и отцовской психики». Он утверждал, что первое психическое состояние есть состояние слитности с психологией родителей, и что собственная психология ребенка существует только в зачаточном виде. Поэтому нервные и психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраст, на его взгляд,  основаны только на нарушениях  психической сферы  родителей. Родительские конфликты обязательно отражаются на психике ребенка и могут вызвать в ней патологические нарушения. Юнг К.Г. подчеркивал, что ребенок бессознательно отождествляет себя с родителями, чувствует, когда происходят конфликты между родителями и страдает от них.

Работы известных психологов и психиатров показывают, что наряду с хронической психотравмирующей ситуацией и неблагоприятными социальными условиями, аномалии семейного воспитания оказывают большое влияние на невротические расстройства у детей. Захаров А.И. в своей работе «Психотерапия неврозов у детей и подростков» отмечает, что ведущий психогенный фактор невротизации связан с нарушенными семейными отношениями и неблагоприятным воздействием со стороны родителей.

Также у него в работе упоминается, что на основе статистического анализа, значение патогенных факторов в возникновении неврозов у детей распределились следующим образом:

  1. хроническая психотравмирующая семейная ситуация;
  2. дефекты воспитания;
  3. школьные конфликты;
  4. острая психическая травма;
  5. бытовое пьянство и алкоголизм родителей.

По мнению еще одного известного психоаналитика и психолога Карен Хорни, главным злом неизменно является отсутствие подлинной теплоты и привязанности. Если ребенок чувствует себя любимым, он способен вынести многое из того, что часто относится к травматическим факторам  – внезапное отнятие от груди, периодические побои, переживания на сексуальной почве. Ребенок очень тонко чувствует, является ли любовь подлинной,  его обмануть нельзя. Да, ребенок хочет, чтобы его любили.

В заключение хочется сказать, что разбираться в детской психологии можно бесконечно долго. Хвала тем, кто пытается найти ответ на вопрос: что же мне с ним/ ней делать. Как говорится, «Ищущие да обрящут».  Но, пока вы находитесь в поиске подхода к своему ребенку, ищите, "где же у этого парня кнопка"  и пытаетесь сделать его жизнь лучше, не забывайте о том, что самое важное  – это не допустить психотравмирующую ситуацию в вашей семье и избежать дефектов воспитания, о которых подробнее в следующей статье. 



Просмотров: 429
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Об эмоциях родителей в процессе воспитания детей
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями (опыт работы в ЦИПР)
  • Конфликты родителей и детей: природа возникновения
  • Влияние воспитания на возникновение психологической травмы у ребенка
  • Особенности воспитания в семье однополых детей
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Анализ семейного воспитания и соц.-психологической адаптации у подростков-сиблингов и единственных детей
  • Особенности воспитания единственного ребенка в семье
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Авторитет родителей и современные дети. Из опыта работы с родителями
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • У родителей нет секса, но он есть у их детей.
  • Возрастные особенности полового воспитания детей
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Положение о двух принципах психической деятельности"
  • «Методы воспитания детей дошкольного возраста- можно обойтись без наказаний?».
  • Влияние семейного воспитания на развитие страхов у детей
  • Эссе по работе З. Фрейда «Ребенка бьют (К вопросу о происхождении сексуальных перверсий) (1919)»
  • Психология воспитания детей младшего школьного возраста
  • Оценка стиля семейного воспитания подростками и их родителями (результаты исследования)
  • Неполная семья – слабость или сила вашего ребенка? Особенности воспитания в неполной семье
  • Суперэго и негативное ядро – что же там в глубине нашей психики?
  • Стили воспитания детей в семье
  • Дефекты воспитания, которые деформируют характер детей.
  • Последствия бездумного удовлетворения родителями желаний ребенка
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Воспитывать ребенка. Как? (Стили воспитания в семье)
  • Как договориться о правилах воспитания ребенка в семье



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь