Эссе по работе З. Фрейда «Ребенка бьют (К вопросу о происхождении сексуальных перверсий) (1919)»

                                           Эссе по работе З. Фрейда

«Ребенка бьют (К вопросу о происхождении сексуальных перверсий) (1919)»

Данная работа З. Фрейда посвящена проблеме, охватывающей область теории сексуальности. С одной стороны, эта работа представляет собой подробный анализ клинических случаев из частной практики автора, но вместе с тем она содержит в себе попытку теоретического осмысления частного случая в более высоких научных категориях. Особенно необходимо отметить, что в рассматриваемой работе З. Фрейд разбирает проблему мотивов механизма вытеснения. Это представляется значимым, поскольку именно здесь раскрывается тема мотивов вытеснения, чего не было освещено в других сочинениях, посвященных основным вопросам вытеснения (в частности, в статье «Вытеснение» или «Бессознательное»). В работе «Ребенка бьют» З. Фрейд устанавливает определяющее значение Эдипова комплекса (главным образом, эротизации инцестуозных объектов) и инфантильного невроза, имеющего место в детстве. Особый интерес данная работа представляет тем, что она отчасти основана на анализе, проводимом З. Фрейдом со своей дочерью Анной [1, с. 254].

В результате богатой психоаналитической практики, З. Фрейд заметил, что фантазии об избиении ребенка часто посещают людей больных истерией или неврозом навязчивости. Автор справедливо отмечает, что представления такого содержания очень распространены и часто встречаются в повседневной жизни людей. Фантазия при этом часто сопровождается онанистическим удовлетворением, то есть удовлетворением, связанным с генитальными органами, что приводит к компульсивному повторению фантазий с мастурбационным удовлетворением. Здесь надо раскрыть психоаналитическое понятие перверсии, поскольку в контексте психоанализа они понимаются особенным образом. Прежде всего, перверсии подразумевают такое сексуальное поведение, которое отклоняется от сексуальной цели или сексуального объекта. В психоанализе перверсии, как правило, связаны с некоторым искажением в развитии сексуальной энергии, которое сопровождается регрессией к инфантильной сексуальности, имеющей место в раннем возрасте [2].

З. Фрейд отмечает, что проблема частой актуализации данной фантазии состоит в том, что, возникнув в детстве, она препятствует нормальному течению сексуальной жизни во взрослом возрасте. Это важное положение, которое акцентирует внимание на инфантильных истоках перверсий, связь между которыми устанавливается и признается З. Фрейдом однозначно.

Фантазия об избиении, порке, представляет трудность для психоаналитического изучения, поскольку она встречает сильное сопротивление психического материала и выступает одной из тех фантазий, в которой людям сложнее всего признаться. Сопротивление вызвано в большой степени работой цензурирующей инстанции, которая заставляет субъекта испытывать сильнейшее чувство вины и стыда за свои мысли и желания. Инфантильный характер происхождения фантазии об избиении ребенка означает то, что их появление относится к раннему детству. Особый интерес вызывает то обстоятельство, что получение непосредственных побоев от родителей не выступает обязательным условием для развития и закрепления в представлении ребенка фантазии об избиении, приносящей аутоэротическое удовлетворение (мастурбационное).

Автор полагает, что большую роль в развитии этих фантазий играют, во-первых, психические процессы, происходящие во внутриличностной сфере ребенка во взаимоотношениях с родителями, во-вторых культурные образы, содержащиеся в фильмах, книгах, рассказах окружающих людей. В качестве примера З. Фрейд приводит постоянные сцены избиения детей в школе, которые вынуждены наблюдать остальные дети в классе. Однако в современном мире данный фактор уже полностью отсутствует в связи с развитием и совершенствованием  системы всеобщего образования.

Сензитивным периодом для возникновения таких фантазий З. Фрейд считает возраст 5-6 лет. Взрослые, которые подвержены действию фантазии об избиении, сами не в состоянии сказать, в силу сопротивления, кем является избиваемый ребенок, какого он пола, кто его бьет и т.д. Можно сказать, что перверсия выступает фиксацией субъекта на ранней стадии детского развития, которая задерживает дальнейшее психосексуальное развитие ребенка даже во взрослом возрасте [1, с. 257].

Как уже было указано выше, случаи фантазий о побоях представляют особую сложность для анализа ввиду сильного сопротивления и инфантильной амнезии пациентов. Проблемой является также то, что фантазии не занимают сколько-нибудь значительного места в общей картине невроза, они остаются за пределами внешне проявляемой клинической картины. В этом случае З. Фрейд полагает, что единственным выходом будет тщательный анализ детских переживаний и событий пациента, что может занять неограниченно долгое время, но что поможет найти причину развития фантазий об избиении у пациента во взрослом возрасте. Это важно, поскольку только собрав и проанализировав весь массив переживаний пациента, в особенности, из детского периода развития, возможно грамотно найти способы для разрешения данной перверсии и направления субъекта на путь нормального сексуального развития [4, с. 235].

З. Фрейд анализирует случай происхождения сексуальных перверсий отдельного у лиц мужского и женского пола. Его материал основывается на шести частных случаях, встретившихся в его практической психоаналитической деятельности. В пользу автора надо заметить, что он не стремится впадать в ошибку, выстраивая свои умозаключения исключительно на шести случаях. З. Фрейд указывает, что его обобщения во многом условные и не окончательны в силу недостаточности эмпирической верификации положений. Соответственно, автор допускает и считает необходимым изменения сделанных им обобщений в случае, если появятся данные, дополняющие или опровергающие его выводы.

Развитие сексуальных перверсий у девочек, по наблюдениям З. Фрейда, происходит в несколько фаз. На первой фазе, относящейся к самому раннему детству (приблизительно в возрасте 2-3 лет), замечена характерная особенность: избиение происходит не в отношении самого фантазирующего впоследствии субъекта, а он становится свидетелем избиения другого ребенка. Другой значимой особенностью выступает то, что другого ребенка избивает именно взрослый, в роли которого в случае девочек выступает отец. З. Фрейд делает вывод, что фантазию нельзя назвать мазохистской, так как избиение изначально осуществляется не в отношении самого ребенка. Итак, фантазия начинается с того, что отец бьет другого ребенка (чаще всего брата или сестру субъекта).

На второй фазе развития сексуальной перверсии центральным моментом становится мысль о том, что самого ребенка избивает отец. Пациентки, лечением которых занимался З. Фрейд, не вспоминали сознательно о такой ситуации, но он полагает, что это не должно помешать психоаналитическому рассмотрению этого эпизода, ведь психическая информация испытывает сильное сопротивление со стороны сознания.

На третьей фазе продолжается сопротивление сознания пациенток,  которое выражается в том, что фигура отца не вспоминается. Она либо вспоминается как нечто неопределенное, либо заменяется другой, близкой по значению фигурой (например, учителя). Смутность ответов пациенток рассеивается очень неохотно. Так, З. Фрейду удалось лишь узнать, что в фантазиях чаще всего избиваемыми оказываются мальчики в большом количестве. Содержание фантазий, при этом, может развиваться и приукрашиваться различным образом. Например, избиение может заменяться наказанием или унижением. Третья фаза радикальным образом отличается от предыдущих тем, что здесь появляется мощная сексуальная нагрузка фантазийных образов, которая выражается в мастурбационном удовлетворении [4, с. 237].

Раскрывая значение фантазии об избиении на первой фазе, З. Фрейд делает следующее предположение: поскольку избиение происходит не самого субъекта, а другого ребенка (брата или сестры), то сама девочка при этом чувствует удовлетворение от того, что бьют того ребенка, который отнимает часть родительской любви. То есть здесь проявляется ревность девочки и радость от того, что бьют (а, значит, отказывают в любви и унижают) ненавистного ей сиблинга. Целью фантазии на первой фазе развития выступает утверждение девочки в том, что любят только ее, реализуя эгоистические интересы и удовлетворяя бурную детскую ревность. Эту фазу нельзя назвать содержащей сексуальные или садистские устремления по причине слишком раннего возраста ребенка. З. Фрейд полагает, что содержание фантазии девочки на первой фазе стоит рассматривать как предпосылки развития всех бессознательных желаний, которые разовьются на следующих стадиях.

На второй фазе родители становятся более осознанными и дифференцированными в восприятии ребенка. Девочки при этом желают получить ребенка от отца (а мальчики иметь вместе с матерью ребенка), когда в силу возрастного развития на арену выходит усиление возбуждения от генитальных органов. Здесь же включаются инцестуозные желания, а также чувство вины. На второй фазе удовлетворение от порки уже носит явно мазохистский характер: удовольствие и избиение, желание и острое ощущение собственной вины смешиваются, воплощаясь в порке [1, с. 259].  

З. Фрейд выражает сущность скрытого значения удовольствия от избиения на второй стадии: «это избиение представляет собой соединение сознания вины и эротики; это не только наказание за предосудительное генитальное отношение, но и регрессивная его замена, и из этого последнего источника оно получает либидозное возбуждение, которое отныне привязывается к нему и находит отвод в онанистических актах» [4, с. 240-241]. Этим высказыванием З. Фрейд раскрывает психологическую сущность такой сексуальной перверсии, как мазохизм. Однако на протяжении жизни фантазия о том, чтобы быть избиваемой отцом остается бессознательной, надежно вытесненной из сознания. Вторая фаза характеризуется возникновением мастурбации.

На третьей фазе содержание эротической фантазии вновь видоизменяется. Теперь отец заменяется посторонней фигурой (учителем, начальником), а избиение осуществляется по отношению к другим субъектам. Несмотря на то, что внешне данное содержание выглядит как садистическое, его сущность по-прежнему остается мазохистской, поскольку все другие дети, которые подвергаются избиению, воплощают в себе отделившиеся части собственной личности. Интересным моментом здесь выступает то обстоятельство, что в фантазиях девочек осуществляется избиение именно мальчиков. Так как эти мальчики – лишь воплощение персоны пациенток, то это означает комплекс мужественности, актуализирующийся в связи с отказом от сексуальных желаний к отцу. Девочки хотят быть мальчиками, причем избиваемыми отцом [4, с. 242].

Сексуальные перверсии, согласно З. Фрейду, всегда связаны с проживанием Эдипова комплекса, они выступают отголоском инцестуозных сексуальных влечений к отцу, когда он проходит. Опять же, невозможно предугадать, к чему приведет это остаточное явление от Эдипова комплекса. Он может истощать сексуальную жизнь взрослого человека, приводя к сильным отклонениям от нормальной сексуальности и привычного характера взаимоотношений с противоположным полом (как в сторону усиления предпочтений мазохистской направленности, так и в выборе пола партнера). А может, напротив, оставаться в глубинах бессознательного, не оказывая заметного влияния на жизнь субъекта.

Теоретическое положение психоаналитического учения о решающей роли Эдипова комплекса в возникновении неврозов различного спектра, таким образом, подтверждается и в отношении развития сексуальных отклонений, связанных с мастурбационным удовлетворением. Чаще всего фантазии эротического содержания у девочек, включающие в себя сюжеты побоев, выступают всего лишь последствием преодоления инцестуозных влечений к отцу, результатом обращения изначального садизма против себя, что оборачивается очевидными мазохистскими тенденциями. Превращение садизма в мазохизм З. Фрейд предлагает объяснять чувством вины, которое всегда имеет место при переживании Эдипова комплекса. Почему Эдипов комплекс всегда сопровождается чувством вины, З. Фрейд не знает и не видит ее возможных источников. Однако сам факт наличия вины является неоспоримым. Кроме того, он объясняет одну особенность мастурбационных действий людей с невротическими расстройствами, причина которых ранее оставалась неразгаданной. Э. Блейлер еще заметил, что онанистические акты у невротиков очень часто сопровождаются ощущением вины. Исходя из предположений З. Фрейда об инфантильных истоках перверсий невротического характера причина этого чувства вины становится ясной.

Сам З. Фрейд придает принципиально важное значение именно второй фазе развития сексуальных перверсий у девочек, так как именно ее содержание (избиение девочки со стороны отца) воспроизводится во всех последующих перверсионных фантазиях в будущем. Также именно этот сюжет оказывает влияние на развитие характера девочки впоследствии: особая чувствительность к действиям, высказываниям, эмоциональным проявлениям тех людей, которые ассоциируются у девушки с фигурой своего отца, повышенной возбудимостью по отношению к ним, а также обидчивостью. То есть главная линия взаимоотношений выстраивается по мазохистскому сценарию: восприятие сцены причинения себе вреда, избиения.

По отношению к мальчикам у З. Фрейда не сложилось такой же ясной картины развития сексуальных перверсий, как у девочек. У тех двух мужчин, на которых З. Фрейд пытается проанализировать развитие перверсий, на первой фазе не была выявлена установка об избиении ребенка как таковая. Вторая фаза тоже принесла З. Фрейду удивление, поскольку анализ показал, что ожидание относительно центральной установки «Меня побила мать» у мальчиков не оправдалось. У них точно так же, как у девочек актуализируются представления о том, что их избивает именно отец. И только на третьей фазе своего развития фантазия приобретает мазохистских характер, воплощаясь в представлениях о том, что мальчика избивает мать. Мальчик при этом принимает пассивную женственную позицию. Если обратиться к инфантильным переживаниям, то мальчик, как это было показано в других работах З. Фрейда [3], иногда разрешает Эдипов комплекс посредством преодоления в себе сексуальных влечений по отношению к отцу. Таким образом, как у девочек, так и у мальчиков фантазии об избиении, приносящие аутоэротическое наслаждение,  выводятся из инцестуальной привязанности к отцу. Только если у девочек источником мазохистского содержания фантазии выступает нормальная инцестуальная установка, то в случае мальчиков установка Эдипова комплекса предстает в инверсированном виде, при котором объектом эротических чувств становится отец, а не мать, как можно было бы ожидать. 

Интересно также отметить, что мазохистские фантазии, вытесненные в бессознательное, в действительности предстают в почти неизменном виде в сознании взрослого человека. Единственный момент, который почти полностью стирается из сознания – это связь фантазийных образов с фигурой отца и себя в детском возрасте.

Завершая небольшой обзор работы З. Фрейда «Ребенка бьют», надо отметить, что автору удалось отыскать закономерности развития перверсии и мазохистских тенденций, основываясь на крайне ограниченном количестве частных клинических случаев, с которыми он имел дело в рамках психоаналитических сессий. За счет глубины аналитических способностей, З. Фрейд проникает в запутанные сферы детского развития, которые приводят к отклонениям от нормального развития уже во взрослом возрасте. Так, З. Фрейд открыл определяющую роль инфантильного переживания Эдипова комплекса в развитии сексуальных отклонений. Большое значение при этом имеет чувство вины (исходящее от критикующей инстанции, названной позже Сверх-Я), которое ставит человека в позицию жертвы и заставляет обращать садистические тенденции против самого себя, превращая их в мазохизм. В данной работе содержатся теоретические представления о сексуальных перверсиях, которые расставляют главные акценты в отклоняющемся развитии сферы сексуальности, на которые прежде всего необходимо обращать при работе с данными расстройствами.

 

 Список литературы

  1. Кинодо Ж.-М. Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе / М.: Когито-центр, 2012. – 416 с.
  2. Лейбин В. Краткий психоаналитический словарь-справочник. – М.: Когито-Центр, 2015. – 191 с.
  3. Фрейд З. Два детских невроза / З. Фрейд. – М.: Фирма СТД, 2007. – 242 с.
  4. Фрейд З. Навязчивость, паранойя и перверсия / З. Фрейд. – М.: Фирма СТД, 2006. – 339 с.

 



Просмотров: 383
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О норме сексуального развития взрослого или Пока З. Фрейд отдыхает
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Бегство из реальности... Или - что сказал бы дедушка Фрейд?
  • Зейгарник, гештальт и Фрейд - что общего?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Мечта - что это и для чего? (отличия от фантазии и цели)
  • Что такое бессознательные фантазии и как они проявляются в повседневной жизни
  • Развивать ребенка….. Как? Что именно?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Фрейд и искусство, которое он не любил
  • Сексуальное развитие ребенка: что «нормально», а что – нет
  • Туда, где Фрейд не гулял. Как устроено управление человечеством через его сексуальную природу.
  • Да что мы, маленькие что ли? О песочной терапии, чувствовании, фантазии и успехе
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Любовь: почему она так важна для развития ребенка
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Знакомьтесь-это ФРЕЙД...ЛЮСЬЕН



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь