|
Формирование психоаналитической традиции: Фрейд и ФеренциАвтор статьи: Лебедева Елена Владиславовна
Формирование психоаналитической традиции: Фрейд и Ференци Шандор Ференци – современник и друг Зигмунда Фрейда, также может рассматриваться как один из отцов-основателей психоанализа. Ш. Ференци в большей степени, чем З.Фрейд интересовался психологической подоплёкой изменений, происходящих с психикой. Хорошо знакомый с работами З.Фрейда Ш.Ференци смог не только дополнить и развить некоторые концепты, но и внести немало нового в теорию и практику психоанализа. Тем не менее, были определенные аспекты практики консультирования, в которых Ференци был не согласен с учением З.Фрейда. В частности, Ш. Ференци опровергалась сама стратегия работы с пациентами. З.Фрейд большое внимание уделял причинам возникновения проблем, осуществлял беспристрастный анализ ситуации. Используя метод переноса З.Фрейд выявлял основную причину психологической проблемы и начинал работу над ее устранением. Ш.Ференци всю свою практическую деятельность находился в поиске оптимального способа ведения работы с пациентами. «Ференци непрерывно задает вопросы, экспериментирует, революционизирует, опровергает сам себя, предлагает новые решения. В его понимании техники психоанализа исследователи выделяют три этапа – активная техника (1918 -1926), гибкая (эластичная) техника (1926 – 1929), неокатарсис и взаимный анализ (1929-1933)» [1]. Не отвергая основные концепты психоанализа З.Фрейда классическую практику консультирования, он считал неэффективной. Ференци являясь пациентом З.Фрейда считал, что в результате психоанализа у него остался «непроработанный остаток», который мешает успешной профессиональной деятельности. Анализируя один и центральных концептов З.Фрейда – свободные ассоциации, Ш.Ференци приходит к выводу, что Фрейд ошибается при их трактовке. Во-первых, Ш.Ференци подвергает возможность психоаналитика оставаться полностью нейтральным и беспристрастным. Во-вторых, он отмечает, что сам «непроработанный остаток» в дальнейшем становится главной проблемой пациента. Ференци, исследуя технику психоанализа З.Фрейда отметил, что при наличии «непроработанного остатка» свободные ассоциации не получаются, а сама аналитическая работа приходит в тупик, но что при этом важно, так это то, что у пациента возникает сопротивление. Природа этого сопротивления, по мнению Ш.Ференци отличается от описанной З.Фрейдом. В этой ситуации, несмотря на то, что и пациент, и психоаналитик следуют правилам, у последнего возникает ощущение, что практика саботируется, а свободные ассоциации не «работают». То есть, Ш.Ференци сделал вывод, что при «непроработанном остатке» происходит перенос причины психологической проблемы и пациент не может формулировать свободные ассоциации. По мнению З.Фрейда именно свободные ассоциации являются основой для работы психоаналитика. Свободные ассоциации являются проявлением бессознательного, следовательно, происходит преодоление сопротивления. Пациент же, при «непроработанном остатке» не может проводить формирование свободных ассоциаций, следовательно, представляет психоаналитику «мусорный материал». Важно отметить тот факт, что этот «мусорный материал» пациент предоставляет согласно просьбе самого аналитика. Фактически, Ференци показал, что можно опровергнуть всю основу концепции психоанализа [1]. Ш.Ференци первым на практике заметил, что психоанализ не всегда работает так, как он изначально был задуман З.Фрейдом. Как отмечает Н.Савченкова, Ш.Ференци заметил, что отказ от работы, отказ от выполнения переноса и представления свободных ассоциаций дает новую работу для психоаналитика. Очень важно рассмотреть причины некорректного использования такого важного инструмента как свободные ассоциации. Также к заслугам Ш.Ференци можно отнести тот факт, что он первым начал исследовать феномен расщепления, первым обратил внимание на его существование. В этом случае не работало правило З.Фрейда о вытеснении реальности, в этот момент пациент полностью отрицал реальность, не был готов работать с психоаналитиком в традиционном ключе. Еще одним важным достоинством учения Ш.Ференци является понимание необходимости отказа от стандартизации языка психоанализа. При этом он указывает на то, что использование стандартных конструкций, символов и метафор может приводить к тому, что пациент будет отрицать всю основу психоанализа, так как не будет разграничивать сознательное и бессознательное [1]. То есть, можно говорить о том, что Ш.Ференци значительно развил теорию консультирования, которая была сформирована З.Фрейдом. Он предлагал новые техники консультирования, указывал на необходимости ведения диалога с пациентом, основанного на взаимном анализе. Очень важным является и тот факт, что по мнению Ш.Ференци большую роль в повышении эффективности психоанализа играет вера. Вера в методы психоанализа, в использование свободных ассоциаций, перенос позволяет пациентам выполнять рекомендации, стремиться к получению максимального результата. В связи с тем, что «активная техника», которую использовал Ш.Ференце в последующем стала признана его сторонниками, то можно говорить о том, что он стал одним из основателей психоанализа. Также можно отметить, что его исследования, описание практики консультирования позволили развить теорию З.Фрейда, существенно обогатить психоанализ. Благодаря обширной практике он выявлял наиболее слабые и сложные вопросы в теории психоанализа, предложенной З.Фредом. Можно отметить, что Ш.Ференци также как и З.Фрейд был основателем психоаналитической традиции. Источник:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|