Проявление влечения смерти в клинической практике психоанализа.

Автор статьи: Владимир Сенчило

Статья была представлена 21 мая 2019 года на ежегодной международной научно - практической конференции Фрейдовские чтения IV  в Восточно-Европейском институте психоанализа.

 В статье представлен обзор понятия влечения смерти и его возможные проявления в практике психоанализа. Отмечен краткий исторический обзор появления текста «По ту сторону принципа удовольствия», в котором впервые упоминается понятие влечения смерти. Рассмотрены основные признаки мазохизма и подходы к его изучению в теории Фрейда и его последователей. Представлено понимание негативной терапевтической реакции, как выражение морального мазохизма. Выдвигаются предположения о стремлениях присущих психоаналитику.

Понятию влечение смерти в этом, 2019 году, исполняется 100 лет. Разработанное в 1919 году Фрейдом, это дополнение к учению о влечениях, представляет собой результат 25 летней работы по развитию теории психоанализа.  В период написания текста «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд переживает очень трудные времена - сложное экономическое положение послевоенной Австрии, холод и плохая освещенность кабинета, низкий доход. Его близкий друг Антон фон Фройнда, скончался за три дня до известия о тяжелом состоянии дочери Фрейда, Софии, в связи с воспалением лёгких. Она скончалась спустя несколько дней. Некоторые историки психоанализа предполагают о возможной депрессии связанной  с горестями утратами, которые послужили причиной размышлений Фрейда о влечении смерти. Представленное в работе 1920 года «По ту сторону принципа удовольствия», понятие влечение смерти вызывает у психоаналитиков негодование. В 1923 году выходит работа «Я и Оно», в которой третья теория влечений находит отклик уже и в топической логике.

Влечение смерти очень обширная тема, вызывающая множество споров среди психоаналитиков разных традиций  и школ.

Влечение смерти Фрейд выводит из нескольких положений: во-первых он обращается к философии Шопенгауэра и отмечает, что  цель всякой жизни есть смерть. Во-вторых, он подчеркивает что,  неорганическое состояние материи первичное по отношению  органическому. В-третьих,  важным оказывается консервативная природа влечений, стремиться восстановить какое либо прежнее состояние [6].

Из этого следует что, влечение смерти -  сила, которая движет субъекта к первичному неорганическому состоянию, чем является смерть. Влечение смерти стремиться перевести беспокойство жизни в состояние неорганической стабильности [6]. Рассматривая судьбы влечений, Фрейд даёт так же понять что в начале душевной жизни Я катектировано влечениями, и способно удовлетворять их на самом себе, что и называется состоянием нарцизма.  В случае с влечением смерти, задачей либидо  становится отвод этой разрушительной силы на объекты внешнего мира [8]. Отталкиваясь от  этого, Фрейд предлагает идею первичного садизма, часть которого, либидо направляет  на объекты внешнего мира, а другая часть остаётся направленной на Я, чем и является мазохизм.

         Мы остановимся подробнее на проблеме мазохизма и попробуем рассмотреть возможные его проявления в клинической практике.

В исследовании экономической проблемы мазохизма, Фрейд выделяет три его типа: эрогенный, женский и моральный.

Эрогенный мазохизм Фрейд так же называет первичным. Этот тип мазохизма  является остатком  влечения смерти, который не был перенесен во вне, в качестве садизма.  Женский мазохизм – Фрейд описывает как сущность женской сексуальности, объясняя это пассивностью. Моральный мазохизм – представлен  как чувство вины [8].

         Первым примером клинического проявления мазохизма, в частности морального, нам может послужить случай «человека с волками», в котором мы впервые узнаем о существовании негативной терапевтической реакции. Наблюдать её можно во временном усилении  переживаемых симптомов. Эта реакция являет собой бессознательное чувство вины. Здесь предстаёт один из парадоксов, так как в работе «Бессознательное», Фрейд говорит что сущность чувства в том , что оно чувствуется, то есть известно сознанию. Тем не менее, в психоаналитической практике говорят о бессознательной любви, злости, страхе и прочих. Неизбежную, на первый взгляд, фразу «бессознательное чувство вины» предлагается  заменить «потребностью в наказании». И действительно мы находим негативную терапевтическую реакцию в страдание от болезни, как от наказания, в котором  находит своё удовлетворение чувство вины [5]. 

         Любопытным оказывается так же факт ослабленной связи морального мазохизма с сексуальностью. При моральном мазохизме страдание не обязательно должно исходить от любимого человека. Самым важным оказывается само страдание. Оно так же может исходить от обстоятельств или безличных сил [8]. В аналитической ситуации, сеттинг может выступать в роли такой безличной силы. К примеру, опоздание на сессию, может вызывать чувство вины. Не переносимость этого чувства, заставляет субъекта инвестировать его мазохистически. Такая инвестиция трансформирует  чувство вины в источник удовольствия, эротизирует потребность в наказании [4].

         Тема опозданий, ассоциативно наводит нас на идею отсрочивания, по этому важно поговорить о таком важном принципе психического события, как принцип реальности. Господство принципа удовольствия, стремящегося незамедлительно снижать уровень напряжения до максимально низкого и постоянного уровня может  быть опасно для самосохранения организма среди трудностей внешнего мира. В силу этого Lustprinzip сменяется на принцип реальности, который не отказывается от цели удовлетворения, но откладывает и временно терпит неудовольствие, выбирая окольный путь к удовлетворению [6]. Важно отметить то, что Фрейд говорит ещё в 1911 году «Замена принципа удовольствия принципом реальности означает не исключение принципа удовольствия, а его обеспечение» [7].

         В описании этой трансформации мы не раз сталкиваемся с отсрочкой, временным откладыванием и связанным с ними терпением, которое переживается как неудовольствие. Возникает вопрос – как психический аппарат может справиться с переживанием этого неудовольствия? Ответ на этот вопрос кроется в логике эрогенного, первичного мазохизма. Это неудовольствие, возможно пережить лишь при мазохистической инвестиции либидо. Так можно говорить о  том, что мазохизм выступает условием сохранности психической организации. В этой логике уместно говорить что мазохизм обеспечивает возможность субъекта на кушетке выдерживать время сессии, что он не прерывает посещения психоаналитика, продолжает говорить о своих переживаниях.

         Не представляется возможным, не упомянуть феномен повторения, исследование которого, послужило причиной расширения теории влечений.

Повторение наблюдается и в повторяющихся сновидениях, которые слышит психоаналитик , так же повторение является основополагающим в переносе, о чем нам говорит самое распространённое мнение, будто бы перенос это повторение уже имеющихся объектных отношений. Здесь важно  повторить идею о  сеттинге, который является условием исследования вариаций  феномена повторения у каждого отдельного субъекта, проходящего психоанализ. Для иллюстрации связи  повторения и влечения смерти, можно привести в пример советы, которые предлагает философ «возрождения» Мишель Монтень. В XX главе своих «Опытов», он предлагает идею о том, что философствовать значит учиться умирать. Монтеня очень привлекает рассказы и размышления о смерти, это выражается в том, что он ежедневно думает о смерти, рисует различные образы смерти. Результатом такой практики, является особое ощущение «Меня постоянно преследует ощущение, будто я всё время ускользая от смерти» [3]. Это может нам напомнить одно из толкований  игры с катушкой, FortDa. Фрейд утверждает, что повторяя игру, отбрасывая катушку, ребёнок с меняет пассивную позицию, на активную, тем самым овладевая ситуацией [6].

Можем ли мы это метафорично перевести, на клиническую практику, где проходящий анализ человек, повторяет различные истории, переживания или просто слова, с целью овладеть ими, овладеть собой.

         Мы попытались выделить несколько возможных проявлений влечения смерти, присущим субъектам проходящим психоанализ и теперь попробуем представить, могут ли  деструктивные тенденции  провялятся со стороны психоаналитика?  Если мы допускаем то что в кабинете психоаналитик – анализирует или по крайней мере, поддерживает процесс анализирования, то не лишним будет рассмотреть суть этого  слова. В словаре иностранных слов, указано, что анализировать значит разбирать, разлагать вещи на её составные части, разлагать сложные вещества, на более простые.

         Уже здесь можно усмотреть деструктивный характер глагола анализировать. Так мы можем предположить, что психоаналитиком двигает отчасти и влечение смерти, работа которого, возможно именно эта компонента обеспечивает терапевтический эффект.
         Для чего аналитик разбирает, разлагает?  Из исследования нарцизма, мы знаем,  как распределяется либидо при органической болезни и полагаем, что такая же работа происходит на психическом уровне. К примеру, боль испытываемая при ранении, вызывает чувство неудовольствия, в связи с повышением напряжения в части тела. Либидо поступает к пострадавшему органу со всех сторон, тем самым связывает излишек возбуждения. Боль так же обладает познавательной функцией. Мы находим упоминание о том, что мучительные ощущения, создают представления об органах тела [6]. Тогда мы говорим, что неудовольствие боли имеет познавательную функцию.

Здесь важно указать на  то, что разглядывание своих собственных гениталий или гениталий другого, определяют познавательный интерес ребенка. Гениталии, рот, анус, как эрогенные зоны, представляют собой отверстия, подобные ранению. Именно вокруг таких телесных разрывов  и концентрируется сексуальность [2].

         Так мы можем сделать вывод о том, что разрыв всегда представлен сосредоточением либидо. Мы можем предположить что психоаналитик, движимый влечением смерти, создает разрыв, взывает, таким образом, к силам Эроса. Разрывы в речи субъекта, обращение внимание на оговорку или ошибочное действие,  либо останавливая саму сессию. Эти жесты помогают выделить некую вещь, обратить на неё внимание, тем самым разложить сложное на более простое. Ведь именно там где происходит разрыв, есть возможность появится вытесненному, есть возможность проявиться сексуальности [2].

         Основываясь на этих выводах, хотел бы задаться вопросом о справедливости высказывания современного философа  в популярном интернет журнале, который размышляя на тему самоедства, предлагает сравнить психоаналитика , c “ментальным падальщиком, чем то вроде рыбки, съедающей лишнюю кожу ног на специфическом сеансе массажа в экзотической стране” [1].

         В этом любопытном и даже слегка комичном высказывании, привлекает сравнение работы психоаналитика с экзотической медициной. На основе данного исследования, можно предложить сравнение работы психоаналитика с другим, целебным существом. Так в народной медицине известен способ лечения укусом пчелы, где яд жала насекомого, доставляет не только известное многим неудовольствие, но так же и целебный эффект. Возможно, в биологических терминах мы могли бы объяснить терапевтический эффект  притоком крови к пораженному ядом участку кожи. Это  рифмуется с сосредоточием либидо в пострадавшем органе.

         Поведение пчелы в этом акте любопытно так же тем, что, яд пчелы может попасть в кожу человека при условии, что насекомое лишается своего жала и  как следствие своей  жизни. Можем ли мы тогда предположить, что двигает пчелой влечение смерти?

 

 

Библиографический список:

 

  1. Дерикот Н. Самоедство или конструктивный анализ себя?/ URL - https://knife.media/reflection/ (дата обращения: 15.04.2019).
  2. Лапланш. Ж. Жизнь и смерть в психоанализе / пер. с фр. Быстрова А.Ю – СПб.: “Владимир Даль”, 2011. – 370 с.
  3. Монтень М. О том, что философствовать – это значит учиться умирать / Монтень, М. Опыты.:// Пер. с фр. Под ред. В.Д. Прилепская .:М -  «Наука». – 1979. – 703 с.
  4. Розенберг Б. Мазохизм смерти и мазохизм жизни. / Пер. с фр. А. Коротецкой – М.: Когито-Центр, 2018. – 212 с.
  5. Фрейд З. Бессознательное / Пер. с нем. А.М. Боковикова, под ред. А.М. Боковикова, С.И. Дубинской // Учебное издание. В 10 т. – Т.3. Психология бессознательного. – М.: ООО «Фирма-СТД», 2006. – 447 с.
  6. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия / Пер. с нем. А.М. Боковикова, под ред. А.М. Боковикова, С.И. Дубинской // Учебное издание. В 10 т. – Т.3. Психология бессознательного. – М.: ООО «Фирма-СТД», 2006. – 447 с.
  7. Фрейд З. Положение о двух принципах психического события / Пер. с нем. А.М. Боковикова, под ред. А.М. Боковикова, С.И. Дубинской // Учебное издание. В 10 т. – Т.3. Психология бессознательного. – М.: ООО «Фирма-СТД», 2006. – 447 с.
  8. Фрейд З. Экономическая проблема мазохизма / Пер. с нем. А.М. Боковикова, под ред. А.М. Боковикова, С.И. Дубинской // Учебное издание. В 10 т. – Т.3. Психология бессознательного. – М.: ООО «Фирма-СТД», 2006. – 447 с.


Просмотров: 580
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мазохизм, как связывающее влечений. Мазохизм, как клиническая основа влечения к смерти.
  • Психика и тело. Влечение к жизни и Влечение к смерти. Выбор.
  • З. Фрейд. Энергия жизни. Энергия смерти
  • Страх смерти, суицид, чувство вины
  • Отцы и дети. Чувство вины из-за смерти родителя.
  • Влечение к смерти
  • Влечение к смерти – зачем оно?
  • Мое отношение к смерти. Эссе по психологии смерти, горевания и утраты
  • Разговоры с детьми о смерти и отношение детей к смерти.
  • Как говорить о смерти? Как поддержать человека, который сейчас переживает утрату?
  • #2. Страх смерти. Боитесь ли Вы смерти так, как боюсь её я?
  • Гипотеза: О жизни и смерти и об инстинктах жизни и смерти…
  • Конференция "Влечение к смерти" часть 1. Выдержки с конспекта, мысли и мое понимание.
  • Есть ли границы у реальности? Очерки о Жизни и Смерти.
  • Эссе по работе З. Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия»
  • Боюсь смерти=хочу смерти
  • Ожидание смерти подобно. Может пора на новый уровень?
  • Можно ли говорить с детьми о смерти?
  • Можно ли говорить с детьми о смерти?
  • «Папа, а можно я не буду умирать?» Поговорим о смерти
  • Почему Фрейд молчал про назальное либидо?
  • Тема жизни и смерти в работе с подростками. Из опыта.
  • Работа со страхом смерти в психологической практике
  • Как страх смерти может стать лекарством от прокрастинации
  • Как справиться с чувством вины после смерти мамы.
  • Страх смерти: как пережить смерть близкого человека
  • Ребенок и смерть. Часть 5. Как рассказать ребенку о смерти родного человека
  • Эссе к работе Зигмунда Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия"
  • Что такое смерть и что дальше? (Личный опыт клинической смерти)
  • Ждать можно только смерти



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь