Эссе по работе З. Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия»

 

        Эссе по работе З. Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия»

 «По ту сторону принципа удовольствия»[1]—  одна из ключевых работ З. Фрейда, опубликованная в 1920 году и ознаменовавшая  важный поворот во вей фрейдистской психоаналитической теории  -  переход от ранее разрабатываемо Фрейдом так называемой «первой модели психического аппарата» (представленной такими элементами, как сознательное, предсознательное и бессознательное), ко второй модели, ставшей основной (Эго - Ид – Супер-эго).

Работу «По ту сторону принципа удовольствия» сам Фрейд характеризовал как «третий шаг в теории влечений». Эссе, в котором он представил динамику инстинктов жизни и смерти, писалось весной 1919 года. 12 мая Фрейд в разговоре с Шандором Ференци заявил, что он уже почти заложил новые основы групповой психологии.

Фрейд начал в некоторой степени отходить от своей  первоначальной теории сексуальных инстинктов, определяющих генезис и развитие всех неврозов, когда он стал свидетелем психологических травм, полученных в ходе Первой мировой войны, - в том числе таких травм, которые не были обусловлены физическими причинами и не демонстрировали присутствие очевидного содержания детских впечатлений.  Фрейд уже начинает расширить понятие сексуальных инстинктов в более крупное понятие о  творческой живительной силе, Эросе; его она использует при разработке крупных теорий, не связанных с клинической практикой. Фрейд сам говорит о концепте Эроса как о «спекуляциях, часто надуманных спекуляциях», но этот концепт оказался одним из наиболее плодотворных в созданной им метапсихологии.

В работе вводятся два основных принципа, тогда еще новых для психоанализа. Первый - концепция «навязчивого повторения», отражающая тот факт, что определенные закономерности человеческого поведения повторяются раз за разом и в некотором смысле в своего рода неизбежно и даже «неизбегаемо». Притом это не то же самое беспокойное повторение навязчивых действий, которое управляет обсессивно-компульсивнымповедением невротиком; это вообще не невротические явления, по крайней мере, не в обычном смысле.

Другим серьезным новшеством стало понятие «инстинкта смерти». В этой работе впервые в психоанализе Фрейдом были поставлены вопросы навязчивости, влечения к смерти и принципа удовольствия и его статусе в психической жизни субъекта.

Работа Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия» по настоящее время остаётся одним из наиболее важных трудов, посвященных травматическим неврозам и их лечению.

Это также одна из наиболее философских и спекулятивных работ Фрейда, исследующих глубинные проблемы жизни и смерти, радости и боли. В ней Фрейд вводит основные понятия "навязчивое повторение" и "влечения к смерти", в соответствии с которым извращенные, повторяющиеся саморазрушительные импульсы выступает против творческих влечений, или – в терминологии Фрейда - Эроса. Это и одна из наиболее интенсивно обсуждавшихся работ Фрейда, в которой поднимаются важные вопросы, не теряющие своей остроты для философов и психоаналитиков с момента его первой публикации в 1920 году.

Фрейд ввел понятие т.н. «принципа удовольствия»: он утверждает, что всякая психическая деятельность имеет своей целью именно любого состояния, удовольствию противоположного (т.е. неудовольствия). Этот принцип составляет основу разделения психического аппарата на уровни, или элементы, уже в первой модели психики по Фрейду.

Фрейд: «в душе имеется сильная тенденция к господству принципа удовольствия, которой, однако, противостоят различные другие силы или условия, и, таким образом, конечный исход не всегда будет соответствовать принципу удовольствия...»

Еще один значимый «источник неудовольствия», по мнению Фрейда,  - своеобразное «расщепление» психики, разнообразные внтурипсихические конфликты. Почти вся психическая энергия возникает из влечений, однако но не все они в итоге достигают тех или иных стадий своего развития. Среди них встречаются такие, цели которых несовместимы с целями других влечений. Это ведет к нарушению психического единства, которого не могут достичь эти противоречащие друг другу влечения.

В рассматриваемой работе начинается решительная «смена парадигмы». Вместо того, чтобы рассматривать принцип удовольствия как коренящийся в половом инстинкте, Фрейд описывает этот принцип как отчасти напоминающий эпикурейский подход, подразумевающий не проповедь разврата или распущенности, но естественную психодинамику -  «приливы» и «отливы», в рамках которых рассматриваемый им принцип предполагает не поиск удовольствия, но поиски снижению напряженности и возбуждения. Это скорее избегание удовольствие, а не «производство» такого удовольствия, которое обычно понимается под данным термином. Неудовольствие при таком подходе соответствует увеличению количества возбуждения, а удовольствие - его уменьшению. Это был важный шаг в понимании механизмов человеческой психики.

Еще в «Бессознательном» (1915)[2]Фрейд предложил рассматривать психику, помимо «топической» точки зрения (в рамках каких именно систем протекают процессы) и «динамической» (как развиваются эти процессы), еще и с «экономической» (энергетической) точки зрения. Со временем он старается объединить эти точки зрения в единую систему, в рамках которой энергетически-психические процессы развиваются в соответствии с «принципом удовольствия» и «принципом реальности».

Фрейд также предположил, что стремление к получению удовольствия никогда не является абсолютным или доминирующим. Человеческая психика пребывает в постоянном поиске не столько удовольствия самого по себе, сколько стабильности, постоянства, то есть самосохранения. Во внешнем мире стремление к самосохранению побуждает психику придерживаться, взамен принципа удовольствия, принципа реальности, который означает не более чем инстинктивное стремление отложить удовлетворение тех или иных влечений в пользу самосохранения. Мы интеллектуализируем принцип реальности путем формулирования целей. Мы откладывае5м удовлетворение некоторые влечений для достижения более важной для нас цели. В конечном счете, как говорит Фрейд, западная культура положила этот принцип в основу своей религии: мы должны отложить удовлетворение в этой жизни для удовольствия в загробной жизни.

В первом разделе работы «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд начинает с рассмотрения понятия принципа удовольствия «самого по себе». В основе теории «принципа удовольствия», как она сложилась до Фрейда, лежит идея, что человечество обладает инстинктивным влечением к тому, чтобы испытывать удовольствие и «закрываться» от боли. Фрейд не ставит под сомнение существование принципа удовольствия, но никак не соглашается с идеей, что принцип удовольствия является доминирующей движущей силой психического процесса. Если бы это было так, утверждает он, то большинство  психических актов приводило бы к удовольствию или сопровождалось им; однако, поскольку из-за наличия различных других инстинктов и влечений можно только сказать, что существует общая тенденция к испытыванию удовольствия, которая часто находится в конфликте с другими влечениями. Одна из таких движущих сил - «принцип реальности», который, согласно Фрейду, является результатом стремления Эго к самосохранению и, по сути, вынуждает индивида откладывать удовольствие быть отложены или достигать его окольным путем.

Фрейд всегда сохранял веру в существование некоторого параллелизма между результатами своих исследований в психологии и результатами Фехнера и Гельмгольца, достигнутых ими в исследованиях физиологии и физики. Короче говоря,  всю свою жизнь он оставался органицистом, огромное значение придавая физико-физиологическому обоснованию психических процессов.

Вернувшись к идее метапсихологии, которую он начал разрабатывать в трудах 1915 года, Фрейд вводит теперь понятие  «принцип удовольствия», которые он связывает с выдвинутым Фехнером принципом стабильности, или принципом константности.

Фрейд начинает данную работу с определения «принципа удовольствия»: течение психических событий определяется по Фрейду, состоянием неприятного напряжения, и конечной целью  психики всякий раз выступает стремление к снижению этой напряженности  и получению удовольствия.

«… течение психических процессов автоматически регулируется принципом удовольствия (Lustprinzip)… с устранением неудовольствия (Unlust) или получением удовольствия (Lust)».

Такой подход позволяет Фрейду  добавить «экономический» фактор к своим прежним теоретическим  структурам: сознательное / бессознательное («топографическая» структура психики) и Id-Эго и Супер-эго («динамическая» структура психики).  Все вместе эти три подхода составляют то, что Фрейд называет «метапсихолонгией», или «метапсихологическим» подходом.

Поскольку не существовало какой-то концептуальной базы, в рамках которой Фрейд мог бы развивать эту теорию, он предпочитает сам установить подобные рамки, выдвигая базовый теоретический принцип: удовольствие и неудовольствие вытекают из количества возбуждения, имеющегося в психике человека в несвязанной форме. Неудовольствия, таким образом, совпадает с увеличением, а удовольствие - с уменьшением количества этого возбуждения. Речь, однако, идет не столько об «абсолютном количестве», сколько о динамике  в течение определенного периода времени. (Это согласуется с идеями Фехнера, которого Фрейд цитирует.)

Другая гипотеза предполагает, что психический аппарат имеет тенденцию сохранять количество возбуждения постоянным  и на максимально низком уровне (принцип константности).

Затем Фрейд переходит к рассмотрению условий, выступающих как оппозиция этому принципу удовольствия («торможения принципа удовольствия") . Первым таким условием он называет стремление к самосохранению. Принцип удовольствия сам по себе ни в коем случае не является эффективным инструментом самосохранения; в соответствии с этим, Фрейд вводит новое понятие - «принцип реальности». Данный принцип, согласуясь с внешними условиями, требует отсрочки удовлетворение и временную терпимость к неудовольствию, «как шаг на долгом, извилистом пути к удовольствию».  Сексуальные инстинкты, однако, достаточно часто «игнорируют » принцип реальности.

В дополнение к принципу реальности, вторым барьером на пути реализации принципа удовольствия оказываются психические конфликты. Каждая стадия развития сопровождается активизацией определенного набора  инстинктивных импульсов. Так как некоторые из них несовместимы с другими, они отделились от них и были подавлены. Однако в некоторой степени они все-таки находят удовлетворение окольными путями, что Эго (которое само же и подавило их) ощущает как неудовольствие. Любое невротическое неудовольствие имеет вид «удовольствия, которое не может ощущаться как таковое».

Фрейд заканчивает первую главу работы, объявив о своем намерении изучить реакцию психики на внешнюю опасность, которую он описывает как психическое восприятие неудовольствия.

Вторая часть работы посвящена в основном рассмотрению природы и условий формирования травматических неврозов. Она начинается с анализа травм, пережитых ветеранами Первой мировой войны. Традиционно считалось, что травматические неврозы являются результатом физических травм - убеждение, от которого Фрейд призывает отказаться.

Первая мировая война, произошедшая незадолго до написания Фрейдом этой работы, демонстрирует повсеместное распространение так называемых . травматических неврозов. Больше того, именно в этот период и именно в условиях войны стало ясно, что было бы слишком поверхностным ограничивать причины подобных неврозов лишь механическим воздействием и связанными с ним органическими повреждениями мозга либо нервной системы – хотя последние, безусловно, и имели место в условиях военных действий. Так, Фрейд отмечает сходство травматического невроза с
«классической» картиной истерии.

Фрейд не ограничивается принципом удовольствия, выводя еще «более примитивные», «более элементарные», «больше инстинктивные» психодинамические тенденции, чем принцип удовольствия, независимые от него и проявляющиеся, как правило, в навязчивых повторениях: такие, как, например, «возвращение» вытесненных впечатлений, связанных с травматическим неврозом, детские игры, повторение прежних впечатлений при переносе во время терапии, т.н. «неврозы судьбы».

Кроме того, Фрейд отмечает две важные характеристики «обычных», т.е. не связанных с войной травматических неврозов: 1) они в первую очередь вызываются чувствами сильного удивления или испуга (Фрейд отличает «испуг» от «страха», который связан с конкретным объектом: по мнению. Фрейда, вряд ли «страх может вызвать травматический невроз; в страхе есть что-то, что защищает от испуга и, следовательно, защищает и от невроза, вызываемого испугом»), и «тревоги», которая является скорее ожиданием опасности, нежели реакцией на нее; 2)  полученные раны или другие физические травмы обычно препятствует развитию неврозов.

Далее Фрейд переходит к обсуждению своей теории сновидений и ее связи с травматическим опытом. В своей книге «Толкование сновидений» Фрейд постулировал, что содержания сновидений представляют удовлетворение желаний, позволяя психике разрешить внутренние конфликты (в соответствии с принципом удовольствия). Тем не менее, это, кажется, противоречит опыту тех страдающих травматическими неврозами, чьи сновидения зачастую «переносят» их обратно в пережитую ими травматическую ситуацию: «… в ситуацию катастрофы, поведшей к его заболеванию, и больной просыпается с новым испугом». При этом, утверждает он, такие пациенты, как правило, не думают о своей травме во время бодрствования; вообще же, по Фрейду, функция сновидения сама по себе оказывается нарушенной в результате травматического опыта.

В той же связи рассматриваются детские игры со специфическими  повторяющимися сюжетами, воспроизводящими травматические переживания. Так, он описывает игру полуторагодовалого ребенка, который постоянно выбрасывал из кроватки игрушку и затягивал ее на нитке обратно. Фрейд  «расшифровал» эту игру как компенсаторную: ребенок, которого мать иногда оставляла одного, играл при этом пассивную роль – теперь же он «компенсирует» ее активной ролью, играемой им в его играх. Потому он раз за разом повторяет эту игру, несмотря на то что на первый взгляд она должна вызывать в нем не удовольствие, а чувство выраженного неудовольствия.

Фрейд предполагает, что это действие было связано не столько с переживанием радостного опыта повторного «захвата» игрушки, а скорее связано с попыткой ребенка восстановить контроль над ситуацией, которую он нашел неприятной (в данном случае - частые отъезды его матери). Т.е. функция таких повторяющихся действий рассматривается в данном случае  как компенсаторная.

Анализ двух этих видов «повторяющихся» переживаний приводит Фрейда к выводу:

«Мы приходим, таким образом, к убеждению, что и при господстве принципа удовольствия есть средства и пути к тому, чтобы само по себе неприятное сделать предметом воспоминания и психической обработки».

Далее следует анализ т.н. «навязчивых повторений», как Фрейд называет попытки невротических пациентов воссоздать опыт, который привел их к их текущему психическому состоянию.  Повторения, характерные для таких случаев, напоминают Фрейду неврозы навязчивости. Навязчивые повторения, по всей видимости, идут вразрез с понятием «принципа удовольствия», и Фрейд связывает его с повторяющимися невротическими сновидениями и «повторными действиями» в детских играх, которые он обсуждал в предыдущей главе.

В частности, навязчивое повторение возникает из событий, которые подверглись когда-то подавлению  и с тех пор остаются бессознательными. Часть того психического материала, что стремится к навязчивому повторению, может быть связана с удовольствием, - однако существует и выраженная тенденция к повторению переживаний, также давление, чтобы повторить опыт прошлого, которые не были и не являются доставляющими удовольствие в привычном смысле этого слова.

В процессе психотерапии невротиков, в частности и особенно в процессе прохождения ими сеансов психоаналитической терапии, проявляется «вынужденное» или  «навязчивое повторение».  Фрейд связывает это с тем фактом, что в раннем детстве, на инфантильной стадии психосексуального развития, основные желания, воплощавшие в себе «принцип удовольствия», не только не совпадали с т.н. «принципом реальности», но и даже прямо противоречили ему. Таким образом, детская сексуальность обрекается на гибель, причем это оказывается очень болезненным и эмоционально мучительным для ребенка процессом. Ребенок чувствует, что он утрачивает любовь значимых для него людей (матери в первую очередь), этот опыт оставляет на его памяти рубец, который Фрейд называет «нарциссическим». Хотя эпоха инфантильного либидо заканчивается, подобные переживания, разновидностей которых существует несколько, постоянно возвращаются в качестве бессознательных.

Часто эти навязчивые повторения мучительных
«остатков» пережитого в детстве болезненного и травматического опыта проявляются как раз в процессе  психоаналитической терапии; проявляются они в первую очередь в виде переноса («невроз переноса», при котором больной «переносит» на терапевта ранее вытесненные чувства и эмоции, связанные со значимыми для него людьми).

 Фрейд связывает это со своей концепцией «неврозов переноса», которые «провоцируются» именно психоаналитической терапией и при которых фантазии и импульсы пациента, ранее подвергшиеся репрессии и вытеснению, «разыгрываются» в настоящем времени. (Он впервые  уделил особое внимание этому феномену психоаналитической терапии в своей работе «Фрагмент анализа истерии»[3]).

Сновидения больных травматическим неврозом, по наблюдениям Фрейда, постоянно возвращают больного «в ситуацию катастрофы, поведшей к его заболеванию, и больной просыпается с новым испугом». Вот так же и дети в игре как будто специально раз за разом проигрывают ситуации, вызывающие неудовольствие.

Фрейд выдвигает гипотезу: «в психической жизни действительно имеется тенденция к навязчивому повторению, которая выходит за пределы принципа удовольствия», и к этой тенденции он сводит теперь и посттравматические сновидения невротиков, и детские игры.

Фрейд понимает травматический невроз как проявление ««защиты от раздражений». Это учение близко прежнему понятию о травматическом «шоке», которое, однако, отличалось от него тем, что причиной невроза считало грубую механическую силу. Психоанализ, в отличие от этой теории, основную причину видит в стремлении психики «восстановить» чувство испуга, на момент травмы отсутствовавшее, как раз в качестве «защиты от раздражений»: испуганный в течение какого-то времени человек более подготовлен к травмирующему событию; т. о. психика как будто создает искусственно и задним числом такую «подготовленность».

Фрейд затем пускается в подробное обсуждение «рождения» и уничтожения отдельных клеток. В их «стремлении к саморазрушению» Фрейд видит природное стремление к возвращению к состоянию небытия, из которого они вышли. Далее Фрейд распространяет эту идею на все живые организмы, выдвигая гипотезу, что и люди также обладают стремлением вернуться к когда-то испытанному состоянию равновесия, поскольку «начальным состоянием» для человека является состояние несуществования. Работа содержит обоснование гипотезы Фрейда о том, что смерть была приобретена в результате развития высших организмов.

«Если, таким образом, все органические влечения консервативны, приобретены исторически и направлены к регрессу, к восстановлению прежних состояний, то мы должны все последствия органического развития отнести за счет внешних, мешающих и отклоняющих влияний.»

Инстинкт смерти оказывается в постоянной борьбе с либидо.

. Ранее Фрейд видел базовым компонентом всех человеческих проявлений инстинкт (Эрос или либидо). Начиная с этой работы, Фрейд выходит «по ту сторону» простого принципа удовольствия, развивая свою теорию влечений с добавлением влечения к смерти (часто упоминается как «Танатос», в противоположность «Эросу»: от греческогоthanatos–«смерть»).

Автор проводит аналогию между «либидо» и «эросом», под которым он принимает поэтического представление о  силе, «связывающей воедино» Вселенную и все живое. Фрейд размышляет о происхождении сексуальности, обсуждая мнение, высказанное Аристофаном в «Пире» Платона, - что все люди когда-то были разделены пополам и с тех пор постоянно стремятся воссоединиться каждый со своей «половинкой». Согласно Фрейду, это предположение может служить полезной метафорой стремления человека «потерять себя в партнере» в процессе полового акта; Фрейд также предполагает, что это может быть еще одним проявлением стремления отдельного организма к изначальному «равновесию», при котором не существовали отдельные объекты, а только большая масса одноклеточных существ. Фрейд признает, что пока все это является лишь спекулятивными допущениями и что необходимы дополнительные исследования, прежде чем эту тему можно будет обсуждать более аргументированно. что-либо убедительное может быть указано.

 «Если мы примем как не допускающий исключений факт, что все живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть, и, наоборот, неживое было раньше, чем живое.»..»

Согласно Фрейду, присутствующий в каждой индивидуальной психике инстинкт смерти не вступает в противоречие с принципом удовольствия. Наоборот, Фрейд пишет:

«Похоже на то, что принцип удовольствия прямо-таки находится в услужении у влечения к смерти».

Ведь принцип удовольствия требует избегания напряжений или их разрядки. А если верить Фрейду, сами напряжения создаются прежде всего стремлением всего живого к своему изначальному «предельно простому» состоянию, к разложению на «простые» составные части, а фактически – к смерти.

Фрейд утверждает, что инстинкт смерти был первым инстинктом, который развивался в органической жизни. Он пытается представить биологическое обоснование этого заявления, утверждая, что саморазрушение представляет общий и привычный способ разрешения напряжения, вызываемого внешними раздражителями – начиная с самых первых форм организации живого.

Отношения между инстинктом смерти, агрессивными и разрушительными инстинктами привела Фрейда к их последующей переоценке и к более глубокому анализу садомазохистских влечений. В целом работа "По ту сторону принципа удовольствия" представляет важный элемент и организующий принцип всего психоанализа Фрейда.

Во введении к работе Зилбург (один из последователей Фрейда) утверждал, что в процессе ее написания Фрейд был озабочен не столько необходимостью дать наставления своим сторонникам, сколько необходимостью дать отпор своим оппонентам. И несмотря на заявление самого Фрейда в тексте работы, что он не опирается ни на какую философскую базу, - «По ту сторону принципа удовольствия», тем не менее, является продуктом своего времени и не может быть полностью свободно от идеологического наследства предшествовавших работ.

Эта работа создает, посредством выделения дуализма основных влечений, пространство, в котором разворачивается целостная психическая система: ее субстрат – косная материя и живое вещество, ее динамика включает первичные импульсы в живой материи, внешние силы и внутренние тенденции, ведущие к восстановлению более раннего состояния.

Однако высокая степень сложности – как самих разбираемых вопросов, так и их изложения, - привела к тому, что эта работа не всегда принималась и понималась исследователями в достаточной степени. Например, ее совершенно не принял Эрнест Джонс, в отличие от Шандора Ференци, который ожидал появления работы Фрейда на эту тему начиная с 1913 года. Особенно резкие возражения, даже у некоторых из тех, кто в остальном следовал заложенной Фрейдом традиции,  вызывало существование в человеческой психике «инстинкта смерти». Этот принцип либо вовсе отклоняется многими последователями Фрейда, либо сводится к более безобидным «деструктивным влечениям» (Мелани Кляйн), либо служит в качестве опоры структуралистской точки зрения (Жак Лакан). Жан Лапланш обратил внимание на серьезные проблемы и парадоксы в работе Фрейда: например, преобразование сексуальных влечений (тревожных и патогенных по своей природе) в Эрос, служащий естественным защитником жизни и, по сути,  ее единственной гарантией.

В работе исследуется и анализируется постоянная борьба, происходящая в психике индивидов, - между двумя противоположными влечениями: Эросом, который «отвечает» за творчество, гармонию, сексуальные отношения, воспроизводство и самосохранение, и Танатосом, который приносит разрушения, агрессию, принуждение и самоуничтожение.

В разделах IV и V Фрейд утверждает, что процесс создания живых клеток связывает энергию и создает дисбаланс. Это давление вещества, направленное на то чтобы вернуться в исходное состояние, что дает клеткам их качество жизни. Этот процесс аналогичен созданию и истощению батареи. Такое давление молекулярной диффузии можно назвать «желанием смерти. «Принуждение» вещества в клетках к тому, чтобы вернуться к диффузному, неживому состоянию распространяется на все живые организмы. Таким образом, психологическое желание смерти является проявлением подобного принуждения в каждой клетке.

Фрейд также изложил основные различия, как он видел их, между своим собственным подходом и подходом Карла-Густава Юнга, и обобщил результаты исследований по основным психическим влечениям  (раздел VI).

 

Использованная литература

1.Фрейд З. Бессознательное // Фрейд З.   Основные психологические теории в психоанализе. Очерк  истории   психоанализа. - СПб.: Алетейя, 1998. - С. 151–193.

2.Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. - М.: Прогресс, 1992.

3.Фрейд З. Фрагмент анализа истерии (История болезни Доры) // Фрейд З. Интерес к психоанализу. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - С. 177–336.

 

 



Просмотров: 569
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Эссе к работе Зигмунда Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия"
  • Читая Фрейда: "По ту сторону...". Принципы удовольствия, константности и реальности.
  • Принцип реальности и принцип удовольствия: что важнее?
  • Забота о себе и принцип удовольствия
  • Формирование психоаналитической традиции: Фрейд и Ференци
  • Счастье как оно есть. Принцип удовольствия.
  • Представления о психозе в теории З. Фрейд
  • Бегство из реальности... Или - что сказал бы дедушка Фрейд?
  • З. Фрейд. Энергия жизни. Энергия смерти
  • Сила Воли и принцип удовольствия
  • А может Фрейд был неправ?
  • Принцип удовольствия, или как я провела лето, точнее его часть…
  • Фрейд и искусство, которое он не любил
  • Почему Фрейд молчал про назальное либидо?
  • Если бы Фрейд был женщиной
  • Когда Фрейд плакал
  • Когда Фрейд молился.
  • О норме сексуального развития взрослого или Пока З. Фрейд отдыхает
  • Фрейд и его любовь
  • Как Анна Фрейд поссорилась с Мелани Кляйн
  • Мой друг Зигмунд Фрейд
  • Фрейд был Бодхисаттва?
  • Фрейд и гипноз.
  • Зигмунд Фрейд
  • Внимательный Фрейд)
  • Фрейд как истерическая личность, и сексуальные фиксации
  • В чем ошибался Зигмунд Фрейд?
  • Так ли уж сильно ошибался Фрейд?
  • Почему Фрейд был неправ?
  • Знакомьтесь-это ФРЕЙД...ЛЮСЬЕН



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь