|
Когда Фрейд плакалАвтор статьи: Чайка Людмила Николаевна
Когда Фрейд плакал или немного о том, что нельзя делать. Сегодняшняя статья написана на основе событий произошедших накануне. Связана она с тем, что на консультацию обратилась пациентка с проблемой в отношениях с с ее психологом. Несколько месяцев назад она обратилась за помощью к психологу. После первой встречи, на следующее утро, она получила от него сообщение: «Доброе утро! Как ты?». Пациентка была рада, так как до этого никто не интересовался тем, как она и никто ей никогда не писал «Доброе утро». Но таким ли уж «добрым» утро было у нее? Мне кажется, это был ее первый шаг на пути к новым проблемам и усугублению старых. Пациентка, конечно же, не понимала, что происходит. Зато понимаю Я. Её использовал ее психолог для удовлетворения своих потребностей и отработки своих личных проблем. Надо ли писать о том, что сейчас эта девушка занимается сексом со своим психологом? При этом он продолжает ее консультировать и брать с нее деньги. Это уже не первый случай, когда мне приходится консультировать человека после подобных ситуаций. До этого была девушка, которая «подружилась» с психологом и ходила к ней в гости. В гостях она общалась с ней, выслушивала о ее проблемах с мужчиной, выгуливала ее собак. «Дружба» закончилась после того, как психолог помирилась со своим мужчиной. Сейчас я напишу немного о том, на что следует обратить внимание при работе с психологом тем, кто уже сделал свой выбор или планирует это сделать. В следующих абзацах я коротко излагаю этические нормы, которые приняты в психоаналитическом пространстве. Какие нормы приняты в других направлениях- я не знаю, но надеюсь статья будет полезна и для практикующих психологов тоже. 1. Никакие перекрестные отношения с пациентом недобустимы: ни дружеские, ни любовные, ни какие- либо другие. Мы не пьем, ни едим с пациентом ни до, ни после, ни между сессиями. Не ходим с ними в кино, в клубы, ни на какие- либо другие мероприятия. Тем более, не занимаемся с ними сексом, даже если очень хочется. 2. Мы не переписываемся с пациентами между встречами о каких- либо вещах, которые не связаны с психотерапией. Если пациент очень тревожный и ему необходимо написать психотерапевту, он может написать ему письмо на почту. Потом, во время сессии, это можно будет обсудить. Метод написания писем и ведения дневника практикуется в юнгианском психоанализе, в классическом- нет. Так же исключения могут быть сделаны для суициальных пациентов, чтобы недопустить суицида. 3. Мы не продляем сессии- 50 минут это 50 минут, а не час или полтора. Это время не просто так придумано, более длительные сессии нагружают пациента и теряют эффективность. Более длительные сессии допустимы при семейной терапии (1,5 часа) и в рамках микропсихоанализа ( там и 3 часа вполне обычная практика). 4. Мы не делимся с пациентом как своими проблемами, так и успехами в личной жизни и других сферах. Если нужно обсудить свои проблемы- мы идем к своему психотерапевту. Пациента не используем. Мы не рассказываем пациенту, куда мы ездим отдыхать, что вчера купили, куда сходили и как обстоят дела на личном фронте. Если пациент задает какие-либо вопросы о жизни психотерапевта, психотерапевт должен перенаправить этот интерес на пациента и проработан. Если пациент продолжает настаивать, то ему нужно обьяснить, что я не имею никакой возможности ему ответить, если продолжает настаивать- то прощаться. Исключения составляют ситуации, когда пациент интересуется образованием терапевта и его опытом работы. Хотя обычно терапевт должен разместить такую информацию у себя либо в резюме либо на своем сайте. Однако пациент имеет полное право попросить терапевта показать свои дипломы и другие документы об образовании. Таким образом, терапевт должен оставаться в какой-то степени «темной лошадкой» для пациента. Это все не просто так придумано, это способствует развитию фантазии у пациента и формированию переноса, с чем мы в последствии и работаем. 5. Психотерапевт не имеет права опаздывать, отменять и переносить встречи. Если вы не можете организовать свою жизнь, это значит, что на данный момент вы не можете быть стабильным и надежным объектом для своих пациентов. Так как вот эти все переносы, отмены, опаздывания только расшатывают психику пациентов и могут иметь негативные последствия. Их и так в детстве расшатывали и они не заслуживают сейчас такого отношения к себе. Если вы пациент и находитесь в контакте с психотерапевтом, который склонен иногда вести себя подобным образом, обсудите с ним эту ситуацию, возможно вы оба не подходите друг к другу. 6. Прием должен вестись исключительно в психологическом кабинете. Но никак не дома на кухне или в спальне ( да, да, бывают и такие случаи). Если психотерапевт принимает дома, то комната должна быть оборудована соответствующим образом- никаких кроватей, фото мужей и детей на стенах. Естественно, должна быть тишина и отсутствие других людей в квартире, которые могут вам помешать- дети, например. Так же недопустимо, чтобы котики, собачки, попугайчики и прочая живность мешали работе. 7. Никаких рукопожатий, объятий и поглаживаний ни при встрече ни во время ее ни после. Исключение может составить ситуация, где клиент и терапевт мужчины, тогда они могут пожать друг другу руку, и то, до сих пор в психоаналитической среде этот вопрос остается спорным. Все эти правила придуманы не просто так и взяты не с потолка, они выстраданы горем и слезами многих пациентов, пострадавших от своих терапевтов. Всем, кто находится сейчас в психотерапии или в выборе психолога, советую более щепетильно и внимательно отнестись к этому вопросу. А всем практикующим психологам могу разве что посоветовать немного задуматься о том, как вы работаете, ведь нарушая этические нормы и границы пациента, вы разрушаете не только его, но так же и себя, портите репутацию не только себе лично, но и всей психологической сфере услуг в целом. Статья написана по мотивам Г. Габбард, Э. Лестер «Психоаналитические границы и их нарушения».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|