В чем ошибался Зигмунд Фрейд?

Автор статьи: Наталья Трушина

Вклад Фрейда в научное познание мира по масштабу сравним с вкладом Коперника или Дарвина. При всех недостатках и неточностях его теории, Фрейд, по сути, постиг, что у человеческой психики есть некая "операционная система", которую мы пока до конца не понимаем, но которую можем изучать — а значит и вносить изменения. Это как если бы представителям диких племен подарили планшеты, и они бы к ним худо-бедно приспособились — и тут появился человек, который догадался зайти в меню настроек.

Влияние Фрейда на массовую культуру и того больше — шутки, мемы, демы, реклама, кино, литература, фрейдо-нейминг и все остальное творчество "по мотивам" не знает границ. Именно из-за этой кажущейся доступности каждый кухонный психолог и диванный аналитик считает своим долгом глубокомысленно и панибратски высказать свое мнение о том, что психоанализ устарел, а "дедушка Фрейд" уже не в моде.

Во-первых, покажите мне еще такие бренды, на которых уже больше столетия можно стабильно накручивать себе рейтинг. Во-вторых, и к Копернику можно придраться по мелочам — он вот не догадался, что планеты движутся по эллипсоидным орбитам, думал, что по кругу. Но это же не умаляет значения его великого прорыва? Так и с Фрейдом.

Еще интересно, что по степени неприятия Фрейда и фрейдизма можно косвенно тестировать общественную и личную адекватность. Критики Фрейда — из тех критиков, что сначала изучат подробно, а потом высказывают аргументированное несогласие — традиционно делают хорошую карьеру в философии и психологии. Карл Густав Юнг, Эрих Фромм, Фредерик Перлз и многие другие выдающиеся ученые в разные периоды серьезно конфликтовали с отцом психоанализа. До сих пор выходят тома литературы, посвященной осмыслению его теории. А вот яростное неприятие Фрейда без внятной аргументации — напротив, было очень распространено в фашистской Германии и Советском Союзе 30-х годов. До сих пор на некоторых сайтах пишут (цитирую дословно): "Всякое чтение Фрейда является духовно опасным".

Обратная сторона медали — восторженное, некритичное, с придыханием, почитание Фрейда. Это тоже не признак глубокой образованности, а характерно либо для очарованных студентов первых курсов психфака, или тех же диванных психологов, которые любят поискать фаллические символы в узорах настенного ковра.

Вывод получается такой — чтение и обдумывание трудов Фрейда и качественной его критики является хорошей, хоть и непростой зарядкой для ума. Давайте же наполним бокалы в честь юбилея и поддержим здоровую интеллектуальную традицию уважительной критики. Поговорим о тех идеях Фрейда, которые действительно оказались ошибочными, — не умалив его открытий в целом.

В чем ошибался Зигмунд Фрейд

1.

Женская сексуальность — это неудавшаяся мужская

Фрейд был представителем патриархального общества и, несмотря на всю прогрессивность своих взглядов, не мог полностью выйти за рамки общепринятого на то время сексизма и гендерных предрассудков. Описывая либидо (сексуальное стремление), он считал эту энергию мужской по сути. По его мнению, женщина от природы сексуально пассивна, она зависимая, иррациональная, эмоциональная, мазохистичная. Мужчине же предназначена роль агрессора.

Из-за подобных догматичных представлений о женщинах в целом и женской сексуальности в частности Фрейд подвергался суровой критике коллег, а позднее и теоретиков феминизма. Сам он, кстати, предсказывал, что его будут критиковать за предвзятость в пользу мужчин, и признавался коллегам, что неудовлетворен своим пониманием этого вопроса, что его знания фрагментарны, а женская сексуальность представляет собой еще не исследованный "черный континент".

2.

Зависть к пенису

Это один из общеизвестных фрейдовских "мемов": девочка в один прекрасный день замечает, что устройство ее тела отличается от устройства мальчика, и ей не хватает чего-то важного, что у мальчиков есть. Так девочка открывает свою "ущербность" и начинает ощущать зависть к пенису, которая, по мнению Фрейда, занимает центральное место в женской психологии. Девочка фантазирует о том, что ее собственный пенис был трагически потерян, и хочет вернуть себе такую восхитительную штуку (хотя бы символически — например, достигая успехов в работе или рожая ребенка).

Критики Фрейда назвали эту идею "фаллоцентрической установкой" и доказали, что проявления такой зависти являются результатом тогдашней культуры, — если мальчиков больше ценят, холят и лелеют родители, логично, что девочки ощущают свою ущербность и зависть.

Психоаналитик Карен Хорни элегантно парировала Фрейду на его же поле: мальчики тоже с детства сравнивают свои гениталии с материнскими и переживают несоответствие. Кроме того, мужчины завидуют беременности, деторождению и материнству — следовательно, у них возникает бессознательное стремление принизить ценность женщин, так что и сам психоанализ, как продукт мужского гения, является примером зависти к матке.

3.

Миф о важности вагинального оргазма

Фрейд утверждал, что клиторальные оргазмы — это признак психологической незрелости, инфантильной сексуальности женщин, а вагинальные оргазмы, возникающие при половом акте, — "зрелые" и говорят о завершении нормального психосексуального развития.

Хотя доказательств этого предположения не было, идея получила большое распространение и клиторальный оргазм надолго стал считаться неполноценным. Даже сейчас легко найти отголоски этого мифа и представление, что "вагинальный оргазм лучше".

Хотя сексологи уже установили: независимо от того, каким путем получен оргазм и в каком месте тела он "происходит", по сути своей это одна и та же рефлекторная реакция, хоть и разной интенсивности, и с разным ощущением удовлетворенности по итогу.

Проще говоря, все оргазмы одинаково хороши, хотя некоторые и получаются вкуснее. А за то, что многие женщины стали без реальных оснований считать себя неполноценными, феминистки назвали Фрейда "отцом вагинального оргазма".

4.

"Нет времени объяснять, женись на маме"

Классический фрейдизм много критиковали за то, что поведение человека объяснялось преимущественно инстинктивными мотивами (и прежде всего, половым инстинктом), причины неврозов Фрейд видел в подавлении этих инстинктов, а высказанные им идеи о детской сексуальности на то время вообще звучали экстремально. Именно поэтому в обществе сложился такой стереотип, что "психоанализ — это когда свою маму хочешь".

Тут нужно понимать, что, во-первых, психоанализ возник в такую эпоху и в таком обществе, где сексуальность вся целиком была под запретом. И то, что Фрейд о ней заговорил, сделал ее предметом исследования, — это без преувеличения революция. Однако его исследования были слишком сосредоточены на вопросах сексуальности, и многие критики справедливо на это указывали.

Сейчас уже никто из здравомыслящих ученых не может отрицать, что половой инстинкт крайне важен в жизни человека, — однако так же очевидно и подтверждено исследованиями, что не только он нами управляет.

Таким образом, идея Фрейда о том, что все происходящее с человеком, во многом определяется бессознательными процессами, происходящими в глубинах его психики, — верна. Однако не все, что происходит в глубинах психики, связано только с сексуальными мотивами.

Это хорошо видно на примере отношения Фрейда и его последователей к сновидениям. Фрейд первый описал "деятельность сновидений" и размышлял о том, что сны можно расшифровывать, чтобы лучше понять себя. Однако символы в снах он растолковывал как сексуальные, а сами сны считал способом реализовать потаенные желания в обход сознательных запретов.

Позднее Юнг, Перлз и другие ученые расширили понимание сновидений, и сейчас в психотерапевтической практике сны интерпретируются не только как сообщения о сексуальной фрустрации. И если снится банан — это может быть просто банан.

5.

Пофиксим баги — наступит счастье

Практикующие психотерапевты критиковали и критикуют психоаналитический подход за его "археологичность" и чрезмерную важность событий детства. Классический фрейдизм подразумевает длительный период изучения уже сложившейся психики клиента ("анализанта"), с тем чтобы найти в ней, образно говоря, места ранних детских "надломов".

Такой подход, будучи переведен на обывательский язык, приводит к некоторым неверным установкам: "у всех были детские травмы — значит, мы все больны", "надо постараться быть идеальным родителем, только тогда ребенок будет счастлив", "если во всем виноваты родители и несчастливое детство, то я уже мало что могу изменить".

Многие современные направления психотерапии (которые, по сути, являются далекими потомками психоанализа, пережившими серьезную эволюцию) выравнивают этот баланс и обращают внимание не только на детский, но и на актуальный жизненный опыт человека.

Переживания взрослого могут превратить в невротика и такого человека, у которого детство было относительно хорошим, и в то же время удачная конфигурация жизненных событий или решение обратиться за психологической помощью может вполне скомпенсировать тяжелое детство.

6.

Психоанализ лучше, чем другие направления. Чем? Чем другие

Фрейд, страстно увлеченный разработкой своей теории и поиском практических ее подтверждений, искренне считал, что психоанализ эффективнее всех конкурирующих подходов (например, популярного в то время гипноза). Однако многочисленные экспериментальные исследования, накопленные с прошлого столетия и до нынешнего времени, говорят о том, что психоанализ не более и не менее эффективен, чем другие подходы, такие как поведенческая, системная терапия и др. Эффективность психотерапевтического воздействия больше зависит от самого психотерапевта, чем от подхода, которого он придерживается.

P. S. 

Некоторые "ошибки Фрейда" на самом деле не его ошибки, а результат неправильного толкования его трудов. Так было с вопросом о гомосексуальности: Фрейд одним из первых придерживался мнения, что "гомосексуальность не может быть классифицирована как болезнь", — с 1903 года!

Однако это заявление было настолько революционно, что многие психоаналитики еще десятки лет утверждали обратное — и цитировали при этом самого Фрейда, пользуясь тем, что его труды написаны порой довольно путаным языком, и при желании можно найти и вырвать из контекста нужную цитату. И это только один пример — а таких предвзятых толкований масса.

Подготовлено для сайта www.buro247.ua 

Автор: Наталья Трушина – психолог, гештальт-терапевт, семейный консультант.



Просмотров: 581
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Новый взгляд": к вопросу о формировании взглядов З. Фрейда на психику
  • Эссе к работе Зигмунда Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия"
  • Эссе по работе З. Фрейда " Массовая психология и анализ человеческого «Я»"
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Остроумие и его отношение к бессознательному"
  • Эссе по работе З.Фрейда "Заметка о чудо-блокноте"
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Печаль и меланхолия"
  • Эссе по работе З.Фрейда "Экономическая проблема мазохизма"
  • Отличия скорби от меланхолии (по работе З. Фрейда "Скорбь и меланхолия", 1917).
  • Читая Фрейда... "Человек с волками", эссе.
  • Нарциссизм сквозь призму психозов ( по работе Фрейда "Введение в Нарцизм", 1914)
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Положение о двух принципах психической деятельности"
  • Ключ к пониманию картины меланхолии ( по работе Фрейда "Скорбь и меланхолия", 1917 г.)
  • Обзор работы Фрейда "Психопатология обыденной жизни"
  • Эссе по работе З. Фрейда "Жуткое" (1919)
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Я и Оно"
  • Читая Фрейда: "По ту сторону...". Принципы удовольствия, константности и реальности.
  • Читая Фрейда: "По ту сторону...". Навязчивое повторение как симптом.
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Мысли о людях, столкнувшимися с утратами через анализ работы Фрейда "Скорбь и меланхолия"
  • "Скорбь и меланхолия". Читая Фрейда
  • Термин "кастрация" у Фрейда и Лакана.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь