|
Эссе по работе З.Фрейда "Экономическая проблема мазохизма"Автор статьи: Татьяна Витальевна Фокина
«Экономическая проблема мазохизма» Данная работа З. Фрейда представляет собой совсем небольшой очерк, но важный с точки зрения понимания принципа удовольствия, работы мазохизма и роль структур психического аппарат в нем. Надо отметить, что эта работа написана в период расцвета психоанализа, когда автор стремился углубить свои представления о природе и структуре личности, а также о механизмах реализации удовольствия. Можно увидеть, что до того, как была создана эта работа, З. Фрейд уже обращался к проблеме мазохизма в нескольких работах, наиболее известная из которых, пожалуй, «Влечения и их судьба». Однако эти работы следует отнести к раннему периоду творчества, когда еще не было введено второй топической структуры личности (понятий Я, Оно, Сверх-Я), не было сформировано положений относительно фундаментального конфликта между эросом и танатосом, между влечением к жизни и к смерти [1, с. 313]. После того, как З. Фрейд видоизменил, расширил и дополнил свою теорию новыми идеями, он вновь обратился к проблеме мазохизма. Кроме того, явление мазохизма вносило коррективы в принцип удовольствия, который был сформулирован З. Фрейдом ранее, согласно которому психика человека стремится к получению удовольствия и избеганию неудовольствия. Мазохистические устремления очевидно противоречат этому положению, что вызвало необходимость уточнения теоретических представлений о сущности этого явления. Также необходимо заметить, что сам по себе непрекращающийся интерес З. Фрейда к явлению мазохизма обуславливается его (мазохизма) непосредственной связью с получением удовольствия и желанием автора найти ответ на вопрос, почему, каким образом и за счет каких психологических механизмов происходит получение удовольствия человеком от страдания. Представленная работа несет в себе ценность в связи с тем, что в ней содержится изложение нового толкования принципа удовольствия, вызванного тем, что мазохизм в старой системе координат оказывается невозможен, в то время как реальное положение дел этому противоречит. З. Фрейд начинает рассуждения с понимания значения принципа удовольствия и его отношения к принципу нирваны и влечению к смерти. Если раньше он полагал, что принцип удовольствия тождественен принципу нирваны (когда снижение напряжения, к которому стремится организм, при этом сопровождается ощущением удовольствия, а повышение напряжения приводит к формированию чувства неудовольствия), то в работе «Экономическая проблема мазохизма» он подвергает сомнению и критике собственный тезис. Аргументами к этому тезису выступают два основных положения: отождествление принципа нирваны и удовольствия означает, что принцип удовольствия служит влечению к смерти ввиду того, что стремление к снятию напряжения означает стремление к стабильности, которое воплощает в себе влечение к смерти. Вторым аргументом выступает положение о том, что человек не всегда стремится к избавлению от напряжения по причине того, что оно является источником не только неудовольствия, но также и эротического возбуждения. Эти соображения приводят к новому пониманию действия принципа удовольствия. В частности, невозможно утверждать зависимость удовольствия от возрастания или снижения напряжения, этот принцип является нежизнеспособным. В его основе З. Фрейд предполагает действие последовательности происходящих изменений, ритм раздражений, их общее количество. Главный вывод, к которому здесь приходит З. Фрейд, состоит в следующем: принцип нирванывыражает тенденцию влечения к смерти, принцип удовольствия представляет устремления либидо, а принцип реальности, представляющий собой модификацию принципа удовольствия, – отражает влияние объективного внешнего мира [4]. В этот раз З. Фрейд не отождествляет принципы друг с другом, а, напротив, проводит между ними четкие различия. К общим целям действия принципов автор относит следующие: снижение нагрузки со стороны напряжения, достижение некоторой качественной характеристики, остающейся пока неизвестной З. Фрейду, а также отсрочка разгрузки напряжения (сексуального, психоэмоционального, психофизического) и временное предоставление свободы действий напряжению, которое вызывает у субъекта неудовольствие (возможность некоторое время терпеть неудовольствие). Таким образом, в рассматриваемой работе З. Фрейд выдвигает положение о том, что в основе психической жизни человека лежат три главных принципа:
Мазохизм можно определить как склонность субъекта к поиску физических и психических страданий с целью достижения сексуального возбуждения и удовлетворения, где мазохизм выступает источником, или условием этого удовлетворения [3]. З. Фрейд рассматривает три типа мазохизма:
Интересно отметить, что женский мазохизм не означает в понимании З. Фрейда того, что это вид мазохизма, свойственный только женщинам. Правильнее было бы называть его «женственный», поскольку он обозначает лишь то, что он обладает чертами, присущими женскому типу поведения. Сегодня такое положение можно было бы легко подвергнуть критике, поскольку эти черты не обязательно надо понимать как свойственные только женщинам. Особенно примечательно при этом то, что данный тип мазохизма он выделяет, основываясь на наблюдении только мужчин, так как у женщин в своей клинической практике с подобным не сталкивался. На неоднозначность этого названия указывали многие авторы. Например, Ж. Лапланш и Ж.-Б. Понталис отмечают, что З. Фрейд здесь имеет в виду мазохизм, который свойственен женщинам (имея в виду их общую пассивную принимающую позицию), но также понятие «женский» выступает как общая характеристика этого типа мазохизма безотносительно пола, к которому принадлежит мазохист [2]. Тем не менее, З. Фрейд в женственном типе мазохизма подразумевает реальную перверсию, выражающуюся в фантазиях, содержание которых сводится к желанию быть связанным, подвергнуться порке, избиению, которые сопровождаются мастурбацией и соответствующим получением удовольствия. В этом автор видит проявление пассивности субъекта по отношению к объекту, которое он понимает как характеристику женской позиции, притом, что этот вид мазохизма вполне может проявляться и у мужчин. В основе женственного мазохизма лежит регрессия к инфантильному желанию, что также связано с пассивным положением при этом. Пассивность в женственном мазохизме означает желание субъекта, чтобы с ним обращались не просто как с ребенком, но как с ребенком, совершившим некоторое запретное действие, преступление, за которое его необходимо наказать. Это приводит к вполне логичным с точки зрения психоаналитической теории предположениям о том, что инфантилизация отсылает нас к раннему детству, в котором ребенок мучился от чувства вины за мастурбацию. Источником этого чувства вины выступают, согласно общим положениям психоаналитической теории, наставления и наказания родителей за непотребное с их точки зрения (и точки зрения той культуры, в которой росли дети первой половины XXвека) поведение. Поскольку наказание родителей инкорпорируется в цензурирующую инстанцию Сверх-я, поэтому чувства вины и стыда за свое поведение могут преследовать субъекта всю его жизнь, даже после смерти родителей. За эту провинность человек наказывает себя также и во взрослом возрасте, что находит выражение в поиске самонаказаний, при которых он будет испытывать заслуженную, по его представлениям, муку и боль. Как уже было отмечено, женственный мазохизм, в представлениях З. Фрейда, основывается на эрогенном мазохизме биологического характера. В поисках объяснения того, каким образом органически заложено стремление получать удовольствие от боли, З. Фрейд приходит к следующим идеям. До написания работы «Экономическая проблема мазохизма» З. Фрейд применял все тот же количественный объясняющий принцип, который в этой работе считает ошибочным. Так, раньше он полагал (например, в работе «Три очерка по теории сексуальности», написанной в далеком 1905 году), что эротическое влечение развивается вследствие большого накопления внутренних органических процессов в качестве побочного эффекта после того, как интенсивность этих процессов становилась чрезмерной, пересекая определенный порог. Другими словами, мазохизм в этом случае рассматривается как физиологический механизм, характерный для детского периода развития. Однако в свете представлений об инстинктах эроса и танатоса, понимание первичного мазохизма видоизменяется и находит другое объяснение. Когда либидозная энергия вторгается в живой организм, она встречает там влечение к смерти, направленное на обретение полной стабильности и отсутствия беспокойства. Либидо, будучи не согласно с такой участью, всеми силами начинает воспрепятствовать танатологическим стремлениям, пытаясь его разрушить и обезвредить. Обращаясь к мышечной системе, либидо наполняет его энергией, заставляя выживать в опасном мире внешних воздействий, событий, явлений и объектов. Когда либидозная энергия направляется против внешних объектов, она обретает в человеке черты воли к власти, к обладанию и разрушению, что является садизмом. Другая часть либидо остается в самом организме и направляет разрушительные силы на самое себя, что выражается в мазохизме эрогенного характера. Указывая на физиологические способы, с помощью которых либидо справляется с влечением к смерти, З. Фрейд отмечает, что здесь осуществляется некое весьма эффективное смешение и амальгамирование двух родов влечений в меняющихся пропорциях, так что нам вообще приходится сталкиваться не с какими-то чистыми влечениями смерти и жизни, а только с их смешениями, в которые они в разнообразных количествах вступают [4]. Таким образом, можно сказать, что садизм и мазохизм изначально происходят из одного источника, лишь затем рассредоточиваясь на внешнюю среду и на самого себя. У З. Фрейда сложились представления об эрогенном мазохизме как довольно сложном явлении, которое, с одной стороны, включено в либидозную энергию, но при этом направлено на собственное Я. То есть когда либидозная энергия обезвреживает влечение к смерти, она становится источником садизма и разновидностей мазохизма, подготавливая почву для их развития в виде эрогенного, первичного мазохизма. В результате этого действия, происходит формирования вторичного мазохизма. Также З. Фрейд прослеживает роль первичного мазохизма в развитии сексуальности субъекта на некоторых стадиях онтогенетического развития. Например, на примитивной оральной стадии эрогенный мазохизм проявляется в страхе быть съеденным отцом, на анальной стадии возникает страх избиения со стороны отца. Наследием прохождения стадии эдипова комплекса выступает страх и желание кастрации, что позже находит отражение в фантазийных образах мазохистской направленности. Страх кастрации, про который З. Фрейд всегда упоминает, когда говорит о женственном мазохизме, необходимо пояснить. Кастрированный субъект – это субъект, который не обладает сексуальной силой, энергией помимо тех ситуаций, в которых он занимает пассивную позицию, испытывая страдания. Так мазохизм занимает центральное положение в сексуальной жизни человека, поскольку сексуальная энергия пробуждается только при таких условиях. Связью мазохизма с кастрацией объясняется также то, что для эрогенного и женственного мазохизма крайне важным выступает личность садиста, который реализует в сущности фантазии мазохиста. Поскольку мазохист диктует правила игры, задает то содержание, которое садист должен реализовать, то именно мазохист в этой паре выступает более значимой и определяющей фигурой. Садист выполняет не свои желания, а те, которые принадлежат мазохисту. Генитальная же стадия развития поставляет основное содержание мазохистских фантазий, в которых над субъектом совершается сексуальное овладение, и он в результате становится субъектом деторождения. Все это относится к первичному, эрогенному мазохизму. Вторичный мазохизм развивается тогда, когда садизм, проявляющийся в разрушении внешних объектов, вместо того, чтобы направляться вовне, оборачивается против самого себя. В этом случае оказывается, что изначальная либидозная энергия, которая раздваивается на внешнюю и внутреннюю направленность, составляющую психофизиологический мазохизм, всей силой направляется на собственное Я, присоединяясь к первичному мазохизму. Под вторичным мазохизмом, прежде всего, понимается моральный мазохизм, который представляется наиболее сложным и интересным из всех видов, выделенных З. Фрейдом. Отличительной чертой морального мазохизма отмечается постоянное чувство вины, сопровождающееся самоуничижительными тенденциями. З. Фрейд наделяет вторичный мазохизм большой долей бессознательного содержания, не осознаваемого самим субъектом, что можно признать сообразующимся с реальной действительностью, так как мало кто отдает себе отчет в том, что содержание его сексуальных мазохистских фантазий вызвано чувством вины и приносит сексуальное удовольствие. Эти моменты остаются за кадром, тогда как на первый план выходит выраженная потребность мазохистов в наказании. Это внешняя сторона проблемы, которая скрывает под собой целый пласт бессознательных эротических влечений. Примечательно, что в моральном мазохизме не имеет сколько-нибудь серьезного значения то обстоятельство, кто именно или что выступает источником страдания (в отличие от женственного мазохизма, где предпочитается, чтобы страдания причинял близкий и любимый человек). В случае с моральным мазохизмом это может быть не только любой человек, но и в принципе любое событие, которое позволит субъекту почувствовать себя униженным, страдающим (к примеру, потеря финансового состояния, неудачный брак, разлад в отношениях с детьми и т.д.). То есть можно заключить, что моральный мазохист в любом событии ищет возможность испытать боль и страдание любого толка: физического, психологического, морального. Для подтверждения этого положения З. Фрейд обращается к опыту из своей психоаналитической практики. В некоторых пациентах он замечал бессознательное стремление к тому, что испытывать чувство вины, что самым решительным образом препятствует их излечению. Обращаясь к анализу парадокса, при котором пациенты не хотят излечивать свой недуг, З. Фрейд пришел к заключению, что это чувство вины приносит им вторичную выгоду, выигрыш от своей болезни. В выгоде от чувства вины кроется серьезная опасность для развития мазохизма, ведь при этом вина возводится в ранг самостоятельной ценности, которую впоследствии субъект стремится поддерживать, избегая всеми силами возможности излечиться от заболевания. Это самый патологический случай проявления морального мазохизма, с которым сталкивался автор, который позволяет выявить суть морального мазохизма. Это так называемая негативная терапевтическая реакция, при которой человек испытывает мучительное чувство вины, являющееся следствием конфликта между Я и Сверх-Я. Суть конфликта состоит в том, что Сверх-Я устанавливает слишком высокие требования поведения, с которыми Я не справляется. Я не может соответствовать идеалу поведения, в результате чего постоянно испытывает чувство вины за это. Связью с цензурирующей частью психического аппарата объясняет название, которое З. Фрейд дал этому типа мазохизма. Введение в структуру личности Сверх-Я позволило З. Фрейду обнаружить психологический механизм развития морального мазохизма, что раньше сделать было невозможно. Здесь можно отметить, что Сверх-Я выступает источником садистического воздействия на субъекта, выполняя его фантазии о страдании. З. Фрейд делает особенный акцент на том, что пациенты, как правило, отказываются от признания того, что в основе их мазохистских устремлениях лежат угрызения совести. По этой причине он предлагает вместо указания на бессознательное чувство вины у мазохистов сделать в качестве отличительной особенности морального мазохизма потребность в наказании, что, впрочем, автоматически подразумевает исходное чувство вины. Не последнюю роль в этиогенезе мазохизма играет соотношение между структурами психического аппарата личности. Когда ребенок проходит фаллическую стадию развития, преодолевает ее, отказываясь от сексуального желания, направленного на родителя противоположного пола, то родитель как объект желания, перемещается из структуры Оно в структуру Сверх-Я в результате усвоения запрета, табу на инцест. Здесь парадоксальным образом мораль становится продуктом переработки в процессе культурного развития сексуального желания к родителю. То есть Эдипов комплекс, один из наиболее противоестественных с обыденной точки зрения положений теорий З. Фрейда, в конечном итоге становится отправной точкой для формирования нравственной структуры личности. В частности, З. Фрейд говорит об интроекции либидозного объекта Я из Оно в Сверх-Я. Возникновением Сверх-Я обеспечена возможность преодоления Эдипова комплекса, подавление сексуального влечения к собственным родителям. Поскольку это довольно мощная трансформация, которая интенсивное желание заковало в цензурирующую инстанцию, то Сверх-Я обладает этой жесткостью и строгостью, что можно видеть в том, каким последовательным и верным садистом оно выступает по отношению к человеку, чьи помыслы овеяны стремлением к страданию. Надо обратить внимание на то, что такая логика развития личностных структур является логичной с точки зрения реальности развития субъекта, в процессе которого ребенок постепенно все более отдаляется от своих родителей, пока совсем не покинет родительский дом. Чем меньше влияние на ребенка оказывают его родители, тем в большей степени действие Сверх-Я усиливается в результате инкорпорации влияния учителей, сверстников, объектов культуры, социальных образцов для подражания, кумиров, Бога, природы и т.д. Далее в отношении мазохизма З. Фрейд вводит еще одно важное различение. Мазохизм можно рассматривать с двух позиций: первая – это усиленные садистические тенденции Сверх-Я, которые приводят к простому формированию гиперчувствительной совести. Тогда такое чувство вины неправомерно относить к проявлению морального мазохизма. Вторая позиция представляет собой собственно моральный мазохизм, который питается потребностью в наказании вне зависимости от того, обращается ли субъект к Сверх-Я как к источнику наказания, либо к родительским фигурам, то есть искать объект для реализации потребности в наказании субъект может как во внутрипсихических инстанциях, так и во внешней среде. Любопытными также оказываются бессознательные силы, распределенные между нюансами двух указанных позиций. В том случае, когда Я подчиняется Сверх-Я, которое отличается усиленными садистическими тенденциями, то проявление этих тенденций со стороны внутреннего морального цензора является вполне сознательным. Это основная функция, задача Сверх-Я – ограждать Я от совершения постыдных, порицаемых поступков с той оговоркой, что в отдельных случаях Сверх-Я может обладать чрезмерно большой силой и влиянием на Я. В том случае, когда от самого Я исходят мазохистские устремления, то они от него скрыты и находятся исключительно в бессознательной сфере, что можно выявить только исходя из психологического анализа поведения субъекта. Из этого надо заключить, что показательным свойством морального мазохизма выступает его бессознательный и безотчетный характер. У бессознательности морального мазохизма есть вполне психоаналитически логическое объяснение. Так, З. Фрейд полагает, что бессознательность требуется для того, чтобы вернуть ситуацию Эдипова комплекса. Сущность мазохизма в этой ситуации состоит в регрессивном искажении образа родителя, включенного в моральную инстанцию. В качестве подтверждения этого положения З. Фрейд приводит часто встречающиеся фантазии мазохистов на тему избиения отцом или вступления с ним в пассивную женскую связь. Пробираясь сквозь психоаналитические хитросплетения, можно увидеть, как в мазохизме, завязанном на Сверх-Я, нравственной структуре личности, проявляется регрессия к Эдиповой стадии, где субъект желал иметь сексуальную связь со своим родителем. После того, как начинает действовать строгое табу на инцест, сексуальное желание, связанное с родителем, перемещается вместе с их образом и моральными наставлениями в сферу Сверх-Я [1]. Причудливым образом связываясь с детским чувством вины, эротическое влечение к родителям в стадии Эдипова комплекса трансформируется в моральный мазохизм. Так, либидозная энергия к первичному сексуальному объекту находит способ обхода моральной инстанции, используя ее саму в качестве садистского объекта для удовлетворения своих запретных желаний. Сверх-Я при этом надо понимать как источник запретных сексуальных желаний по отношению к родителям, и в то же время как источник жесткого запрета на это. Ж.-М. Кинодо называет этот процесс повторной сексуализацией (или ресексуализацией) Эдипова комплекса и обращает внимание на необходимость бессознательного чувства вины при этом, поскольку это вина перед родителями, которыми субъект хочет быть наказан [1]. Примечательно, что моральный мазохизм может выступать способом сохранения нравственного облика субъекта, удерживая его от опасных и запретных отношений со своими родителями. Но может случиться и наоборот, когда мазохизм поглотит большую часть Сверх-Я, когда эротическая энергия прорвется в более явных очертаниях. Возможно, З. Фрейд имеет в виду то, что от того, в какой степени субъект смог изжить из себя инцестуозные тенденции в отношении своих родителей в возрасте от трех до шести-семи лет, зависит и то, станет ли в дальнейшем он мазохистом и если да, то какой силой будут обладать мазохистские стремления в нем. Как уже было отмечено, формирование морального мазохизма связано с взаимоотношениями между Я и Сверх-Я. Мазохистские желания проходят в поведении и мотивационно-потребностной сфере субъекта, как правило, один путь: сначала субъектом овладевают желания (искаженные запретные сексуальные желания своих родителей), он погружается в фантазии мазохистского толка, после чего субъект подвергается жестким садистическим нападкам со стороны Сверх-Я, из-за чего субъект страдает тяжкими приступами чувства вины и угрызениями совести. Не вполне ясным при этом остается вопрос относительно того, насколько необходимо в таком случае для мазохиста воплощать свои мазохистские фантазии в жизнь, если весь процесс разыгрывается с легкостью в нем самом между различными частями психического аппарата. Обсуждая проблему греховности и затем ее искупления в виде мучительного чувства вины (что любопытным образом находит воплощение в одной русской пословице «грешу и каюсь, каюсь и грешу)», З. Фрейд замечает, что такой способ поведения является характерным для русского типа характера. Представляется, что здесь, по всей вероятности, автор имел в виду многочисленных персонажей литературного мира Ф.М. Достоевского, которые повсеместно следовали указанному сценарию: сначала намеренно совершали проступок или, даже серьезное преступление, после чего изводили себя сильнейшими мучениями, доходившими до физиологических заболеваний. Наиболее ярким примером здесь можно считать Родиона Раскольникова в говорящем самим за себя романе «Преступление и наказание», который, обладая известной долей воображения и некоторым запасом психоаналитических знаний, можно было бы обозначить яркой иллюстрацией противоборства Я, Оно и Сверх-Я. Персонажи Ф.М. Достоевского могли бы стать отличными пациентами З. Фрейда. З. Фрейд обрушивается с упреками в сторону культуры, поскольку именно по причине подавления своих сексуальных влечений, чего требует культура и культурные запреты, садизм Сверх-Я (являющейся представителем культуры в психики субъекта) оборачивается против самого человека. То сексуальное влечение, которое было подавлено, заглушено требованиями общества, в котором живет человек, привело к развитию мазохизма. Сложными, противоречивыми и весьма запутанными взаимоотношениями между внешним и внутренним, между Я и Сверх-Я пронизана вся психоаналитическая теория. В данном случае можно увидеть, как чем сильнее человек подавляет в себе эротические влечения, тем строже и жестче будет проявлять себя Сверх-Я, заставляя субъекта страдать от чувства вины и от запятнанной совести. Согласно довольно традиционным представлениям З. Фрейда, сексуальная энергия всегда будет первична, это один из основных постулатов психоанализа. Только потом, либидозная энергия, сложными путями трансформируясь под влиянием общества, наставлений родителей, социальных правил, культурных образцов поведения, а также под влиянием психологических защит Я, заковывается в рамки нравственных структур, либо же неврозов и сексуальных перверсий. Сексуальная энергия, выступая первоначалом, присутствует в той или ной мере везде, в каждом душевном движении, каждом заболевании, как психическом, так и физиологическом. Поэтому не должно вызывать удивления то, что саморазрушение субъекта, его самоуничижение и переживание страданий также с неизменностью сопровождается сексуальным удовлетворением, так как влечение к жизни, как и влечение к смерти в действительности спаяны между собой либидозной энергией и выступают в смешенном виде в первичном эрогенном мазохизме. Работа «Экономическая проблема мазохизма» хотя и является очень небольшой по объему, но представляет собой большую значимость для психоаналитической теории. Здесь З. Фрейд очень подробно уделил внимание взаимоотношениям между структурами личности Я и Сверх-Я, на примере развития склонности к мазохистским желаниям, он продемонстрировал путь, который проходит либидозная энергия в процессе онтогенетического развития субъекта, приходя постепенно к тому, что субъект стремится получать удовольствие от того, что изначально удовольствия приносить не должно – боль и страдания. Также здесь З. Фрейд корректирует один из основополагающих принципов функционирования психического аппарата субъекта – принцип удовольствия. Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|