Отличие фрейдовского Сверх-Я от лакановского Идеала-Я

Одним из самых частых вопросов, исходящих от занимающихся психоанализом и начинающих изучать Лакана, является вопрос об отличии фрейдовского Сверх-Я (Супер-эго) от лакановского Идеала-Я. Эти инстанции действительно нетрудно смешать, поскольку обе они регулируют поведение субъекта, требуя от него брать определенную планку и одновременно очерчивая область поступков, в которую субъекту не должно быть хода.

Тем не менее, различие присутствует и носит принципиальный характер для более точного понимания отличия лакановской клиники от той, ориентиром для которой остается фрейдизм в его классическом виде. В последнем случае действительно не существует никакой проблемы, поскольку Идеал-Я, по крайней мере в основных работах Фрейда, представляет собой по сути всего лишь иное обозначение для Сверх-Я. (например, З. Фрейд "Я и Оно", 1923 г.)

В то же время предпринятое Лаканом продвижение  в теории и технике анализа потребовало преобразования фрейдовского подхода. Известно, что Фрейд определяет Сверх-Я как надзирающую и карающую инстанцию, диктующую поступать должным образом, в соответствии с принятыми в сообществе моральными нормами. Роль Сверх-Я при этом состоит в воспрещении любого искомого субъектом удовлетворения, если его достижение требует нарушения этих норм. Напротив, Лакан, заново введя Я-Идеал в качестве нового термина, не имевшего места в фрейдовской топике, полностью отказывается от актуальной для Фрейда идеи общественного порядка и морального блага, следованию за которым Сверх-Я побуждает субъекта. Поступок, продиктованный Идеалом-Я, оказывается организован иначе - прежде всего, он сообразуется не с удовлетворением и поиском приемлемых для него путей с учетом имеющихся общественных органичений, а с успехом или неудачей предъявления желания, изначально избегающего некоторых доступных форм удовлетворения независимо от того, как на эти формы смотрит Сверх-Я. Другим словами, для Сверх-Я потребно не всякое удовлетворение, тогда как для Идеала-Я потребно не всякое желание.  

Отличие Сверх-Я от Идеала-Я удачно проиллюстрировано в одном из юмористических видеоскетчей, изображающих стройку, курируемую ревностным прорабом. Совершая обход своей бригады и завидя работников, с ленцой разгружающих машину со стройматериалами, прораб хищным прыжком бросается к груде досок с криком «Кто же так носит? Вот как надо», и начинает воодушевленно их перетаскивать. Другая группа вяло и без огонька красит стену: прораб выхватывает кисть, раздраженно приговаривая «Кто же так красит?», и в одиночку закрашивает все до основания. Завернув за угол, он неожиданно натыкается на сборище трудяг, потихоньку распивающих в рабочее время водку, скупо налитую на самое донышко стаканчиков. Увидев начальника, они пытаются спрятать следы преступления, но прораб оказывается быстрее. Выхватив бутылку и презрительно воскликнув «Кто же так пьет?», он на глазах изумленных рабочих ухарским жестом выпивает целый стакан.

Если в двух первых случаях навязчивый бригадир выступает в роли инстанции Сверх-Я, требуя идеального и ревностного соблюдения рабочих нормативов, то в последнем эпизоде его роль, невзирая на стереотипность действий, меняется. Теперь он больше не выступает с позиций блага (в частности, профессионального) а буквально требует от окружающих предъявить и удерживать свое желание даже если оно идет вразрез как с профессиональной пользой, так и с теми умеренными и безопасными формами удовлетворения, которое доставляет маленькое нарушение правил. Это новое требование и является требованием Идеала-Я.

В этом смысле отличие между инстанциями лакановского Идеала-Я и фрейдистского Супер-эго наиболее ярко проступает в тех случаях, когда Идеал-Я оказывается буквально противоположен по своему действию подразумеваемой в Сверх-Я моральной инстанции. Так, например, при возникновении конфликта, грозящего перейти в физическое столкновение, моральная инстанция требует от субъекта, получившего несправедливое оскорбление или же удар, не участвовать в противоправном беспорядке и уйти с поля битвы, тогда как Идеал-Я, напротив, диктует необходимость проявить мужество и нанести ответный удар. При этом чем менее субъект обычно способен выяснять отношения таким образом и чем более он склонен подчиниться правилам и уступить даже тогда, когда его достоинство глубоко задето, тем отчетливее проявляется участие Идеала-Я в тех случаях, когда субъекту все-таки удается дать обидчику должный отпор.

Таким образом, фрейдовское Сверх-Я является для субъекта и урегулирования его желания гетерономным, поскольку ограничивает проявления желания в соответствии с внешними общественными нормами. Напротив, действенность Идеала-Я обнаруживает автономию желания, в зримой, явственной реализации которого субъект должен оказаться на высоте. Если Сверх-Я указывает субъекту, какими предписаниями и ограничениями ему следует в отправлениях своего желания руководствоваться, Идеал-Я находится в иной, более теоретически высокой области, где от субъекта требуется предъявить успешно действующее желание как таковое.



Просмотров: 334
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сверх-Я. Темница из морали и наказания, тормозящая развитие Я
  • Идеала не существует (даже не пытайтесь)
  • Что делать если ваш партнер не дотягивает до невротического идеала
  • Встреча с собой. О том как быть счастливой не достигнув идеала.
  • В поисках идеала
  • В поисках Идеала...
  • Как достичь идеала
  • Поиск идеала
  • Поиск идеала путь к одиночеству
  • От правильного идеала к радости жизни
  • От идеала до невроза: ловушки родительского мира
  • Что такое желание? Роль желания в нашей жизни.
  • Когда желание становится целью или как исполняются желания....
  • Желание «убить время», характерно людям, у которых убиты желания
  • "Ребенок" не существует. Этика психоанализа юного субъекта
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • 1. Сложность субъекта
  • Монетарные отношения личностно зрелых людей как педагогический идеал
  • Герменевтика депрессивного субъекта
  • Я и мой Идеал.
  • Манифестация полилингвальности субъекта в психоанализе
  • Субъект желания. desidero ergo sum
  • Почему вам страшно признать свои желания? Желание=опасность?
  • Феномен нарцисизма в контексте психологической защиты субъекта
  • Идеал семейных отношений
  • Создайте из себя идеал!
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Рождение субъекта. Стадия зеркала - 6-18 месяцев жизни. Психоанализ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь