Отличие фрейдовского Сверх-Я от лакановского Идеала-Я

Одним из самых частых вопросов, исходящих от занимающихся психоанализом и начинающих изучать Лакана, является вопрос об отличии фрейдовского Сверх-Я (Супер-эго) от лакановского Идеала-Я. Эти инстанции действительно нетрудно смешать, поскольку обе они регулируют поведение субъекта, требуя от него брать определенную планку и одновременно очерчивая область поступков, в которую субъекту не должно быть хода.

Тем не менее, различие присутствует и носит принципиальный характер для более точного понимания отличия лакановской клиники от той, ориентиром для которой остается фрейдизм в его классическом виде. В последнем случае действительно не существует никакой проблемы, поскольку Идеал-Я, по крайней мере в основных работах Фрейда, представляет собой по сути всего лишь иное обозначение для Сверх-Я. (например, З. Фрейд "Я и Оно", 1923 г.)

В то же время предпринятое Лаканом продвижение  в теории и технике анализа потребовало преобразования фрейдовского подхода. Известно, что Фрейд определяет Сверх-Я как надзирающую и карающую инстанцию, диктующую поступать должным образом, в соответствии с принятыми в сообществе моральными нормами. Роль Сверх-Я при этом состоит в воспрещении любого искомого субъектом удовлетворения, если его достижение требует нарушения этих норм. Напротив, Лакан, заново введя Я-Идеал в качестве нового термина, не имевшего места в фрейдовской топике, полностью отказывается от актуальной для Фрейда идеи общественного порядка и морального блага, следованию за которым Сверх-Я побуждает субъекта. Поступок, продиктованный Идеалом-Я, оказывается организован иначе - прежде всего, он сообразуется не с удовлетворением и поиском приемлемых для него путей с учетом имеющихся общественных органичений, а с успехом или неудачей предъявления желания, изначально избегающего некоторых доступных форм удовлетворения независимо от того, как на эти формы смотрит Сверх-Я. Другим словами, для Сверх-Я потребно не всякое удовлетворение, тогда как для Идеала-Я потребно не всякое желание.  

Отличие Сверх-Я от Идеала-Я удачно проиллюстрировано в одном из юмористических видеоскетчей, изображающих стройку, курируемую ревностным прорабом. Совершая обход своей бригады и завидя работников, с ленцой разгружающих машину со стройматериалами, прораб хищным прыжком бросается к груде досок с криком «Кто же так носит? Вот как надо», и начинает воодушевленно их перетаскивать. Другая группа вяло и без огонька красит стену: прораб выхватывает кисть, раздраженно приговаривая «Кто же так красит?», и в одиночку закрашивает все до основания. Завернув за угол, он неожиданно натыкается на сборище трудяг, потихоньку распивающих в рабочее время водку, скупо налитую на самое донышко стаканчиков. Увидев начальника, они пытаются спрятать следы преступления, но прораб оказывается быстрее. Выхватив бутылку и презрительно воскликнув «Кто же так пьет?», он на глазах изумленных рабочих ухарским жестом выпивает целый стакан.

Если в двух первых случаях навязчивый бригадир выступает в роли инстанции Сверх-Я, требуя идеального и ревностного соблюдения рабочих нормативов, то в последнем эпизоде его роль, невзирая на стереотипность действий, меняется. Теперь он больше не выступает с позиций блага (в частности, профессионального) а буквально требует от окружающих предъявить и удерживать свое желание даже если оно идет вразрез как с профессиональной пользой, так и с теми умеренными и безопасными формами удовлетворения, которое доставляет маленькое нарушение правил. Это новое требование и является требованием Идеала-Я.

В этом смысле отличие между инстанциями лакановского Идеала-Я и фрейдистского Супер-эго наиболее ярко проступает в тех случаях, когда Идеал-Я оказывается буквально противоположен по своему действию подразумеваемой в Сверх-Я моральной инстанции. Так, например, при возникновении конфликта, грозящего перейти в физическое столкновение, моральная инстанция требует от субъекта, получившего несправедливое оскорбление или же удар, не участвовать в противоправном беспорядке и уйти с поля битвы, тогда как Идеал-Я, напротив, диктует необходимость проявить мужество и нанести ответный удар. При этом чем менее субъект обычно способен выяснять отношения таким образом и чем более он склонен подчиниться правилам и уступить даже тогда, когда его достоинство глубоко задето, тем отчетливее проявляется участие Идеала-Я в тех случаях, когда субъекту все-таки удается дать обидчику должный отпор.

Таким образом, фрейдовское Сверх-Я является для субъекта и урегулирования его желания гетерономным, поскольку ограничивает проявления желания в соответствии с внешними общественными нормами. Напротив, действенность Идеала-Я обнаруживает автономию желания, в зримой, явственной реализации которого субъект должен оказаться на высоте. Если Сверх-Я указывает субъекту, какими предписаниями и ограничениями ему следует в отправлениях своего желания руководствоваться, Идеал-Я находится в иной, более теоретически высокой области, где от субъекта требуется предъявить успешно действующее желание как таковое.



Просмотров: 325
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сверх-Я. Темница из морали и наказания, тормозящая развитие Я
  • Идеала не существует (даже не пытайтесь)
  • Встреча с собой. О том как быть счастливой не достигнув идеала.
  • Что делать если ваш партнер не дотягивает до невротического идеала
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Как достичь идеала
  • Памятка для тех, кто мучается вопросом «Почему другой поступил так, а не иначе?»
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Чем, где и как черпать силы или 7 советов для тех, кто в цейтноте
  • 5 советов для тех, кто мало зарабатывает. Как всегда быть «при деньгах»
  • Поиск идеала
  • В поисках идеала
  • В поисках Идеала...
  • Тайм менеджмент для тех кто его ненавидит
  • От правильного идеала к радости жизни
  • Поиск идеала путь к одиночеству
  • "Ребенок" остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним
  • Когда желание становится целью или как исполняются желания....
  • От идеала до невроза: ловушки родительского мира
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Для чего нужен психолог и как его выбрать? Руководство при выборе психолога
  • Апатия, усталость от жизни. Инструкция для тех, кто попал в это состояние и для тех, кто хочет помочь близким.
  • Как сделать так, чтобы желания сбывались быстрее? Курс "Везение по-женски"
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Так для чего мы в этом мире?
  • Если вы можете сказать эти слова своему любимому человеку, значит вы действительно его любите
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь