|
"Ребенок" не существует. Этика психоанализа юного субъектаАвтор статьи: Дутчак Владислава Сергеевна
«Человеческое существо является символическим воплощением трех желаний: желания отца, желания матери и собственного желания – всех троих, являющихся существами слова» – эта «формула» проходит рефреном во всей теории французского психоаналитика Франсуазы Дольто. Теории, в которой нет и не может быть места снисхождению, принижению, условностям или неважности субъекта, субъекта – даже не с первого его вдоха, а с первого его желания. Этика – позвоночник теории Ф. Дольто, да и всей психоаналитической теории в целом. Дать возможность юному субъекту выразить себя, пережить свою трагедию, которая может настигнуть его даже в самом юном возрасте, и часто оказаться абсолютно незамеченной и даже немыслимой его родителями, дать место разыграться этой трагедии, прожить ее в аналитическом кабинете – вот задача психоаналитика в работе с юным субъектом. Вероятно, разделение психоаналитиков на «детских» и «взрослых» – не более, чем вынужденное удобство для социума. В аналитическом кабинете не существует детей и взрослых, существует лишь субъект, наделенный речью, в том числе и юный субъект, который на данный момент может не выражать еще себя словом, но уже с самого начала обладает характеристикой речесущества. Разделение на взрослого и ребенка невозможно еще и потому, что в аналитическом поле существует только субъект бессознательного, без хронологического возраста и социального статуса. «Уважать ребенка – это значит предложить ему модель поведения и предоставить возможность не подражать ей. У него нет другого выхода в формировании себя, кроме отрицания, и он говорит "нет"». Юный субъект – это не средство нарциссического инвестирования родителей, это не их копия и не их «машина» для исполнения желаний и подобий. Формирование субъекта – это череда кастраций, производимых словом, это череда замен инцестуозных объектов на вторичные, это череда отказов и сплошных «нет». Дать право выбора – вот, что необходимо каждому субъекту, особенно в периоды его становления. Ведь иногда, чтобы увидеть, нужно закрыть глаза, и чтобы услышать, достаточно просто дождаться слова. Важнейшим моментом в формировании субъекта является его право на собственную историю. Ф. Дольто настаивала на том, чтобы говорить ребенку правду, с самого рождения. Вопросы, поставленные перед субъектом, всегда найдут только два варианта решения: либо возможность ответа на ключевые вопросы своего существования, либо невозможность ответа на них. Но на место любой тайны придет симптом – этика, проявляющаяся в необходимости занять свое уникальное и единственное место в мире каждым субъектом. Слово Другого, обращенное к субъекту, – единственный ключ к формированию последнего. Только речь дает возможность субъекту существовать и занять свое место в психической реальности. В первую очередь, юный субъект – субъект для самого себя, субъект собственных бессознательных желаний. Младенец стремится насытиться речью не меньше, чем материнским молоком. Крик младенца, его открытый рот – это все признаки желания юного субъекта быть обращенным в этот мир людей, впитывать их слово, находиться в поле их общения. Младенец приходит в мир предрасположенный к тому, чтобы говорить, а значит, обращать речь к ребенку необходимо с первых дней его жизни. Ведь лишь возможность выразить себя словом пустит младенца в мир культуры. Данные утверждения проложили путь к тому, чтобы учиться не только слушать, но и слышать юного субъекта, даже пока тот «говорит» с аналитиком посредством собственного тела.
В тексте использованы цитаты из текста "Бессознательный образ тела" Ф. Дольто Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|