"Ребенок" не существует. Этика психоанализа юного субъекта

«Человеческое существо является символическим воплощением трех желаний: желания отца, желания матери и собственного желания – всех троих, являющихся существами слова» – эта «формула» проходит рефреном во всей теории французского психоаналитика Франсуазы Дольто. Теории, в которой нет и не может быть места снисхождению, принижению, условностям или неважности субъекта, субъекта – даже не с первого его вдоха, а с первого его желания.

Этика – позвоночник теории Ф. Дольто, да и всей психоаналитической теории в целом. Дать возможность юному субъекту выразить себя, пережить свою трагедию, которая может настигнуть его даже в самом юном возрасте, и часто оказаться абсолютно незамеченной и даже немыслимой его родителями, дать место разыграться этой трагедии, прожить ее в аналитическом кабинете – вот задача психоаналитика в работе с юным субъектом.

Вероятно, разделение психоаналитиков на «детских» и «взрослых» – не более, чем вынужденное удобство для социума. В аналитическом кабинете не существует детей и взрослых, существует лишь субъект, наделенный речью, в том числе и юный субъект, который на данный момент может не выражать еще себя словом, но уже с самого начала обладает характеристикой речесущества. Разделение на взрослого и ребенка невозможно еще и потому, что в аналитическом поле существует только субъект бессознательного, без хронологического возраста и социального статуса.

«Уважать ребенка – это значит предложить ему модель поведения и предоставить возможность не подражать ей. У него нет другого выхода в формировании себя, кроме отрицания, и он говорит "нет"». Юный субъект – это не средство нарциссического инвестирования родителей, это не их копия и не их «машина» для исполнения желаний и подобий. Формирование субъекта – это череда кастраций, производимых словом, это череда замен инцестуозных объектов на вторичные, это череда отказов и сплошных «нет». Дать право выбора – вот, что необходимо каждому субъекту, особенно в периоды его становления. Ведь иногда, чтобы увидеть, нужно закрыть глаза, и чтобы услышать, достаточно просто дождаться слова.

Важнейшим моментом в формировании субъекта является его право на собственную историю. Ф. Дольто настаивала на том, чтобы говорить ребенку правду, с самого рождения. Вопросы, поставленные перед субъектом, всегда найдут только два варианта решения: либо возможность ответа на ключевые вопросы своего существования, либо невозможность ответа на них. Но на место любой тайны придет симптом – этика, проявляющаяся в необходимости занять свое уникальное и единственное место в мире каждым субъектом.

Слово Другого, обращенное к субъекту, – единственный ключ к формированию последнего. Только речь дает возможность субъекту существовать и занять свое место в психической реальности. В первую очередь, юный субъект – субъект для самого себя, субъект собственных бессознательных желаний. Младенец стремится насытиться речью не меньше, чем материнским молоком. Крик младенца, его открытый рот – это все признаки желания юного субъекта быть обращенным в этот мир людей, впитывать их слово, находиться в поле их общения. Младенец приходит в мир предрасположенный к тому, чтобы говорить, а значит, обращать речь к ребенку необходимо с первых дней его жизни. Ведь лишь возможность выразить себя словом пустит младенца в мир культуры. Данные утверждения проложили путь к тому, чтобы учиться не только слушать, но и слышать юного субъекта, даже пока тот «говорит» с аналитиком посредством собственного тела.

 

В тексте использованы цитаты из текста "Бессознательный образ тела" Ф. Дольто



Просмотров: 514
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Юный субъект в современном мире.
  • Субъект желания. desidero ergo sum
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • "Найди свое место в мире, ведь оно точно есть"
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Поле Близости - третий субъект в отношениях пары
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Технология исполнения желаний: "Чтобы получить, нужно отдать"
  • Философия авантюризма и децентрация субъекта в психотерапии и задачах социального дизайна.
  • Занять свое место, или "Почему меня такого особенного еще нет на доске почёта"
  • Как сделать так, чтобы желания сбывались быстрее? Курс "Везение по-женски"
  • Исполнение желаний. Часть 2. Как сделать так, чтобы желания исполнялись?
  • Отношение ко внешности: принять себя, значит иметь возможность изменить себя
  • Из объекта в субъект в современном мире
  • Манипуляция таким словом, как, "цивилизация". Как сделать, чтобы так не манипулировали тобой.
  • 1. Сложность субъекта
  • Рождение субъекта. Стадия зеркала - 6-18 месяцев жизни. Психоанализ.
  • Герменевтика депрессивного субъекта
  • Техника: "Как найти себя и понять свои истинные желания?"
  • Манифестация полилингвальности субъекта в психоанализе
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • Бессознательный образ тела в работах Француазы Дольто
  • Феномен нарцисизма в контексте психологической защиты субъекта
  • В мире апатии или "Я не знаю чем занять себя в жизни"
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • "Ты знаешь все в твоих руках и даже я". Нелюбовь, а созависимость. Возьми себя в руки.
  • Субъект в психотерапии
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • Травма как причина субъекта (принципы функционирования психического аппарата по З. Фрейду)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь