Феномен нарцисизма в контексте психологической защиты субъекта

Автор статьи: Илона Калашник

На современном этапе развития общества наблюдаются трудности процесса адаптации личности к социальным переменам. Подтверждением этому есть обострение тенденций к депрессивным состояниям, социальным отчуждением, самоубийствам и.тд. Процесс приспособления к переменчивой среде часто усложняется внутренней дисгармонией эмоционального состояния человека так как глубинно-психологические истоки таких трудностей субъектом не осознаются.

Феномен нарциссизма в научной литературе (З. Фрейд, К. Хорни, О. Кернберг, О. Ранк, Х. Кохут и. др.)  представлен как черта характера (самовлюблённость), личностная дисфункция, расстройство личности и.т д. Понятие нарциссизм происходит из мифологии где описывается миф о самовлюбленном юноше Нарциссе, который увидев свое отражение в воде влюбился в себя и умер от безответных чувств. Миф отображает глубинную сущность проблемы самовлюбленности, а именно инфантилизм, невозможность проявлять любовь к окружающим людям, игнорирование их интересов, отстраненность от окружающих и. т.д.    

 Коротко представим анализ понятие нарциссизма в психологических словарях. В словаре практического психолога нарциссизм определяется как состояние и направленность либидо субъекта на его «Я» (С.Ю. Головин, 1998) Представлено как нормальная стадия  полового развития при задержке на которой возникают невротические нарушения (С.Ю. Головин, 1998) В большом психологическом словаре нарциссизм определяется как – влечение к самому себе, предпочтение собственного тела в качестве сексуального объекта (Большой психологический словарь)  В словаре аналитической психологи толковом словаре психиатрических терминов нарциссизм определяется как «сексуальная перверсия, при которой предпочитаемым субъектом объектом выступает его же собственное тело;  в более широком значении - любое проявление любви к себе» (Лейбин В.М, 2001). Так феномен нарциссизма  связывают с направленностью либидо на самого субъекта, что выражается в любви к себе, а также с сексуальными нарушениями, акцентуациями характера.      

В психоаналитической литературе выделяют конструктивный, деструктивный и дефицитарный нарциссизм. Коротко очертим проявление таких форм нарциссизма. Так конструктивный нарциссизм выражается в целостном реалистичном принятии себя, позитивном представление о своей личности, уверенности в себе, спонтанности, самостоятельность и т.д. Деструктивный нарциссизм находить выражение в искажении или нарушении способности личности реалистично воспринимать, ощущать и оценивать себя; противоречивость в отношениях к себе и окружающим, стремление находиться в центре внимания и получать подтверждение своей значимости от окружающих, непереносимость критики касательно собственной персоны, чрезмерной требовательностью и непримиримостью к недостаткам и слабостям других; отсутствием спонтанности, нестабильностью, неспособностью к открытому общению и близким, доверительным отношениям и т.д. Дефицитарный нарциссизм – неспособность ощутить самодостаточность и автономию, потеря тождества с своим Я, подавление своих желаний, отсутствие целей, неспособность отстаивать собственные интересы и иметь самостоятельные взгляды, инфантильная зависимость от окружающих (Райкрофт Ч., 1995). Для деструктивного нарциссизма свойственно искаженное восприятие реальности, стремление находиться в центре внимания, быть значимым, ригидность поведения и мышления, инфантилизм, что порождает дезадаптацию личности. Выше очерченные проявления связаны с ригидностью психики индивида, что была сформирована в детский период его развития. 

Феномен нарцисизма мало исследован во взаимосвязи с психологической защитой субъекта. На формирование семантических предпосылок псхологической защиты  могут влиять фрустрации емотивной сферы в едипов период, что обусловило блокирование чувственности, стремлений, желаний ребенка, что детерминировало возникновение потребности в подтверждении своей значимости, непринятие критики касательно собственной персоны, ригидность поведения, неспособность проявлять открытость в общении и.т.д. Толчком к эмоциональному блокированию, социальному отчуждению, недоверию  могут быть: запреты на проявление эмоций, страх перед наказаниями, жестокие наказания, упреки родителей относительно нежелательного рождения ребенка или препятствий, которые он создал родителям в достижении жизненной цели и тому подобное.

Академиком АПН Украины Т. С. Яценко в пределах психодинамической теории разработана «Модель внутренней динамики психики» (рис. 1. Модель внутренней динамики психики, разработанная Т. С. Яценко)  которая дополняет структуру психики по вертикали (в теории З Фрейда) линейными взаимозависимостями, что позволяет раскрыть ее функционирование в единстве противоречивых тенденций и исследовать возникновение феномена нарциссизма. На модели внутренней динамики психики представлено внутреннее противоречие психики, которое предопределено направленость в прошлое (в детство) и к социальным успехам (в будущее). Эти противоречивые тенденции сосуществуют в единстве и в одно и тоже время без взаимоисключений.

Феномен нарцисизма в контексте психологической защиты субъекта

Рис. 1. Модель внутренней динамики психики, разработанная Т. С. Яценко

Внутреннее противоречие психики находит проявление в следующих тенденциях: «к силе» и в то же время «к слабости»; стремлении «к людям» и одновременном отстранении от них (от людей); «к жизни» и в то же время «к смерти». Тенденция «к силе» является социально ориентированной но в то же время действует тенденция «к слабости». Эта тенденция связана с незавершеними делами детства, что противоречат просоциальным целям субъекта и ослабляют его активность. Тенденция «к людям» предопределяет потребность в контактах с окружением, но рядоположно с ней существует тенденция «от людей» (к психологической импотенции), что предусматривает несознательное стремление к разрушению отношений через дискредитацию окружающих людей, агрессию, зависти, ревность и тому подобное. Т. С. Яценко замечает, что может происходить обострение внутреннего противоречия, между тенденциями «к психологической смерти» и «к жизни». Такое противоречие может привести к нарушению психологического баланса‚ что находит проявление в объективной дезинтегрованности психики (Яценко Т.С.,  2008).

Психодинамическая теория уточняет понимание функциональных особенностей психологических защит введением Т. С. Яценко двух разновидностей: базовых и ситуативных. Такие разновидности психологических защит указывают на взаимосвязь между социальной адаптированной и глубинно психологической (инфантильной) ориентацией внутренней активности психики. Базовые и ситуативные защиты являются целостной системой, которая руководствуется генеральным механизмом, – «от слабости к силе» (рис.1, стрелка 4). В базовых защитах, как отмечает Т. С. Яценко отображается весь инфантильный эмоционально значимый опыт, связанный с либидными объектами.. Базовые защиты являются когнитивной структурой, которая не осознается субъектом, они определяют направленность психики на реализацию инфантильных тенденций. Ситуативные защиты призванные социально адаптировать субъекта, однако находятся в тесной взаимосвязи с базовыми защитами. Сущность базовых защит объективируется через выявление логики бессознательного. Противоречие этих двух логики предопределяет слабость «Я» субъекта. В случае выраженной личностной проблемы стрелка 3 (рис. 1) становится сплошной (пунктир исчезает), что указывает на ее превалирование над стрелкой 4 (рис. 1) – происходит заострение внутреннего противоречия и возникает риск доминирования деструктивных тенденций (Яценко Т.С.,  2008). Такое заострение внутреннего противоречия может обуславливаться опытом ранних (детских) переживаний фрустраций (обид, страхов, разочарований, запретов); бессознательным или осознанным отвержением ребенка либидным объектом, деструктивными педагогическими влияниями. У ребенка формируется искаженное или противоречивое восприятие  реальности, что порождает зависимость  от мнения окружающих и в одно и тоже время страх близких отношений, желание быть любимым, принятым родителями и в одно и тоже время обида и агрессия относительно их. Нарциссическая личность, интегрирует в себе глубинные и условные ценности (рис. 2. Особенности функционирования нарциссической личности), что позволяет ей ощущать внутреннюю гармонию и в тоже время, неосознавать собственную дезадаптированость.

Глубинные ценности неосознаются субъектом они формируются путем фиксаций в раннем детстве где ведущую роль отыгрывают либидные объекты. Основой защитной системы выступают условные ценности, которые интегрированы с нормативными но также являются производной от взаимоотношений особы с родителями. Условные ценности определяют индивидуально-неповторную призму восприятия субъектом окружающей действительности и особенности реализации тенденции «к силе». Нарцистическая личность реализуя в себе глубинные и условные ценности выступает идеалом сама для себя. Такой идеал, нарцисс выносит из семьи, а социальное окружение выступает лишь возможностью подтверждения, реализации таких ценностей. Такой индивид замкнут в своем «внутреннем мире», а его активность направлена подтверждение своей значимости от окружающих людей. Окружающие выступают обязанными воспринимать нарцисса таким какой он есть, потакать ему, восхищаться им и так далее. Сложности получения от окружающих подтверджения собственной значимости порождает агрессию, непонимание, отстранение от мира. Окружающий мир воспринимается враждебно, а собственная личность как пострадавшая непонятая, непринятая людьми. Таким образом происходит субъективная синтегрированость психики, нарциссическая личность выступает для самой себя всегда правильной, непогрешной, не замечая того что она дезадаптирована.          

Т. С. Яценко отмечает, что психика решает две сложных задачи: во-первых, адаптироваться к социуму и его требованиям и, во-вторых, реализовать субъективно значимые инфантильные интересы (Яценко Т.С.,  2008). Субъективная синтегрированость психики, обуславливает дезадаптацию личности и ее психологическую незащищенность, так как порождает отступления от реальности в процессе общения. Неуспехи и неурядицы относятся при этом субъектом на счет неблагоприятных обстоятельств или противодействия со стороны других людей, которые поддаются дискредитации. Примером психологических искривлений выступает деятельность таких нарциссических личностей как: А. Гитлер, И. В. Сталин, Ф. Кастро, Б. Муссолини, С. Хусейн. Она пропагандировали объединение нации путем убийства собственного народа, декларировали смерть как спасение и свободу создавали культ собственной личности. Следовательно, субъективно-интегративная функция психологической защиты опирается на иллюзорность, которая неосознается субъектом, ведь подкрепляет его идеализированное «Я».

Устоявшимся есть мнение, что психологическая защита формируются в условиях психологической обездоленности личности, которая обуславливает возникновение деструктивных чувств: зависть, ревность, чувствами обиды, неполноценности свойственных нарциссической личности. В то же время вне поля зрения изследователей  остается латентный уровень функционирования защитных механизмов, а именно особенности детерминант, что возникают в эдипов период развития личности. Особенности влияния на психику ребенка взаимоотношений в семье представлено в работах Дж. Боулби, М. Ейнсворт, Е. Фромма, А. Грина и др. Так Дж. Боулби отмечал, эмоциональная глухота, отстраненность матери могут порождать деструкции психического развития ребенка. К таким деструкциям автор относит: агрессивность, депрессивность, недоверчивость, неумение строить отношения с окружением, которое дезадаптирует индивида. Ощущение разъединения с матерью, которое переживает ребенок, порождает эмоциональное отчуждение, которое впоследствии находит выражение в эмоциональной глухоте. Дж. Боулби отмечает, что негативные события детства дезадаптируют индивида, формируя у него базальный страх опасности (Боулби Дж., 2004). Близкой позиции придерживается М. Ейнсворт, которая отмечает, что при условиях потери эмоциональных связей с матерью у ребенка возникает нарушение расположения к ней. Такие нарушения могут порождать у субъекта агрессивность, грубость, емоциональную закрытость, стремление доминировать над окружением, что приводит к разрушению отношений. М. Ейнсворт вводит понятие «нарушение материнского отношения», что характеризует эмоциональное разъединение матери с ребенком и выражается в  авториторизме, отстранении, гиперопеке, инфантилизации ребенка, что фрустрирует его потребности (Ейнсворт М., 1991). Е. Фромм очерчивает феномен гетерономного влияния, блокирования развития ребенка матерью через запрещение на спонтанное выражение ее желаний и потребностей (Фромм Е., 1992), что блокирует психологическоеразвитие ребенка, капсулируя его внутренний потенциал и порождая тенденцию к психологической смерти. А. Грин описывает феномен «мертвой матери», что способна психологически омертвить ребенка. Синдром «мертвой матери», заостряется на едиповой фазе развития, когда происходит еротизация отношений между ребенком и родителями. Исследователь отмечает, что нередко отец является таким же эмоционально «мертвым», как и мать. А. Грин так описывает проявление синдрома «мертвой матери»: Умершая от боли мать больше не может быть для живого ребенка истоком нарциссизма, любви, которая является необходимым для поддержки ребенка. Все это может привести к трагическим для психики ребенка последствиям» (Грин А. ). Такие переживания  деструктируют психику субъекта, порождая у него ощущение одиночества, бесперспективности жизни, страха смерти. Последнее подтверждают наши практические исследования, которые позволяют выделить факторы такого деструктивного влияния: отдавание родителями ребенка на воспитание родным (дедушкам, бабушкам), в детский дом, а также физические наказания (избиение), моральное наказание одиночеством, эмоциональной отчужденностью родителей, игнорированием, словесными обидами и тому подобное. Игнорирования потребностей и желаний ребенка приводит к омертвению его внутреннего мира.

Проблема влияний деструктивных аспектов педагогики (моральные унижения, физические показания, гиперопека) на личность ребенка осуществлен такими исследователями: Е.О. Смирновой B.C. Собкиной, О.М. Ломако, А. Миллером. Общим во взглядах исследователей является то, что методы «чорной педагогики»[1] пагубно влияют на личность ребенка, обусловливая формирование дисфункций психики. Исследователи указывают, на влияние первых годов жизни ребенка в его становлении как личности, потому такие проявления как безответственность, агрессивность, является отображением негативного опыта детства, переживанием эмоциональной обездоленности в родительской семье. Согласно Е.О. Смирновой B.C. Собкиной, наиболее распространенным стилем воспитания в неполных семьях является неустойчивый стиль который способен порождать ригидность мышления ребенка, неспособность к анализу собственных поступков и переживаниям. Е.О. Смирнова B.C. Собкина описывают воспитание по типу гипопротекции и эмоциональной холодности. Исследовательницы пишут: «жестокость по отношению к ребенку может проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, когда  между ребенком и родителями стоит стена эмоциональной холодности и враждебности» (Е.О. Смирнова B.C. Собкина 1988). Следствием таких отношений является формирование у ребенка ощущения ненадобности, обездоленности, одиночества, что обусловливают комплекс неполноценности и в то же время актуализируют агрессивные, нарцистические тенденции (Е.О. Смирнова B.C. Собкина 1988). Поэтому страх внешнего мира, окружающих людей  который культивируется с детства в родительской семье, может порождать нарциссизм, что проявляется в пассивности, страхе ответственности, самоизоляции, идеализации себя, собственного тела.

К. Бассиюни, А. Миллер также акцентируют внимание на деструктивном влиянии «черной педагогики» на личность субъекта. А. Миллер, отмечая, что травмы детства являются наиболее значимыми в возникновении деструкций личности. Исследовательница утверждает, что чувства ребенка являются настолько сильными, что их блокирование может привести к прекращению формирования его эмоциональной сферы. Ребенок оказывается во «внутренней тюрьме», она становится заложником своих переживаний. Травмирующие  переживания предопределяют появление чувств бесперспективности, одиночества, а также ощущение «отрезанности от жизни», ощущение себя тенью, восприятия жизни как тупика и тому подобное. Следовательно, остаточные явления переживания эдиповой ситуации могут находить выражение в таких показателях, как: недоверие, страх свободно выражать чувства,  зависимость от мнения окружения, несамостоятельность.

А. Миллер утверждает, что, пережив влияние «черной педагогики» в детском возрасте личность в течение жизни не в состоянии проявлять чувственность и понимать окружение, ее внутренний мир атрофирован, такой человек способен любить и испытывать жалость только к собственной персоне. А. Миллер утверждает «…таким людям напрасно говорить о любви, милосердии и солидарности, нет смысла призывать к хорошим чувствам, они будто не в состоянии понять призывы такого рода, они закрыты от окружающих непробиваемой стеной» (Миллер А., 2003). Исследовательница пишет, что  в жертву социализации была принесена их детская душа, в которой уничтожили все живое, не оставив возможность для развития либидных чувств. Автор отмечает: "... в жизни такими людьми двигают глубоко вытисненные в бессознательное детские воспоминания и чувства обид, которые в искривленной форме отражаются почти на всех их действиях" (Миллер А., 2003). Субъект выносит с детства чувство неполноценности, обиженности, обездоленности, которые во взрослой жизни стремится скрыть, преодолеть через блокирование эмоций, чувственности, доказывая окружению свою непревзойденность. К. Бассиюни подчеркивает, что последствиями агрессивного воспитания могут быть две крайности: слепое подчинение, отказ субъекта от любых самостоятельных решений или стремления к подчинению других. Исследователь утверждает, что жестокое воспитание может блокировать ощущение радости жизни, порождать состояние депрессии, ощущения одиночества и стремления к самоуничтожению (Бассиюни К. , 1998), как крайнее проявление нарциссизма. Нарцисстическая личность, искривляет реальность и может ошибочно видеть силу в гордости, упрямстве, непоколебимости собственных взглядов, бескомпромиссности, что предопределяет инфантильную позицию. Нарцисическая личность отрецает реальность, поскольку не в состоянии воспринимать ее такой, которой она является. Поэтому феномен нарциссизма может нести в себе интегрирующую функцию (однако ценой дезадаптации), которая порождается субъективной синтегрированостью психики.

Психологическая защита нарушает осознание индивидом собственных действий через искривление информации. Т. М. Титаренко отмечает, что субъект может убегать в мир иллюзий, а мечтательность является формой психологических защит. Изследовательница утверждает: «За разовыми очками человек пытается скрыть глубокую неосознаваемую тревогу, целый клубок страхов, нежелания знать правду о себе, свое окружение, собственно прошлое, нынешнее и будущее» (Титаренко Т. М., 2007). Субъект убежден, что его поведение является конструктивным и ведет к поставленной цели, которая часто не совпадает с полученными результатами. Ф. Перлз утверждает, что защиты актуализируются при условиях ощущения опасности «Я» субъекта. Исследователь отмечает: "Все, что угрожает целостной личности или одной из ее частей, воспринимается как опасность, как что-то враждебное, что должно быть уничтоженным. При этом источник опасности можно разрушить или его избегать" (Перлз Ф., 1996). Психологические защиты деструктивно влияют на саму ориентацию субъекта, искривляя информацию относительно собственного поведения, намерений, целей, создавая иллюзию могущества. В результате этого субъект не всегда может осознавать настоящую целесообразность своих действий, он воспринимает окружение сквозь призму собственных ожиданий и возможностей их подтверждения. Такие ожидания связаны с идеализированным «Я» субъекта, которое работает в подтверждение отображения собственного идеального образа в глазах окружения. Создается система ожиданий восприятия себя другими людьми, которое должно совпадать с определенным идеалом субъекта, который является статическим и неизменным. Неподтвержденное такого идеального образа окружениям порождает у субъекта чувство неполноценности, опустошенности, слабости, ощущение себя неудачником и в то же время имеет место агрессивность и ненависть. При таких условиях, актуализируется энергия мортидо, которая влечет капсулирование особы на собственных переживаниях. В таких случаях субъект нередко действует автоматизировано, защищаясь от критики, оставляя непреклонными представление о себе, что ведет к разрушению отношений с окружением, порождая трудности в реализации поставленной цели.

Следовательно, можно констатировать, феномен нарциссизма связан с психологической защитой в частности с ее системной упорядоченностью, которая порождает необходимость реализации капсулированных  инфантильных желаний. Констатировано, что нарциссическая личность интегрирует в себе глубинные и условные ценности, это обуславливает ощущение внутренней гармонии. Такая гармония есть иллюзорной так как порождает дезадаптацию личности. Нарциссизм связан с тенденцией «к слабости», которая является деструктивным следствием действия психологических защит. Эта тенденция актуализируется в едиповой ситуации, где происходило блокирование либидных чувств. Такое блокирование предопределенно невозможностью объективного восприятии реальности, это является одним из способов субъективной интеграции психики..

 

 

Список литературы

 

  • Большой психологический словарь. (Психологические энциклопедии). /Сост.и общ.ред . Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 672с
  • Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический проект, 2004. – 232 с.
  • Краткий психологический словарь-хрестоматия / Сост. Б. М. Петров; Под. ред. К.К. Платонова. – М.: Высш. шк., 1974. – 134 с.
  • Лейбин В. М. Постклассический психоанализ: [Энциклопедия]. – М.: Территория будущего, 2006. – Т. 1. – 472 с.
  • Миллер А. Вначале было воспитание. – М.: Академический проект, 2003. – 464 с.
  • Райкрофт, Ч. Критический словарь психоанализа. – СПб, 1995. – 288
  • Самосознание и защитные механизмы личности. – М, 2003. – 656 с.
  • Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 1998. – 800 с.
  • Смирнова Е.О., Собкин B.C. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье. – М., 1988.
  • Титаренко Т. М. Запобігання емоційному вигоранню в сім’ї як фактор гармонізації сімейних взаємин: Наук.-метод. посіб. / Т. М. Титаренко, О. Я. Кляпець. – К.: Міленіум, 2007. – 142 с.
  • Томэ Х. Современный психоанализ / Х. Томэ, Х. Кэхеле / Общ. ред. А. В. Казанской. – М.: Яхтсмен, 1996. – Т. 1: Теория. – 576 с.
  • Ференци Шандор. Психоанализ и воспитание // Russian Imago 2000. Исследования по психоанализу культуры. – СПб.: Алатейа, 2001. – С. 69 – 77.
  • Французская психоаналитическая школа / Под ред. А. Жибо, А. В. Россохина. – СПб.: Питер, 2005. – 567 с.
  • Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – С. 13 – 108.
  • Яценко Т.С. , Іваненко Б.Б., Аврамченко С.М., Євтушенко І.В., Сергієнко І.М., Калашник І.В., Богдан Т.В. Концептуальні засади і методика глибинної психокорекції. – К.: Вища школа, 2008. – 342 с.
  • Ainsworth M.D.S. An ethological approach to personality development / M.D.S. Ainsworth, J. Bowlby // American Psychologist. – 1991. – Vol. 46. – P. 333 – 341.
  • Perls F. S. Das Ich, der Hunger und die Aggression. Die Anfaenge der Gestalttherapie. – Stuttgart: Klett-Cptta, 1978. – 154 p.
  •  



    Просмотров: 445
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Что может быть важнее собственного отношения к себе?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Истории клиентов, или что может мешать рождению ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Что за зверь такой – любовь к себе? И как его поймать
  • На что способен мой ребенок или что за Личность пришла в мою жизнь???
  • Две жизни: та, что должна быть и та, которая есть
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Что значит уважать личность ребенка? Часть 1
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Что является хорошим результатом психологической работы?
  • Как люди приходят к тому, что надо в себе что-то менять
  • Что самое худшее и что самое лучшее, что может дать мужчина в отношениях со своей женщиной
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Зашифрованное послание родителям. Что может скрываться за болезнями и проблемным поведением ребенка
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь