"Чем границы личности отличаются от механизмов психологической защиты?".

На занятии , которые я веду в психологическом клубе "Субботние встречи", возник вопрос: "Чем границы личности отличаются от механизмов психологической защиты?".

Вот чем: границы, в отличие от механизмов психологической защиты, являются сознательными и здоровыми способами защиты от эмоционального вреда. Ключевое в понимании отличий - в сознательности. 


Конечно, кроме людей имеющих специальные знания, никто не чувствует, не обозначает внутри себя , что: "вот тут моя граница", а "вот тут чужая". Но границы мы осознаем и те чувства , которые испытываем при нарушении наших границ, или при нарушении нами чужих границ - осознаем подлинными. Соответствующими истинному положению дел и не искаженными. 


Возьмем, например, человека с хорошей второй границей , позволяющей ему четко различать такие вещи, как : "«Моя собственность, мои права, и мои возможности»." 

Чем границы личности отличаются от механизмов психологической защиты


Пусть это будет офисный работник. Разговаривая по телефону, он должен записать кое-что, но не находит у себя под рукой ручку, а разговор идет и записывать нужно срочно. Оглядывается по сторонам, и видит ручку на столе, отсутствующего в этот момент, коллеги. Берет ее. Однако разговор важный, эмоциональный, и поглощает все его внимание. Заговорившись, этот человек забывает вернуть ручку на место. И , вообще , забывает про нее, и начинает заниматься своими делами. 
Возвращается его коллега, и начинает искать свою пропавшую собственность. Но так как наш герой занят, то он реагирует на вопрос коллеги "не видел ли ты , кто приделал ноги моей ручке?", только спустя какое-то время, и уже после того, как коллега спросил нескольких других их сослуживцев. Создается ситуация, когда ручку нужно возвращать, а уже пол-офиса наблюдают за происходящим.

Человеку, конечно, неудобно. И еще, так как границы у него хорошие, ему стыдно. Стыд - это всегда у человека с хорошими границами показатель того, что он сделал что-то неправильное. Нормальное и подлинное в данной ситуации чувство. Конечно, я не хочу сказать, что наш герой - испытывает жгучий стыд, готов "сгореть на месте " и т.п. Нет. Ему немного стыдно. Чуть-чуть. Но и этого чувства уже достаточно, чтобы получить негативное переживание и отрицательное подкрепление неправомерного действия- перехода границ и присвоения чужой собственности. 

И у такого человека границы станут еще лучше. И недопустимость такого действия при соблюдении границ, убережет его в дальнейшем от подобных негативных переживаний и конфликтов с окружающими. 


Теперь посмотрим, что произойдет в этой ситуации, у человека с плохими границами. То есть у того, кто не понял, что такого криминального в том, чтобы взять чужую ручку и не вернуть ее на место.

Стыдно ему не будет. Он поймет, что его в обвиняют в чем-то недопустимом, но не поймет, что уж такого страшного произошло, он же не кошелек украл! При срабатывании механизма "отрицания " , стыд быстро утилизируется через снижение важности происходящего. "Что-такого?", решит такой человек и еще и обидится на коллегу , затеявшего разборку. Эмоциональное поражение - в чувстве несправедливости, которое он припишет действиям окружающих, чувстве низкой своей значимости, может ощутить себя изгоем в коллективе, что его "травят" и на него "набрасываются". В зависимости от состояния самооценки, ущерб от "отрицания" обычно самый большой.
"Проекция" - реакция обвинения на коллегу. "Ты чего ак завелся из-за этой ручки? Сам что-ли у кого ее спионерил? " Тут мы видим агрессию, злость, раздражение, искаженное восприятие другого. 
"Рационализация" может быть такая : "Да ладно, ручки - это расходный материал. Они всегда меняют несколько хозяев, потому что нет людей, которые никогда не забывают вернуть ручку на место". Тут уже ситуация , как мы видим, обобщается. От частного конкретного случая, идет переход к какому-то общему. Человек пытается свою ответственность разделить со всеми, а свой стыд утилизировать как неуместный. Вред от такой защиты понятен- окружающие поймут, что такое поведение не случайность, а позиция и изменят к этому человеку свое отношение. 
Если наш герой - женщина, то может еще "регрессия" сработать. Она начнет сюсюкать и притворяться "маленькой глупышкой". Типа : " Ой прости, память девичья, заигралась-заболталась" и.т.п. И может еще и положительное подкрепление на такое поведение получить. И совсем в нереальность "улететь" в восприятии ситуации. Допустим, начать думать, что ее некорректное поведение вызывает у окружающих симпатию и умиление, а относятся они к ней особенно трепетно. 


То есть , в том случае когда сработал защитный механизм, чувство стыда не актуализировалось, было замещено каким-то другим чувством. Сама ситуация в восприятии человека трансформировалась и стала выглядеть по другому. Опыт совладания с реальным конфликтом не был получен. Адекватная стратегия поведения на будущее, не выработалась. 


То есть: граница личности, формируясь и укрепляясь, помогает человеку адаптироваться к реальности вокруг и уберегает его от эмоциональных переживаний связанных с неправильными действиями. 


Защитный механизм - не помогает адаптироваться. Наоборот, он поддерживает человека в неизменности, помогая убрать те эмоции, которые являются негативными и нежелательными. 


Вот. На заданный вопрос, кажется, ответила. 

А тем кто живет в городе Нижний Новгород, хочу рассказать о том, что  тема : "Границы в общении", является центральной, и я постоянно затрагиваю ее в своей авторской программе "Субботние встречи". Обратите внимание на возможность послушать мои рассуждения вживую, задать свои вопросы и получить знания и нужные навыки.  Приглашаю! :-)


С уважением, Марина Игоревна Локоткова 

https://vk.com/marina_lokotkova



Просмотров: 508
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Он хороший, прямо подкаблучник - я его уже не хочу". Комплекс "рыцаря-развратника"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Что такое "ИНТУИЦИЯ"? (из теории "социального интеллекта" И.В. Герасимова)
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • Что такое "Право на Деньги" и как его получить?
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Что такое "личные границы" и как они проявляются в отношениях?
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь