"Чем границы личности отличаются от механизмов психологической защиты?".

На занятии , которые я веду в психологическом клубе "Субботние встречи", возник вопрос: "Чем границы личности отличаются от механизмов психологической защиты?".

Вот чем: границы, в отличие от механизмов психологической защиты, являются сознательными и здоровыми способами защиты от эмоционального вреда. Ключевое в понимании отличий - в сознательности. 


Конечно, кроме людей имеющих специальные знания, никто не чувствует, не обозначает внутри себя , что: "вот тут моя граница", а "вот тут чужая". Но границы мы осознаем и те чувства , которые испытываем при нарушении наших границ, или при нарушении нами чужих границ - осознаем подлинными. Соответствующими истинному положению дел и не искаженными. 


Возьмем, например, человека с хорошей второй границей , позволяющей ему четко различать такие вещи, как : "«Моя собственность, мои права, и мои возможности»." 

Чем границы личности отличаются от механизмов психологической защиты


Пусть это будет офисный работник. Разговаривая по телефону, он должен записать кое-что, но не находит у себя под рукой ручку, а разговор идет и записывать нужно срочно. Оглядывается по сторонам, и видит ручку на столе, отсутствующего в этот момент, коллеги. Берет ее. Однако разговор важный, эмоциональный, и поглощает все его внимание. Заговорившись, этот человек забывает вернуть ручку на место. И , вообще , забывает про нее, и начинает заниматься своими делами. 
Возвращается его коллега, и начинает искать свою пропавшую собственность. Но так как наш герой занят, то он реагирует на вопрос коллеги "не видел ли ты , кто приделал ноги моей ручке?", только спустя какое-то время, и уже после того, как коллега спросил нескольких других их сослуживцев. Создается ситуация, когда ручку нужно возвращать, а уже пол-офиса наблюдают за происходящим.

Человеку, конечно, неудобно. И еще, так как границы у него хорошие, ему стыдно. Стыд - это всегда у человека с хорошими границами показатель того, что он сделал что-то неправильное. Нормальное и подлинное в данной ситуации чувство. Конечно, я не хочу сказать, что наш герой - испытывает жгучий стыд, готов "сгореть на месте " и т.п. Нет. Ему немного стыдно. Чуть-чуть. Но и этого чувства уже достаточно, чтобы получить негативное переживание и отрицательное подкрепление неправомерного действия- перехода границ и присвоения чужой собственности. 

И у такого человека границы станут еще лучше. И недопустимость такого действия при соблюдении границ, убережет его в дальнейшем от подобных негативных переживаний и конфликтов с окружающими. 


Теперь посмотрим, что произойдет в этой ситуации, у человека с плохими границами. То есть у того, кто не понял, что такого криминального в том, чтобы взять чужую ручку и не вернуть ее на место.

Стыдно ему не будет. Он поймет, что его в обвиняют в чем-то недопустимом, но не поймет, что уж такого страшного произошло, он же не кошелек украл! При срабатывании механизма "отрицания " , стыд быстро утилизируется через снижение важности происходящего. "Что-такого?", решит такой человек и еще и обидится на коллегу , затеявшего разборку. Эмоциональное поражение - в чувстве несправедливости, которое он припишет действиям окружающих, чувстве низкой своей значимости, может ощутить себя изгоем в коллективе, что его "травят" и на него "набрасываются". В зависимости от состояния самооценки, ущерб от "отрицания" обычно самый большой.
"Проекция" - реакция обвинения на коллегу. "Ты чего ак завелся из-за этой ручки? Сам что-ли у кого ее спионерил? " Тут мы видим агрессию, злость, раздражение, искаженное восприятие другого. 
"Рационализация" может быть такая : "Да ладно, ручки - это расходный материал. Они всегда меняют несколько хозяев, потому что нет людей, которые никогда не забывают вернуть ручку на место". Тут уже ситуация , как мы видим, обобщается. От частного конкретного случая, идет переход к какому-то общему. Человек пытается свою ответственность разделить со всеми, а свой стыд утилизировать как неуместный. Вред от такой защиты понятен- окружающие поймут, что такое поведение не случайность, а позиция и изменят к этому человеку свое отношение. 
Если наш герой - женщина, то может еще "регрессия" сработать. Она начнет сюсюкать и притворяться "маленькой глупышкой". Типа : " Ой прости, память девичья, заигралась-заболталась" и.т.п. И может еще и положительное подкрепление на такое поведение получить. И совсем в нереальность "улететь" в восприятии ситуации. Допустим, начать думать, что ее некорректное поведение вызывает у окружающих симпатию и умиление, а относятся они к ней особенно трепетно. 


То есть , в том случае когда сработал защитный механизм, чувство стыда не актуализировалось, было замещено каким-то другим чувством. Сама ситуация в восприятии человека трансформировалась и стала выглядеть по другому. Опыт совладания с реальным конфликтом не был получен. Адекватная стратегия поведения на будущее, не выработалась. 


То есть: граница личности, формируясь и укрепляясь, помогает человеку адаптироваться к реальности вокруг и уберегает его от эмоциональных переживаний связанных с неправильными действиями. 


Защитный механизм - не помогает адаптироваться. Наоборот, он поддерживает человека в неизменности, помогая убрать те эмоции, которые являются негативными и нежелательными. 


Вот. На заданный вопрос, кажется, ответила. 

А тем кто живет в городе Нижний Новгород, хочу рассказать о том, что  тема : "Границы в общении", является центральной, и я постоянно затрагиваю ее в своей авторской программе "Субботние встречи". Обратите внимание на возможность послушать мои рассуждения вживую, задать свои вопросы и получить знания и нужные навыки.  Приглашаю! :-)


С уважением, Марина Игоревна Локоткова 

https://vk.com/marina_lokotkova



Просмотров: 557
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Ложки не существует" или "защитный механизм проекция"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Коммунистический" "Рай" шимпанзе бонобо или секс создал человека?
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Не свое место" и "Запрет на ресурсы". Записки расстановщика.
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь