Примитивные защитные механизмы психики - от детства к пограничной организации личности и психозу


 

Бьюсь об заклад, хотя бы однажды вы слышали о том, что не все, происходящее в нашей внешней и внутренней жизни мы осознаем. Внезапно мы обнаруживаем, что какие-то важные факты жизни или эмоции о них вытеснены из нашей памяти далеко вглубь, подальше от осознания. Понимаем, что склонны скорее идеализировать или демонизировать людей, вместо того, чтобы воспринимать их целостно – с их приятными и неприятными чертами. Или находим сто тысяч миллионов таких логичных объяснений, почему мы начнем следить за своим здоровьем со следующего понедельника, а не сегодня, когда рука тянется за пятым кусом торта в два часа ночи. А в понедельник находим еще сто тысяч миллионов достойных причин, вопреки ползущей стрелке весов.

Причиной этих занятных парадоксов являются защитные механизмы психики (ЗМП).

ЗМП несут в себе сберегательную функцию психики. Действительно, окружающий мир и внутренняя психическая жизнь наполнена огромным количеством стимулов, наших откликов на них и последующих внешних реакций. Осознание такого количества информации является излишней нагрузкой для человеческой нервной системы. И здесь на арену выходят ЗМП.

С помощью ЗМП человек бессознательно реализует одну или обе функции:
1. Избежать или справиться с мощными, угрожающими чувствами. Обычно это тревога, но иногда и глубокое горе, зависть, стыд и прочие дезорганизующие эмоциональные состояния.
2. Поддержать самооценку.

У всех нас есть предпочитаемый набор ЗМП, который определяет наш способ адаптации к миру. По мнению американского психоаналитика Нэнси Мак-Вильямс, специфика набора используемых ЗМП зависит от:
Примитивные защитные механизмы психики  от детства к пограничной организации личности и психозуКонституциональных особенностей (темперамента и прочих врожденных особенностей ЦНС человека).
Особенностей стрессовых факторов, с которыми мы сталкивались в раннем детстве.
 ЗМП, которые воспроизводили наши родители (лица их заменяющие) и передавали нам в процессе отношений и воспитания.
 Социальный опыт, который мы получали в ходе реализации ЗМП. Закрепляется то, что получало позитивное подкрепление, тогда как регулярная негативная обратная связь наоборот, препятствует закреплению конкретных ЗМП.

В 2008 году Фиби Крамер провела обзор эмпирических данных и опубликовала 7 ключевых особенностей ЗМП:
1. Они функционируют вне осознания. Иными словами, сознание и волевой контроль не участвуют в выборе той или иной защиты.
2. Развиваются в предсказуемом порядке по мере взросления детей.
3. Присутствуют в нормальной личности.
4. Во время стресса используются более интенсивно.
5. Снижают сознательное проживание негативных эмоций.
6. Задействуют автономную (вегетативную) нервную систему, то есть влияют на телесную симптоматику человека.
7. При избыточном использовании связаны с появлением психопатологии (различные неврозы, психосоматические заболевания и соматоформные реакции, расстройства личности и пр.).

Если говорить о здоровой и нарушенной личности, то роль играет не только сила, с которой психика человека защищает себя от внешних и внутренних стрессовых факторов, но и то, какие ЗМП входят в привычный усвоенный набор человека.

Несмотря на многообразие, ЗМП делятся на две большие группы: первичные (примитивные) ЗМП и вторичные (зрелые).

 Первичные ЗМП возникают в раннем детстве и главная их цель – установление границы между собой и окружающим миром. Они работают грубо и глобально, сливая воедино нашу когнитивную, эмоциональную и поведенческую деятельность. Именно поэтому поведение маленьких детей такое яркое и спонтанное – им управляют примитивные ЗМП.

Вторичные ЗМП возникают позже и считаются защитами высшего порядка. Эта группа работает с внутренними границами человека, налаживая отношения между нашими социальными ролями, личными желаниями и требованиями общества, наблюдающей и проживающей частями личности.

ВИДЫ ПРИМИТИВНЫХ ЗАЩИТ

Примитивные ЗМП объединяет два параметра: недостаточный контакт (искажение) с реальностью и недостаточное ощущение устойчивых личных границ, в том числе – ощущение ненадежности и непостоянства мира. Это те процессы восприятия мира ребенком, с помощью которых он существует. Примитивные защиты сложно описать, так как они формируются в довербальном периоде детства (до возникновения у ребенка осмысленной речи) и носят дологичный, всеобъемлющий, магический характер.

Независимо от наличия или отсутствия психопатологии, каждый взрослый человек обладает примитивными ЗМП. Само по себе это не является проблемой.

Сложности возникают, если вторичные ЗМП по какой-то причине не сформировались или сформировались недостаточно. Тогда примитивные защиты правят бал жизни человека. Такая картина характеризует пограничную и психотическую структуру личности, где аффект достигает такой силы, что способен искажать мышление, ориентацию в отношениях и мире, лишая человека возможности справиться с переживаниями. И эти негативные тенденции стабильны на протяжении долгого периода жизни человека, а иногда и в течение всей жизни.

Такие взрослые, как и дети, эмоционально уязвимы более остальных, частично или полностью утрачивают контакт с реальностью, буквально ощущают себя «без кожи», то есть не имеют устойчивых границ между собой и другими людьми, собой и миром. Их отношения измеряются аффектами и имеют очень однобокий вид - они не способны воспринимать себя и другого целостно (то есть переживать гамму разных чувств). Мыслительная сфера также полна категоричных и часто противоречивых суждений. Такие особенности, несомненно, осложняют адаптацию к новым условиям, способность оставаться в устойчивых отношениях.

ПРИМИТИВНОЕ ОТСТРАНЕНИЕ

В состоянии излишнего стресса или гиперстимуляции маленькие дети засыпают, то есть максимально отстраняются от раздражителя. Уход в измененное состояние сознания является автоматическим ответом на враждебные или неприятные стимулы. Предполагают, что использование этой защиты во взрослом возрасте связано с особенностями ЦНС.

Во взрослой жизни примитивное отстранение может проявляться в виде:

- пристрастие к химическим веществам;

- уход из реального социального взаимодействия в активное внутреннее фантазирование (при этом реальность оценивается как враждебная и эмоционально-пустая);

- внешнее безразличие в отношениях и уход от обсуждения при внутренней высокой эмоциональной восприимчивости.

ОТРИЦАНИЕ

Детская форма – отрицать неприятности, которые происходят. Взрослые попытки прибегнуть к этой защите также корнями уходят в детский эгоцентризм: «Если я не признаю происходящего, значит этого не существует».

Во взрослой жизни отрицание может проявляться в виде:

- отрицания негативных чувств в ситуации, где их проживание неуместно/опасно (например, сохранение трезвого рассудка на войне или в ЧС);

- переживание эйфории позитивных чувств в ситуации, где уместны негативные переживания (например, в ситуации утраты близкого полностью отрицать горе и радоваться, что человек ушел в лучший мир);

- отрицание реальных проблем и угроз (опасности агрессора, алкоголизма партнера, собственного заболевания и пр.);

- неспособность признать собственную уязвимость и ограниченность возможностей (крайний вариант – маниакальный психотический эпизод).

ВСЕМОГУЩИЙ КОНТРОЛЬ

В раннем детстве психика не способна отличать себя от других. Ребенок не способен понимать логическую цепочку между его потребностями и удовлетворением/неудовлетворением этих потребностей близкими взрослыми. Вместо этого существует магическая связка «я захотел – взрослый обо мне позаботился». Иными словами – я могущественно управляю этим миром, моя сила безгранична.

Во взрослой жизни всемогущий контроль может проявляться в виде:

- предчувствия удачи. В здоровом варианте – это важный пункт ощущения компетентности и жизненной эффективности. В патологическом – магическая эгоцентрированная картина мира, вплоть до бредовых состояний;

- объяснение своих и чужих успехов и неудач собственной неограниченной силой;

- стремление к получению удовольствия через применение силы/власти. Если морально-этические нормы отходят на второй план, то формируется антисоциальное поведение;

- стремление к наращиванию сферы своей влиятельности через подавление других людей.

ПРИМИТИВНАЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯ И ОБЕСЦЕНИВАНИЕ

На смену детской фантазии о собственном всемогуществе приходит идеализация родителей или опекунов. Образ всемогущего идеального родителя помогает ребенку справляться, когда он впервые сталкивается с враждебностью мира и собственной уязвимостью.

Во взрослой жизни примитивная идеализация и обесценивание могут проявляться в виде:

- наделение особой ценностью людей, от которых мы зависим. В здоровом варианте это является основой привязанности, в патологических вариантах становится зависимым поведением, так как слияние с идеализированным объектом ощущается залогом безопасности и внутреннего комфорта;

- нормативное обесценивание родительских фигур и жизни в родительском доме. Проявляется в виде осознания слабых/негативных сторон родителей и преимуществ взрослой самостоятельной жизни;

- стремление к всемогущественному попечителю (наставник, гуру, религиозная фигура, политический деятель и пр.) и вера в его непогрешимость;

- патологическое стремление совершенствовать свое Я, чтобы приблизиться к идеализированному образу и избежать мучительного стыда;

- подтверждение своей значимости через обесценивание других;

- мгновенное обесценивание отношений и и стремительное их окончание, если другой не оправдал возложенных на него больших ожиданий (обратная сторона идеализации).

ПРОЕКЦИЯ, ИНТРОЕКЦИЯ И ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

В основе этой группы ЗМП лежит детское отсутствие ощущения границ между собой и миром. Маленький ребенок еще не способен понять, что в его жизни обусловлено внутренними процессами, а что связано с процессами, лежащими вне его. Например, младенец не способен выявить источник своего дискомфорта и не различает внутренние неудобства (например, боль) и внешнее воздействие.

Проекция – процесс, при котором то, что происходит внутри человека, принимается за исходящее от других людей или внешнего мира. Также проекция касается эмоций и чувств – механизм проекции приписывает наши собственные переживания другим.
Во взрослой жизни проекция может проявляться в виде:

- способности к эмпатии (зрелый вариант проекции);

- вспышки невербальной синхроничности («я понимаю его/их без слов») и чувство пикового переживания магического единства («мы – одно целое»);

- интуитивные ощущения;

- приписывание другим собственной враждебности/завистливости/навязчивого преследования. Это существенно искажает образ другого и отношения, что часто провоцирует ответную агрессию (людям не нравится, когда их воспринимают искаженно), которая только подкрепляет проекцию.

Интроекция – процесс, при котором то, что происходит снаружи, воспринимается как происходящее изнутри. В детском возрасте она обеспечивает идентификацию со значимым взрослым, чувствительность к его настроению, что обеспечивается деятельностью зеркальных нейронов и является основой для формирования привязанности.

Во взрослой жизни интроекция может проявляться в виде:

- идентификации с агрессором (причина импульсивного и агрессивного поведения тех, кто ранее пережил насилие по отношению к себе);

- депрессивных переживаний утраты отношений или близкого человека («как будто умерла часть меня»);

- ощущение собственной плохости у выросших детей из деструктивных семей. Ребенку проще верить в то, что это с ним что-то не так, чем в то, что они зависимы от равнодушных и жестоких людей. В итоге усвоенная внутрь плохость взрослеет вместе с ним.

Проективная идентификация – сочетание проекции и интроекции. Одновременная проекция собственных чувств и мыслей на другого и оказание давления, которое провоцирует у другого ожидаемое поведение. Например, приписывание другому человеку собственного вытесненного сексуального влечения («все мужики - кобели») и последующее соблазняющее поведение. Таким образом реализуется самосбывающееся пророчество. В более здоровом варианте человек способен сомневаться в приписываемых проекциях и выражать их в виде предположений, а также провоцировать проецируемое поведение социально-приемлемыми способами. Дезорганизованные личности быстро приступают к действиям (например, мать бьет ребенка по лицу, потому что он посмотрел на нее без уважения. Мать проецирует на мимику ребенка собственную враждебность, спонтанно реагирует на нее и в ответ получает уже реальные оскорбления или ответные действия ребенка).

РАСЩЕПЛЕНИЕ ЭГО

Расщепление – мощный механизм, проявляющийся в межличностных отношениях. Он возникает до того, как маленький ребенок осознает, что хорошие и плохие качества его родителей связаны с его приятными и неприятными переживаниями. Ребенок еще не способен испытывать противоречивые чувства, а значит его отношение к окружающим его объектам может быть только хорошим или только плохим, без полутонов.

Во взрослой жизни расщепление может проявляться в виде:

- нахождения смысла в сложных переживаниях, особенно если они несут угрозу или приводят в замешательство;

- потребности группы людей объединяться против общего врага, то есть объединяться против кого-то однозначно плохого, чтобы ощущать равных себе как однозначно хороших;

- восприятие неприятных в человеке качеств как чего-то совершенно отдельного. Например, проявляться привязанность к супруг-алкоголику, но при этом испытывать стойкую неприязнь к алкоголезависимым людям.

СОМАТИЗАЦИЯ

Если родители не помогают ребенку выразить свои потребности с помощью слов, ребенок склонен выражать их путем телесных симптомов, болезней или действий. Именно соматизация не является притворством и намеренной симуляцией, даже если не имеет медицинских подтверждений.

Во взрослом возрасте соматизация может выглядеть как проявление заболевания или определенных симптомов (рвота, повышенная температура тела, головные боли) в эмоционально-напряженных ситуациях, провоцирующих состояние стресса. Чаще всего речь идет о людях, имеющих проблемы с осознание и выражением чувств и эмоций (алекситимия).

ОТЫГРЫВАНИЕ ВОВНЕ (ЗАЩИТНОЕ ОТРЕАГИРОВАНИЕ)

Отыгрывание вовне – перевод в действие того, для выражения чего человеку не хватает слов. Такой способ позволяет превратиться из пассивно переживающего сложные чувства в активного, а значит возвращающего себе силу и власть.

Во взрослой жизни защитное отреагирование проявляется в виде:

- импульсивного поведения (между импульсом и действием пропущена ступень осознания и волевого контроля над импульсом);

- проявления некоторых сексуальных перверсий (эксгибиционизм, вуайеризм, мазохизм, садизм, и пр). При этом каждый из нас имеет такие потребности, но решает их социально-приемлемым путем. Например, надеть открытое платье на званый вечер, но не гулять обнаженным по двору;

- компульсивных (навязчивых) действий, как проигрывания внутренней потребности повторять серии действий для снижения тревоги;

- психопатичное (антисоциальное) отыгрывание манипулирования другими людьми в состоянии потенциальной угрозы.

СЕКСУАЛИЗАЦИЯ (ИНСТИНКТУАЛИЗАЦИЯ)

Сексуализация – использование сексуальных фантазий и действий с целью справиться со сложными болезненными переживаниями. Сексуальное возбуждение – надежный способ почувствовать в себе жизнь, который уравновешивает непосильную тревогу, ужас и страх смерти. Например, детская допубертатная мастурбация часто является способом сброса напряжения и восполнения потребности в телесном контакте. Те же причины могут лежать и под ранним началом половой жизни.

Во взрослом возрасте сексуализация может проявляться в:

- сексуализировании любых отношений (от дружбы до профессиональных взаимодействий). Что делает характер этих отношений сложным и запутанным. Например, постоянные влюбленности в преподавателей или сексуальные домогательства начальства к подчиненным;

- специфичных сексуальных предпочтений. Согласно исследованиям, люди, для которых боль является условием получения сексуального удовлетворения, часто переносили медицинские инвазивные процедуры в раннем детстве;

- сексуализации опасных явлений, например подавления и насилия. Тогда люди, склонные к такому поведению будут казаться привлекательными для отношений и вызывающими сексуальное возбуждение.

ПРИМИТИВНАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

Диссоциация – это буквально отщепление своего травматичного опыта и чувств. Детская психика еще слаба и не способна переработать такое большое количество материала, все, что ей остается делать – это условно создать внутри своей личности «резервную копию», куда попадет весь непереработанный материал.

Во взрослом возрасте диссоциация может проявляться в виде:

- деперсонализации – «мое тело как будто не мое» и дереализации «все как в тумане» или «все как будто в фильме/во сне/не наяву»;

- эмоциональных вспышек или нехарактерно болезненных переживаний, связанных с определенными обстоятельствами, напоминающих о диссоциированном травматическом опыте (триггеры);

- путаницы обычного стресса и реальной угрозы жизни. В таком случае происходит резкое эмоциональное переключение или развивается амнезия, что осложняет адаптацию и отношения с людьми.

Безусловно, все мы прибегаем к примитивным защитам, особенно, если ситуация и чувства, в ней возникающие, доставляют нам особое страдание и угрожают самооценке и внутреннему благополучию. Но чрезмерная работа именно примитивных защит ставит под удар нашу адаптацию и психическое здоровье, мешая реализовать себя в привычных видах деятельности – профессии, дружбе и любви.

А в следующем, заключительном очерке, мы поговорим о зрелых защитах, которые помогают психике не регрессировать к детским формам поведения, а функционировать в этом мире более качественно.
_________________________________________________________________________________________
Записаться на очную или скайп-консультацию: https://www.mestoperemen.com/grzhibovskaya-viktoriya

Текст подготовлен по мотивам книг:
Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика личности»
Фрэнс Йоманс, Джон Кларкин, Отто Кернберг «Психотерапия, фокусированная на переносе, при пограничном расстройстве личности»

 




 


Просмотров: 414
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Про проекции или как вернуть себе ощущение, что со мной все в порядке?
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • «Удобные дети» во взрослой жизни или как избавиться от депрессии?
  • Что значит следствие для причины, или роль женщины в жизни мужчины.
  • О личности и тени или о фигуре и фоне в субъективной жизни человека.
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Безусловное принятие как основной ресурс ребенка в его взрослой жизни.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Из гусеницы к новой жизни. Или что происходит, когда уже ничего не помогает.
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • На что можно опираться в сложные времена (или как Випассана помогает справляться со сложностями жизни)?
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Страх Жизни, или про то, что мне все должны
  • На что способен мой ребенок или что за Личность пришла в мою жизнь???
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Что такое потребности и какую роль они играют в нашей жизни?
  • Когда взрослые перестают играть в песочнице или что нас в жизни лечит.
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь