|
Особенности формирования личности в избранном виде спорта. Плавание.Автор статьи: Ивасенко Елена Константиновна
взаимосвязь. Чтобы избежать путаницы семантического толка, следует выделить несколько ключевых понятий таких как личность, и ее развитие в контексте занятий плаванием. Сперва рассмотрим очень важное и многогранное понятие личность человек, не все люди являются личностью, иногда для этого нужно иметь определенные профессиональные или социальные, или иные заслуги, и у разных людей – различная степень развития личностных качеств. Развитая личность - человек с внутренне развитым целостным, волевым стержнем, выбравший свободу и свой путь. Самостоятельный и самодостаточный человек, строящий и несущий ответственность за свою жизнь. Личностью - не рождаются, личностью - становятся! Личностный фактор в контексте спортивного развития имеет достаточно высокую важность, так как от того как будет реагировать личность человека на стрессовых факторов можно предсказать будущее спортсмена. свойств, это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. Развитие человека — это непрерывный физический и психоэмоциональный процесс. Поэтому уместно рассмотреть уровень развития личности на момент начала занятий плаванием и, хотя бы по достижении личностью определенного уровня развития – КМС (кандиат мастера спорта), что соответствует примерно 18 годам. Теперь нужно дать определение тому виду спорта в контексте которого будет рассматриваться формирование личности: плавание — вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. При этом в подводном положении по действующим ныне правилам разрешается проплыть не более 15 м после старта или поворота (в плавании брассом подобное ограничение сформулировано по-другому); скоростные виды подводного плавания относятся не к плаванию, а к подводному спорту. детском возрасте (7- 18 лет). В процессе взросления личности её рост, как физический, так и психический замедляется. Развитие, как многогранный социальный процесс, происходит в совместной деятельности людей, оно является следствием обучения общеобразовательным дисциплинам или тренировки в избранном виде спорта, а может являться когерентным преобразованием внутренних противоречий или стать итогом принципиально новых личностных качеств, в любом случае, развитие личности, это социальное явление. В зависимости от темпа психических процессов и личности спортсмена – пловца, определяется и его специализация. Отбор пловцов осуществляется по определенным параметрам:
В плавании, специализированные условия спортивной деятельности они определяют и особые требования, которые в силу своего природного происхождения могут служить надежным критерием отбора и ориентации по отдельным специализациям: пловцы с сильной нервно психической деятельностью, высокой работоспособностью и стрессоустойчивостью, способные выносить длительные нагрузки – стайеры. Пловцы же имеющие быстрым темп локомоторной деятельности, взрывной темперамент, но плохо переносящие монотонные психические и физические нагрузки – спринтеры. Сейчас мы попытаемся провести аналогию развития личности на различных возрастных этапах, вместе с физическим взрослением, и как следствие, предположительный результат спортсмена в плавании.
Основываясь на проведенные педагогические и психологические показатели, характеризующие личность спортсмена, их изменения под влиянием физической работы циклического характера, а также показатели спортивно-психологической готовности. Психологическое обследование прошло 174 спортсменов-пловцов и спортсменов специализации академическая гребля. Возраст спортсменов, привлеченных к исследованию, был обусловлен их квалификацией и составил от 14 до 25 лет, спортивная квалификация от II разряда до МСМК. В результате исследования было установлено следующее: 1) спортсмены циклических видов спорта являются эмоционально здоровыми, устойчивыми и уравновешенными людьми со склонностью скорее к экстраверсии. Лишь некоторые из них с недостаточной психологической подготовленностью обладают повышенными нейротизмом, тревогой, фрустрацией ; 2) спортивную квалификацию (скорость на дистанции) определяют такие личностные качества, как самообладание и чувство уверенности в себе, дух соперничества и стремление быть лидером; отрицательное влияние оказывают такие состояния психики как ипохондрия , депрессия , паранойя и психастения. 3) спортсменов с хорошей психологической подготовленностью характеризуют высокие показатели доминантности, общительности; с недостаточной психологической подготовленностью – высокие показатели невротичности, агрессивности, страха, достигающие иногда критических значений; 4) устойчивость спортсменов отрицательно связана с интроверсией, самоконтролем, невротичностью, тревогой, страхом, фрустрацией, ригидностью, депрессией, паранойей; положительно связана с уравновешенностью, лидерством, самообладанием, уверенностью, работоспособностью;
Если на начальных шагах психического развития ребенка на первом плане оказываются его биологические приспособления (которые делают решающий вклад в становление его восприятий и эмоций), то затем эти приспособления трансформируются. Это, конечно, не значит, что они просто перестают функционировать; это значит другое, а именно, что они становятся реализующими иной, более высокий уровень деятельности, от которого и зависит мера их вклада на каждом данном этапе развития. Вывод: Онтогенез, это процесс непрерывный, личностный, он всегда уникален. Это непременно осознанное действие, которое делает сам человек. Он может и должен иди по пути эволюции как личность. Люди могут развивать, как личность- других. Уровень когнитивной сферы личности, и моторная способность к обучаемости у «мыслящего» спортсмена, участвующего в процессе своей подготовки совместно с тренером, умеющего применять различные видов воздействия на организм на разных этапах подготовки, обладающего высоким контролем своих действий, который позволяет ему достичь высоких успехов в своей деятельности, всегда выше чем у тех пловцов которые, пассивно подчиняются и не осознают цель и смысл предлагаемых нагрузок. Высокие достижения в плавании, как физическом и интеллектуальном виде спорта, результат филигранной работы пловца с самим собой, тренером и водной средой. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|