Особенности формирования личности в избранном виде спорта. Плавание.

Особенности формирования личности в избранном виде спорта Плавание

Развитие человека неразрывно связано с видоизменением его роста и возрастных особенностей. Одним из направлений общего развития личности, помимо развития психических функций человека, принято учитывать и физическое развитие. Но это абсолютно разные виды, несмотря на их корреляционную 

взаимосвязь. Чтобы избежать путаницы семантического толка, следует 

выделить несколько ключевых понятий таких как личность, и ее развитие в 

контексте занятий плаванием.            

Сперва рассмотрим очень важное и многогранное понятие личность 

человек, не все люди являются личностью, иногда для этого нужно иметь 

определенные профессиональные или социальные, или иные заслуги, и у 

разных людей – различная степень развития личностных качеств.

 Развитая личность - человек с внутренне развитым целостным, 

волевым стержнем, выбравший свободу и свой путь. Самостоятельный и 

самодостаточный человек, строящий и несущий ответственность за свою 

жизнь. Личностью - не рождаются, личностью - становятся! Личностный 

фактор в контексте спортивного развития имеет достаточно высокую 

важность, так как от того как будет реагировать личность человека на 

стрессовых факторов можно предсказать будущее спортсмена.
         Развитие личности - изменение ее количественных и качественых 

свойств, это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к 

действительности, характера, способностей, психических процессов, 

накопление опыта.             

Развитие человека — это непрерывный физический и психоэмоциональный процесс. Поэтому уместно рассмотреть уровень развития личности на момент начала занятий плаванием и, хотя бы по достижении личностью определенного уровня развития – КМС (кандиат мастера спорта), что соответствует 

примерно 18 годам. Теперь нужно дать определение тому виду спорта в 

контексте которого будет рассматриваться формирование личности: плавание — вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся в 

преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. При этом в подводном положении по действующим ныне правилам разрешается 

проплыть не более 15 м после старта или поворота (в плавании брассом 

подобное ограничение сформулировано по-другому); скоростные виды 

подводного плавания относятся не к плаванию, а к подводному спорту.
Максимальная интенсивность роста всех важных показателей происходит в 

детском возрасте (7- 18 лет). В процессе взросления личности её рост, как 

физический, так и психический замедляется.

Развитие, как многогранный социальный процесс, происходит в совместной деятельности людей, оно является следствием обучения общеобразовательным дисциплинам или тренировки в избранном виде спорта, а может являться когерентным преобразованием внутренних противоречий или стать итогом принципиально новых личностных качеств, в любом случае, развитие личности, это социальное явление. В зависимости от темпа психических процессов и личности спортсмена – пловца, определяется и его специализация.

Отбор пловцов осуществляется по определенным параметрам:

1

Темперамент

Определяет уровень психической выносливости и работоспособности, а также вида стиля в плавании (спринтер или стайер)

2

Мотивации достижения

Определяет насколько спортсмен будет готов работать над собой, учитывать свои ошибки.

3

Волевой и интеллектуальный контроль поведения

Осознанное поведение, контроль при выполнении упражнений.

В плавании, специализированные условия спортивной деятельности они определяют и особые требования, которые в силу своего природного происхождения могут служить надежным критерием отбора и ориентации по отдельным специализациям: пловцы с сильной нервно психической деятельностью, высокой работоспособностью и стрессоустойчивостью, способные выносить длительные нагрузки – стайеры.

Пловцы же имеющие быстрым темп локомоторной деятельности, взрывной темперамент, но плохо переносящие монотонные психические и физические нагрузки – спринтеры.

Сейчас мы попытаемся провести аналогию развития личности на различных возрастных этапах, вместе с физическим взрослением, и как следствие, предположительный результат спортсмена в плавании.

Возрастные этапы формирования личности

Физическое развитие ребенка

Предположительный результат спортсмена в плавании

7-8 лет

Переход на деловое общение, доминирует учебная мотивация. Выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля), совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции.
Ростовой скачек тела, при незначительной прибавке в весе.

Функция дыхания значительно лучше, но дыхательные мышцы еще слабы, поэтому остаётся всё ещё несовершенной. Сердце его вес приближается к нормам взрослого. Мышечная система способна к интенсивному росту, это проявляется в увеличении объёма мышц, мышечной силы. Костная система, особенно позвоночник, связи с активным ростом отличаются слабостью и большой податливостью, в головном мозге наступает анатомическая зрелость, но еще не функциональная, его совершенствование протекает под влиянием и в связи с учебными занятиями в школе, которые требуют длительного напряжения внимания

9-10 лет -период первого округления.

В связи с этим процессы возбуждения и торможения, улучшаются и дифференцируются. Так как крупные мышцы опережают рост мелких, в связи с чем дети лучше выполняют сильные и размашистые движения (гребок в плавании), чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Поэтому для начинающего

спортсмена на ранних этапах важна психологическая поддержка, мотивация успеха и достижения в поставленных целях. Многие дети ранимо относятся к ситуации не успеха, а также не совсем еще осознают, что нужно делать для достижения поставленных целей. В основном на этих этапах больше всего детей отсеивается.

 

9-11

лет

12-15

лет

Доминирующим видом деятельности личности уже подростка становиться группа, личностное общение. Стремление к независимости, получению своего собственного опыта. Мнение родителей отходит на второй план. Смена настроения, замкнутость, стремление иметь свои тайны.

Личностная сфера полностью сформирована. Доминанта общения личностное и половое общение.

Период второго вытяжения,

I  и II пубертатные скачки.

Изменяется и активизируется работа эндокринной системы, что откликается на психической деятельности. Усложнение условных рефлексов, со стороны дыхательной системы увеличение объемов грудной клетки и Ж.Е.Л., со стороны ССС, утолщение миокарда.

Период III округления или окончание полового созревания. Формирование сложных психических и динамических стереотипов отражается на углублении борозд головного мозга, функциональная гипертрофия левых отделов отделом сердца (проф.деформация пловцов), субмаксимальный объем легких и Ж.Е.Л., высокая

устойчивость мышечной

Период быстрых спортивных квалификационных

Период специализированного профессионального роста, становление карьеры. Возможет выход на ступень спорта высших достижений.

16-18

лет

 

системы к утомлению.

Со стороны костно- мышечной системы – завершения формирования. Эндокринная система– в этом возрасте у девушек- пловцов, наблюдается повышенный уровень гормона тестостерона что приводит к маскулинизации, и психологическим сдвигам

результатов.  Определение специализации в выбранном виде спорта. Становиться максимально доступна коррекция погрешностей в технике плавания. Достигнув определенного результата, так называемой «мертвой точки» у подростка происходит психологический перелом. Часто подростки в связи с этим бросают занятия.

 

Основываясь на проведенные педагогические и психологические показатели, характеризующие личность спортсмена, их изменения под влиянием физической работы циклического характера, а также показатели спортивно-психологической готовности. Психологическое обследование прошло 174 спортсменов-пловцов и спортсменов специализации академическая гребля. Возраст спортсменов, привлеченных к исследованию, был обусловлен их квалификацией и составил от 14 до 25 лет, спортивная квалификация от II разряда до МСМК.

В результате исследования было установлено следующее:

1) спортсмены циклических видов спорта являются эмоционально здоровыми, устойчивыми и уравновешенными людьми со склонностью скорее к экстраверсии. Лишь некоторые из них с недостаточной психологической подготовленностью обладают повышенными нейротизмом, тревогой, фрустрацией ;

2) спортивную квалификацию (скорость на дистанции) определяют такие личностные качества, как самообладание и чувство уверенности в себе, дух соперничества и стремление быть лидером; отрицательное влияние оказывают такие состояния психики как ипохондрия , депрессия , паранойя  и психастения. 3) спортсменов с хорошей психологической подготовленностью характеризуют высокие показатели доминантности, общительности; с недостаточной психологической подготовленностью – высокие показатели невротичности, агрессивности, страха, достигающие иногда критических значений;

4) устойчивость спортсменов отрицательно связана с интроверсией, самоконтролем, невротичностью, тревогой, страхом, фрустрацией, ригидностью, депрессией, паранойей; положительно связана с уравновешенностью, лидерством, самообладанием, уверенностью, работоспособностью;

  • мобилизационностъ спортсменов отрицательно связана с интроверсией, тревогой, нейротизмом, фрустрацией; положительно связана с работоспособностью, уверенностью, самообладанием, лидерством;
  • невротичность положительно связана с тревогой, фрустрацией, ригидностью, агрессивностью.

Если на начальных шагах психического развития ребенка на первом плане оказываются его биологические приспособления (которые делают решающий вклад в становление его восприятий и эмоций), то затем эти приспособления трансформируются. Это, конечно, не значит, что они просто перестают функционировать; это значит другое, а именно, что они становятся реализующими иной, более высокий уровень деятельности, от которого и зависит мера их вклада на каждом данном этапе развития. 

Вывод: Онтогенез, это процесс непрерывный, личностный, он всегда уникален. Это непременно осознанное действие, которое делает сам человек. Он может и должен иди по пути эволюции как личность. Люди могут развивать, как личность- других. Уровень когнитивной сферы личности, и моторная способность к обучаемости у «мыслящего» спортсмена, участвующего в процессе своей подготовки совместно с тренером, умеющего применять различные видов воздействия на организм на разных этапах подготовки, обладающего высоким контролем своих действий, который позволяет ему достичь высоких успехов в своей деятельности, всегда выше чем у тех пловцов которые, пассивно подчиняются и не осознают цель и смысл предлагаемых нагрузок. Высокие достижения в плавании, как физическом и интеллектуальном виде спорта, результат филигранной работы пловца с самим собой, тренером и водной средой.



Просмотров: 460
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • С места в карьер или как происходит развитие личности
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • 50+. Старость - это этап развития личности или Универсальный Враг?
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Будущее интернета, как влияет интернет на развитие информационного поля земли и развитие личности
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Возрастная психология – жизненный путь личности. Что влияет на развитие детей - физиология или среда?
  • Средства восстановления спортсмена в циклических видах спорта
  • Уровень развития личности и психологические границы
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 1 - Проблемы в воспитании.
  • Выраженность СЭВ в связи с психологическими хар - ми личности и ситуацией профессионального развития
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Личностный рост, как процесс развития потенциала человека
  • Ориентация на действие как вектор развития личности на пути к успеху
  • Стабильность vs Развитие: условия формирования успешной личности.
  • Как бизнесмену выбрать направление развития своей личности
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Как запреты и ограничения в детстве влияют на развитие личности в целом.
  • Кризис личности как путь развития
  • Незавершенные этапы развития и их влияние на развитие человека
  • Психическая травма: приговор или ресурс развития личности?
  • Развитие EQ. Шаг 1й. Система собственного развития.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Развитие личности: от подростка до взрослого.
  • Развитие, формирование и поддержание самооценки у подростков - спортсменов.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь