Интеграция личности в психологической практике: процесс и результат

 Прийти к состоянию гармонии и целостности, преодолев противоречия и получив доступ к неиссякаемому источнику внутренних ресурсов, мечтают многие. Дефицит этого состояния связан с жизненными проблемами, которые не получается решить самостоятельно - и тогда человек ищет поддержку у ближнего круга или обращается к специалистам. И далее возможны разные пути развития событий: друг посочувствует и рекомендует конкретное решение, специалист предложит совместную работу над проблемой и ее причинами в рамках той парадигмы, которая ему близка.

Сам человек не раз встанет перед выбором: продолжать или остановиться, воспользоваться готовым решением или найти свое, и те, кто решил продолжить, находят прежде всего себя и узнают себя с разных сторон. Темных и светлых, понятных и не очень, связанных с широким спектром состояний: от отчаяния до восторга, и где-то на этом пути возникают инсайты и появляются новые смыслы. В хорошей терапии человек становится не столько другим, сколько более проявленным собой, он находит и возвращает себе что-то важное, что всегда было с ним, но он будто забыл об этом.

 Что именно к нему возвращается, что становится осознанным и доступным? Сущность, самость, глубинная цель, внутреннее ядро, миссия, метафора спасения - наименование может варьироваться в разных подходах, но суть одна. Прийти к согласию с собой и миром, объединиться со своим внутренним источником и признать себя в новом качестве, легко общаться на разных уровнях, в том числе сущностном или трансперсональном. В качестве бонуса за проделанную работу развивается внутренняя мотивация к значимой деятельности, не зависящая от внешних источников, возникают пиковые переживания и усиливается динамика самореализации.

Прочитав об этих перспективах, вы можете подумать о том, что некоторым людям они уже доступны, поскольку это признаки здоровой личности, а другие никогда не решатся на подобные перемены. Все это так, поэтому для проведения личностной интеграции в ходе общения психолога и клиента нужны определенные условия. Достаточно серьезная проблема и дефицит времени на ее решение. Остальные показания и противопоказания к прохождению данных практик мы рассмотрим в следующей главе, а сейчас разберем основные этапы интеграции личности и критерии их прохождения.

В своей практике психолог может применять как вербальные, так и невербальные интегрирующие методы, в частности телесноориентированную и трансперсональную психотерапию, где слова как таковые отходят на второй план. Но поскольку предметом наших исследований являются ключевые слова, отражающие процесс и результат личностной интеграции, то в данном случае особое внимание уделяется таким методам, где структура и содержание словесных сообщений особенно важны.

Тем не менее, вербальный компонент присутствует в любой коммуникации психолога и клиента, даже при использовании казалось бы "бессловесных" направлений психотерапии и психокоррекции. Поэтому выявленные нами закономерности вербальной коммуникации органично встраиваются и в данные методы, в частности на стадиях подготовки к ним клиентов и обсуждения результатов.

Итак, основными этапами личностной интеграции являются:

  1. Идентификация проблемных или иных аспектов личности субъекта как отправной точки для начала процесса;
  2. Установление контакта с той частью я, которая отвечает за данный аспект личности через более подробное описание по всем модальностям / нахождение локализации в теле / получение ответных сигналов от части / размещение за пределами себя и периодическое вхождение в пространство этой части;
  3. Обнаружение позитивных намерений / смыслов / ценностей своей части;
  4. Расширение смыслового поля или движение к высшим ценностям, стоящими за уже выявленными на предыдущем этапе намерениями / ценностями / контекстами, в которых субъект реализует себя / обнаружение их связи с опытом жизни клиента, его рода, историей человечества, вселенной и т.п.;
  5. Встреча субъекта со своей глубинной целью / ценностью / сущностным состоянием / личностным ядром / миссией / метафорой ко-трансформации и проверка найденного на достоверность;
  6. Стабилизация полученного результата путем объединения с обнаруженной инстанцией всех частей Я субъекта и всех контекстов его существования;
  7. Развитие полученного результата путем переноса его во временную перспективу: жизни клиента, предшествующих и последующих ему поколений.

Данные семь этапов имеют свою специфику у различных авторов, рассмотрим один из вариантов, самый простой по структуре.

Поиск глубинного паттерна

(по П.Вритце) 

1. Выберите из своего окружения любой предмет, который важен для Вас, с которым вы часто взаимодействуете.

2. Назовите еще две вещи в Вашей жизни, которые столь же важны для Вас, как этот предмет.

3. Подумайте об этих трех вещах и ответьте: примером чего они все для вас являются, для чего они вам или что они вам дают?

4. Получив ответ об общем значении или ценности этих вещей, задайте себе вопрос: есть ли что-то столь же важное для меня в жизни? Приведите не менее двух примеров такой же степени важности для Вас.

5. Продвигайтесь дальше, задавая себе вопросы о разбивке и укрупнении информации, пока не дойдете до ценностей и опыта переживаний, выше которых для Вас нет более ничего. Опишите данный опыт в сенсорных терминах и, возможно, у Вас появится для него словесное обозначение.

6. Подумайте о том, как найденный вами паттерн проявляется во всех контекстах вашей жизни. Дайте себе время осознать его важность для последующей работы в направлении личностной интеграции [3].

Пример практического использования метода - в следующей статье: https://www.psyoffice.ru/article/practice_integration/ 

Видео с фрагментом методики здесь https://www.psyoffice.ru/media/16606/ 

Литература

1. Абросимова Ю.А. Принципы и методы интеграции личности: Учебное пособие.  - Саратов: Изд-во КУБиК", 2013. - 240 с.

2. Абросимова Ю.А. Слова на пути к целостности. Трансовые методы интеграции личности: учебное пособие. - Саратов.: Издательство "Техно-Декор", 2017. - 240 с.

3. Рауднер Я., Врица П., Холл М. НЛП: новые модели.  М.: Центр Психологической культуры, 2001. - 172 с.



Просмотров: 500
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Обретение целостности. Как происходит процесс интеграции личности?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Когнитивная терапия: метафоры для интеграции самосознания клиента
  • Теория интеграции личности как основа практической деятельности психолога
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Кому это нужно: основные показания к процедуре личностной интеграции
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • Почему в отношениях слова так же важны, как и действия, или Цикл контакта для чайников
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • ПУТЬ ОТ СЕБЯ И К САМОМУ СЕБЕ (статья о том, как выбрать для себя личного психолога)
  • Смысловые установки личности: Они вас продвигают или тормозят?
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Старые дети. (статья для газеты "Все для Вас")
  • Почему возникают зависимости и для чего они "нужны"?
  • Что для меня в практике «Регрессии в прошлые жизни» самое важное?
  • Страхи Бесплодия: как они появляются, где «живут» и для чего нам нужны
  • Практическое применение метода интеграции личности
  • Расскажите о себе. Что значит семья для Вас?
  • На что опираться при выборе психолога "для себя"
  • Куда пропал мой мужчина? Техника НЛП для вас, которая поможет понять его мысли
  • Применение метода сенсорной интеграции для коррекции расстройства аутистического спектра
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Все еще ищете свое предназначения? Тогда это упражнение для вас
  • Работа с МАК. Техника "Что для Вас еда".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь