НА ПУТИ К ПРОЩЕНИЮ [в рамках проекта "Встреча с собой, встреча с другим"]

 

Прощение становится для человека настоящим вызовом, так как, наверное, простить своему обидчику — одно из самых нелегких дел в мире. Кроме того, вокруг прощения существует немало мифов, которые еще больше усложняют этот процесс.

В сегодняшней беседе мы поговорим о прощении, о том, что мешает нам прощать нашим обидчикам, а также о том, что несет прощение нам самим. Я буду опираться на книгу о. У. А. Менинжера OCSO «Путь к прощению» (о. Уильям А. Менинжер «Путь к прощению»), которую, кстати, очень рекомендую прочитать, а также на собственные размышления.

Свои рассуждения я бы хотела начать с тезиса из книги «Путь к прощению» о том, что прощение - это не некий разовый акт, который мы совершаем, а процесс, растянутый во времени и состоящий из нескольких этапов. Более того, прощение - это даже не процесс, который делаем мы, а процесс, который происходит с нами. Точнее можно сказать, это то, что Бог делает с нами. Это Он дает нам возможность прощать. Из этого мы можем сделать один важный вывод: человек имеет тело, душу и дух, и существует, таким образом, будто в трех измерениях: телесном, чувственно-эмоциональном и духовном. Если мы говорим, что прощение - это процесс, который Бог совершает в человеке, то из этого следует, что прощение происходит не на телесном уровне, и даже - парадокс! - не на уровне наших эмоций. Прощение - это такое «дело», которое решается на уровне духа, на уровне нашей глубокой мистической связи с Господом Богом.

Такой подход позволяет нам избежать многих препятствий, стоящих на пути к прощению. Большинство этих препятствий скрыты именно в чувствах человека, его представлениях о себе и других людях, в его мировоззрении. Что же это за препятствия?

Наверное, одним из основных из них является чувство какой-то лживости, лицемерия, которые, как часто кажется человеку, лежит в основе прощения. Человек часто представляет себе, что прощение вынудит его отречься от своей боли, сделать вид, что никто его не обижал или вред был не таким уж и значительным. Он рассуждает примерно так: «Этот человек так сильно меня обидел, причинил такую страшную боль - а я сейчас буду вынужден ему улыбаться, разговаривать с ним и делать вид, что он такой белый и пушистый и ничего плохого мне не сделал!" Не удивительно, что, рассуждая таким образом, человек не осмеливается на прощение.

Однако в таком взгляде на прощение скрывается значительная ошибка. Бог не поддерживает лжи, не вынуждает нас отречься от нашей боли. Наоборот - Он призывает нас стать в истине пред Ним и перед собой. Что это означает? В отношении наших рассуждений это означает, что реальное, истинное прощение возможно только в отношению к реальной, настоящей вине. Именно поэтому первым шагом к прощению является своеобразное «составление счета»: выявление действительного размера ущерба, которую вам нанесли. Следует честно взглянуть на свою жизнь, на себя самого и сказать: «Плохой поступок того человека ранил меня вот здесь и здесь. В моей жизни произошли такие-то и такие негативные изменения ... »и т.д. При этом следует помнить, что, как пишет о. Менинжер, ваше прощение не означает снятие ответственности с обидчика: он останется ответственным перед Богом, возможно, перед законом и перед вами за то, что совершил.

«Подведение счета», однако, не такой простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Он имеет как будто два противоположных направления. Мы не только подсчитываем ущерб - мы должны также установить меру ответственности обидчика за нанесенные нам раны. А это, в свою очередь, означает, что мы должны выяснить не только то, в чем другой человек виноват перед нами, но и то, в чем он не виноват. Приведу такой пример: некая девушка была очень сильно разочарована в своей первой любви: парень изменил ей с ее лучшей подругой. Безусловно, очень болезненная ситуация. Но шли годы, а девушка все не могла отпустить этот эпизод своей жизни, оставить его в прошлом и жить дальше. Она так и продолжала всем рассказывать о своей неудачной любви и предательстве. Она потеряла доверие к людям, у нее не осталось подруг и она так и не вышла замуж. Оставшись одинокой старой девой, она так и продолжала обвинять того парня во всех своих бедах.

На этом примере ясно видно еще одно препятствие, которое часто не дает людям простить. Если прощение начинается с установления реальной вины обидчика, обнаруживая пределы его ответственности, то на следующем шаге люди часто сталкиваются с очень неприятной правдой: за пределами ответственности обидчика лежит моя собственная ответственность. Можно привести такую аналогию: когда во двор вашего частного дома какой-то хулиган набросал мусора, то убираться придется вам, как хозяину этого дома. Вы можете, конечно, сердиться на хулигана, искать его, пытаться отомстить - но, если вы сосредоточить свое внимание исключительно на этом, мусор от этого никуда не денется. Он так и будет лежать на вашем дворе и портить внешний вид и ваше настроение. В примере с девушкой ее действительно обидели, нанесли рану. Но взрослый человек, видя, что его жизнь, как говорится, «идет под откос», должен искать выход из этого положения - убирать мусор. Можно обратиться к друзьям, к психологу, к духовному руководителю, можно заняться самообразованием, почитать литературу, посвященную преодолению травмы ... Вариантов действительно много. Но иногда людям легче к тому мусору, который бросил хулиган, добавлять и весь собственный мусор и, глядя на огромную гору, так и обвинять во всем хулигана. Таким образом, второе препятствие к прощению - это выгода от роли жертвы, которая всегда имеет при себе «козла отпущения», на которого очень удобно вешать всю ответственность.

Третьей очень важной помехой является страх. В книге одного православного психотерапевта я прочитала такое мнение насчет прощения: «Простить - значит забыть причиненное зло и установить с обидчиком такие же отношения, которые были до обиды, жить так, будто ничего не случилось». При всем моем уважении к православному коллеге и еще большем уважении к мнению восточных Отцов Церкви, на которых он ссылается, я не могу согласиться с такой точкой зрения. Я считаю, что именно такой взгляд является сильной помехой для прощения, пугая человека: если я опять сделаю моего обидчика близким мне - как я могу быть защищеным перед повторением обиды?

А. Менинжер, размышляя об этом, говорит: "Лозунг" прости и забудь "часто неосуществим. На самом деле, прощение - это нечто противоположное, это память о том, что случилось, и выявление реального влияния этого происшествия на нашу жизнь ». Таким образом, прощение не означает, что прощенный обидчик вновь станет нам близким человеком и сможет снова нас ранить. На самом деле, это возможно, ведь бывают разные обстоятельства. Люди иногда обижают друг друга не по своей злой воле, а по слабости, недоразумению или вследствие каких-то обстоятельств. Прощение даст вам выбор - допустить человека вновь в свою жизнь или нет. Но это выбор, а не обязанность.

Страх часто скрывается за гневом. Чтобы не допустить обидчика в свою жизнь, мы не разговариваем с ним, бросаем на него мрачные взгляды, выходим из комнаты, где он находится, - одним словом, всеми силами посылаем ему сигнал: "не старайся приблизиться ко мне!" Нам кажется, что без нашего гнева мы будем беззащитными.

Иногда люди имеют также такую ​​иллюзию: «Как это: я его прощу - и он будет где-то там спокойно жить?" Иллюзия в том, что наши негативные чувства или даже проклятия как-то воздействуют на обидчика. На самом деле есть только один человек, на которого они реально воздействуют, - это мы сами. МЫ разрушаем свою нервную систему, лишаем себя радости жизни, разрушаем нашу семью и окружение - и таким образом играем на руку обидчику, увеличивая ущерб, который он нам причинил.

Из вышесказанного можно сделать еще один очень важный вывод: прощение нужно не вашему врагу - это нужно вам. Плоды его достанутся НЕ обидчику - они достанутся вам. Какие же это плоды? Первый и главный - это свобода. Свобода быть хозяином своей жизни, принимать решения не на основании обиды, а на основании своего выбора. Свобода не держаться за прошлое. Свобода не бередить свои раны. Свобода избавиться от боли. Прощение означает, таким образом, что в вашей жизни есть нечто более ценное, чем обида, что вы смотрите вперед, а не назад, что вы позволяете себе радоваться. Прощение означает просто, что вы любите самого себя. Что вы не воспринимаете себя как беспомощную жертву, а как взрослого сильного человека, который может в конце концов выбросить мусор со своего двора и посадить на этом месте куст прекрасных роз.

Напоследок хотелось бы также сказать об эмоциях на протяжении нашего пути к прощению. Часто людям кажется, что простить - это перестать злиться на своего врага, перестать чувствовать боль. Но, как мы говорили в начале, прощение идет на более глубоком уровне, чем чувства. Поэтому оно не исключает того, что вы будете гневаться на обидчика, особенно в начале этого процесса. В этом смысле мне очень понравился христианский фильм «Прощение амишей». Это история о том, как несколько детей были расстреляны в школе маньяком, и о том, как семьи этих детей шли к прощению убийцы. В какой-то момент одна из главных героинь, которая потеряла двух дочерей, говорит: «Каждое утро я просыпаюсь, ожидая услышать пение моих дочек, а потом осознаю, что они уже никогда не будут петь. И тогда меня охватывает такой гнев, что я почти не могу дышать. Я задыхаюсь от гнева, и поэтому стараюсь отдать его Богу. Но, отдавая мой гнев Господу сейчас, я знаю, что буду вынуждена сделать это снова через час ... И еще через час ... И еще ... И снова, и снова ... Но без этого я не знаю, как вообще смогла бы дышать ».

Существование духовного измерения человека дает нам возможность понять, что наши чувства - это еще не вся реальность. Они не могут потопить нас, если только мы сами не захотим захлебнуться в них. Мы не всегда можем сами управлять нашими эмоциями - но Бог этого и не требует. Он говорит: "Придите ко Мне, все обремененные, и Я успокою вас". Возможно, нам придется, как этой маме, каждый час приносить Богу наш гнев, боль, страх, слабость - но мы не одни. Вместе с нами Тот, Кто нас создал, Кто умер за нас на кресте и Кто обещал нам воскресение от тьмы, греха и боли.



Просмотров: 756
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Прощение. Ч.3 Прощение истинное и ложное. Принятие ответственности за свою жизнь.
  • Ритуал "Прощение" и настоящее прощение, в чем разница?
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида и Прощение.
  • Прощение означает отказ от всякой надежды на лучшее прошлое
  • Прощение как духовный вызов себе: простить не значит…
  • Прощение как духовный вызов себе: простить, значит…
  • Прощение как телесный процесс
  • ПРОЩЕНИЕ СЕБЯ - это важная часть любого прощения.
  • Прощение как любовь, только больше
  • «Пепел и снег» (обиды, прощение и прощание). Часть 1. "Пепел"
  • Прощение. Почему так сложно простить?
  • Обида-Боль-Прощение
  • Про обиды и прощение
  • Прощение - то, что дает свободу.
  • Прощение себя и других
  • Непростое прощение: почему не получается простить обиду
  • Истинное прощение – путь к женскому счастью
  • Как получить прощение, если вы изменили?
  • Любовь родителей и принятие себя. Обида и прощение.
  • Прощение как путь к освобождению
  • Прощение - путь к свободе
  • Прощение как духовный вызов себе
  • Что происходит, когда мы искренне просим прощение?
  • Прощение не нужно.
  • Как прощать и просить прощение: 6 ценных советов
  • Что такое прощение?
  • Кому нужно прощение?
  • Прощение невозможно пока ты ощущаешь себя жертвой
  • Прощение невротическое и реальное
  • Прощение - истинное или мнимое



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь