|
Познание и принятие разных сторон своей личности: история одного занятияАвтор статьи: Логинова Светлана Васильевна
Одна из моих любимых задач в детской психотерапии – укрепление идентичности, чувства собственного «Я» через раскрытие глубоко спрятанных и чаще всего подавленных эмоций, потребностей, ощущений и переживаний. В каком-то смысле можно сказать, что это ядерная задача психотерапии в целом, без которой не обходится ни один случай работы с ребенком, как минимум косвенно. Но иногда укрепление самости становится основной и центральной задачей в работе с ребенком. Так было с Аней – девочкой 11 лет, мама которой обратилась за помощью к психологу в период адаптации к новому классу после переезда из другого города. Аня болезненно переносила малейшие сложности и конфликты в отношениях с одноклассницами, тяжело переживала, если кто-то игнорировал ее, впадала в растерянность и ступор, если кто-то говорил что-то обидное в ее адрес, начинала оправдываться из желания всем угодить и понравиться. Прикинув, что на работу с Аней в моем распоряжении было не более 4-6 занятий, на основе первичной диагностики мною были выделены главные «терапевтические мишени», работа с которыми помогла бы научиться справляться с подобными ситуациями: выражение подавленных чувств, столкновение с различными потребностями и эмоциями, в том числе противоречивыми и при этом испытываемыми одновременно (например, интерес + страх, или желание быть принятой + злость), выражение различных эмоций (в особенности злости, гнева и раздражения), обозначение и удержание своих границ, что в итоге способствовало бы укреплению идентичности, принятию своей уникальности и возможности оказывать себе самоподдержку. На одном из занятий, третьем по счету, я была настолько поражена и восхищена стремлением Ани к самопознанию, способностью сталкиваться и выдерживать сложные чувства, рисковать и придумывать решения сложных ситуаций, что мое вдохновение вылилось в создание этой статьи. В тот день Аня пришла расстроенная тем, что одна из ее одноклассниц сплетничала о ней за спиной и называла глупой, а также тем, что ее подруга из старого города не проявляла особого стремления приехать в гости на каникулы, хотя Аня прилагала немало усилий, чтобы организовать эту встречу. Я увидела, что в этих двух тревожащих Аню ситуациях есть общее основание – Аня не разрешает себе выражать свою обиду и злость, пытаясь загладить ситуацию. Естественно, никакого облегчения такое подавление злости не приносит, а только наоборот – остается осадок в виде долгих мучений, тревоги и бессилия, ощущения своей «неправильности» и «плохости». Я придумала мотив для игры на песке и предложила его Ане: — Выбери несколько фигур, какие тебе покажутся самыми подходящими. Одну, которая будет означать злость: такое твое настроение, когда ты чем-то очень сильно недовольна, злишься на кого-то, например, на одноклассницу, которая тебя обзывает. Другая фигурка будет означать такое твое настроение, когда ты чего-то очень сильно боишься, когда хочется убежать от ситуации, чувствуешь себя совсем маленькой и беззащитной, в смятении и растерянности. Можешь выбрать еще одну такую фигурку, которая чувствует себя абсолютно беспомощной, что от нее ничего не зависит, она не в силах что-то изменить, сколько бы ни старалась. И последняя фигура – такая взрослая часть тебя, которая думает, анализирует, принимает решение, как поступить в той или иной ситуации. Выбери самую подходящую на каждую роль фигуру: это может быть кто или что угодно, даже неодушевленные предметы, если тебе так захочется. И расположи их как-то в песочнице. Я не ставила задачу так, чтобы Аня выбрала фигуры в точности такие, как я описала (в некоторых ситуациях, например, при работе с травмой, это было бы необходимо), а предполагала, что, возможно, кого-то из персонажей она не захочет брать, кого-то – наделит другими качествами, а может быть появится кто-то такой, о котором я не рассказала, но кто будет выполнять какую-то важную роль. Так и получилось… Аня по-настоящему увлеклась процессом создания этого мира, ей было важно рассказать с его помощью что-то про себя, про свои переживания и сложности, которые кажутся ей неразрешимыми. Я попросила, чтобы каждый персонаж рассказал про себя: как его зовут, какой он, для чего он нужен Ане, чем он помогает и чем мешает ей, в чем нуждается. Аня начала с самого маленького и беззащитного героя: собачки МУ-му, перед которой появились три большие злые собаки, угрожающие Му-му. Я: Кажется, Му-му так сильно испугался, смотри, как ему страшно, он весь трясется! А ведь у него совсем нет никакой защиты, и даже убежать и спрятаться ему негде! А: Точно, у него ведь должна быть своя конура! Обязательно надежная и с крышей (начинается стройка). Вот, теперь ему есть куда прятаться от этих собак, и они никак не смогут до него добраться, они слишком большие, чтобы пройти через эту дверь. Я: Как сейчас себя чувствует Му-му? А: Ему спокойнее, но он все еще боится… Я: Ему все еще страшно… а тем временем в этом мире есть и другие герои, может быть, кто-то может ему помочь. А: Мудрая Кошка заметила, что Му-му страшно. Вот она подходит к нему и начинает гладить, успокаивать, утешать… Я: А что в это время делает тот злой Дракон Края? А: Он очень злится, скребёт когтями по песку и раскидывает все вокруг (…в этот момент Дракон снёс забор, откинул свою игрушку-мяч, разбросал вокруг себя песок). Я: Интересно, что Дракон так сильно разозлился, но при этом молчит. Может ли он еще и голосом выражать свою злость? Рычать например, или говорить какие-то злостные слова? А: Да, он может рычать (…очень неуверенно и робко пробует рычать). Я: Вот это да! Вот это злюка! (…специально более злостно, торжественно и громко произнесла я) Только мне кажется, что он может рычать еще громче, чтобы все видели, какой он яростный. А: (…прибавляет громкость и нападающие на Му-му собаки уходят) Всё, они услышали испугались Дракона и убежали отсюда (…убирает собак обратно на полку). Я: А что происходит с остальными жителями, когда Дракон края так сильно злится? А: Они его боятся… никто к нему не подходит. Он опасный. Я: Похоже, он чувствует себя очень одиноким от того, что его все так боятся… А: Да. И у него начинает болеть голова, когда он сильно злится. Тогда он успокаивается, и другие могут к нему подходить и разговаривать с ним. Кстати, у меня тоже болит голова, когда я злюсь, но только я не показываю никому свою злость. Я: Ты боишься почувствовать себя такой же одинокой, как Дракон, если начнешь проявлять свою злость и обиду. Мне было очень жаль, что время занятия подходило к концу как раз в тот самый момент, когда мы дошли до самого важного – блокирования гнева, невозможности его переносить, и как выход — и подавление своей злости, а как следствие, возникновение головных болей и длительных переживаний страха отвержения. Конечно, Ане было тяжело даже в игре сталкиваться с гневом и выражать его, поэтому все персонажи так быстро начали пить чай вместе. Но тем не менее, я в который раз поражена способностью некоторых детей так быстро добираться до самой сути и самому устанавливать связи того, что происходит в песочном мире с тем, что происходит в реальной жизни («Кстати, у меня тоже болит голова, когда я злюсь…»). Для одного часа было более, чем достаточно проработки: формирование внутренних границ и защит как способ снижения тревоги и страха (построение будки для Му-му), актуализация способности оказывать самоподдержку и самоуспокоение (через заботу Мудрой кошки об остальных персонажах), личностная интеграция (организация совместной деятельности для всех персонажей, их позитивное общение друг с другом за обеденным столом) – конечно на самом примитивном уровне, но процесс запущен, и это главное. Еще многое предстоит попробовать и проработать: начать открыто выражать злость; вступить в контакт со своей агрессивной энергией, которая так необходима для отстаивания своих личных границ; научиться не разрушаться от активного проявления гнева, а, наоборот, черпать из него ресурс и силу на самореализацию; продолжить процесс интеграции всех частей личности через принятие своих разных чувств и проявлений. Кстати, о чувствах. Аня заранее просила оставить время в конце занятия, чтобы порисовать. Оставалось буквально 5-7 минут до конца занятия, и я не стала давать какое-либо задание, а сказала: «Нарисуй, что тебе хочется». И вот какой спонтанный рисунок получился:
* Материал впервые опубликован на http://loginova.info/blog/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|