Познание и принятие разных сторон своей личности: история одного занятия

Познание и принятие разных сторон своей личности история одного занятия Одна из моих любимых задач в детской психотерапии – укрепление идентичности, чувства собственного «Я» через раскрытие глубоко спрятанных и чаще всего подавленных эмоций, потребностей, ощущений и переживаний. В каком-то смысле можно сказать, что это ядерная задача психотерапии в целом, без которой не обходится ни один случай работы с ребенком, как минимум косвенно. Но иногда укрепление самости становится основной и центральной задачей в работе с ребенком. Так было с Аней – девочкой 11 лет, мама которой обратилась за помощью к психологу в период адаптации к новому классу после переезда из другого города. Аня болезненно переносила малейшие сложности и конфликты в отношениях с одноклассницами, тяжело переживала, если кто-то игнорировал ее, впадала в растерянность и ступор, если кто-то говорил что-то обидное в ее адрес, начинала оправдываться из желания всем угодить и понравиться.

Прикинув, что на работу с Аней в моем распоряжении было не более 4-6 занятий, на основе первичной диагностики мною были выделены главные «терапевтические мишени», работа с которыми помогла бы научиться справляться с подобными ситуациями: выражение подавленных чувств, столкновение с различными потребностями и эмоциями, в том числе противоречивыми и при этом испытываемыми одновременно (например, интерес + страх, или желание быть принятой + злость), выражение различных эмоций (в особенности злости, гнева и раздражения), обозначение и удержание своих границ, что в итоге способствовало бы укреплению идентичности, принятию своей уникальности и возможности оказывать себе самоподдержку.

На одном из занятий, третьем по счету, я была настолько поражена и восхищена стремлением Ани к самопознанию, способностью сталкиваться и выдерживать сложные чувства, рисковать и придумывать решения сложных ситуаций, что мое вдохновение вылилось в создание этой статьи. В тот день Аня пришла расстроенная тем, что одна из ее одноклассниц сплетничала о ней за спиной и называла глупой, а также тем, что ее подруга из старого города не проявляла особого стремления приехать в гости на каникулы, хотя Аня прилагала немало усилий, чтобы организовать эту встречу. Я увидела, что в этих двух тревожащих Аню ситуациях есть общее основание – Аня не разрешает себе выражать свою обиду и злость, пытаясь загладить ситуацию. Естественно, никакого облегчения такое подавление злости не приносит, а только наоборот – остается осадок в виде долгих мучений, тревоги и бессилия, ощущения своей «неправильности» и «плохости». Я придумала мотив для игры на песке и предложила его Ане:

— Выбери несколько фигур, какие тебе покажутся самыми подходящими. Одну, которая будет означать злость: такое твое настроение, когда ты чем-то очень сильно недовольна, злишься на кого-то, например, на одноклассницу, которая тебя обзывает. Другая фигурка будет означать такое твое настроение, когда ты чего-то очень сильно боишься, когда хочется убежать от ситуации, чувствуешь себя совсем маленькой и беззащитной, в смятении и растерянности. Можешь выбрать еще одну такую фигурку, которая чувствует себя абсолютно беспомощной, что от нее ничего не зависит, она не в силах что-то изменить, сколько бы ни старалась. И последняя фигура – такая взрослая часть тебя, которая думает, анализирует, принимает решение, как поступить в той или иной ситуации. Выбери самую подходящую на каждую роль фигуру: это может быть кто или что угодно, даже неодушевленные предметы, если тебе так захочется. И расположи их как-то в песочнице.

Я не ставила задачу так, чтобы Аня выбрала фигуры в точности такие, как я описала (в некоторых ситуациях, например, при работе с травмой, это было бы необходимо), а предполагала, что, возможно, кого-то из персонажей она не захочет брать, кого-то – наделит другими качествами, а может быть появится кто-то такой, о котором я не рассказала, но кто будет выполнять какую-то важную роль. Так и получилось…
Первым в песочном мире появился злой Демон Края, который был яростным, неукротимым, и его все боялись. Дальше появилась маленькая собачка Му-му, очень беззащитная, беспомощная, трясущаяся, ждущая поддержки и помощи от кого-нибудь, не в силах справиться со своим страхом самой (получилось, что в этом персонаже объединились испуганная и беспомощная части). После этого появилась взрослая часть – девочка Маша, стоящая на пьедестале: около нее появились две песочные дороги и она решала, по какой из них пойти. И последней появилась Мудрая Кошка (еще одна грань взрослой части, важная для Ани), которая успокаивала всех, кому было плохо, ухаживала за малышом Му-му, когда ему было страшно, гладила Дракона Края, когда он сильно злился, и была рядом с Машей, когда та затруднялась выбрать из двух дорог верную.

Аня по-настоящему увлеклась процессом создания этого мира, ей было важно рассказать с его помощью что-то про себя, про свои переживания и сложности, которые кажутся ей неразрешимыми. Я попросила, чтобы каждый персонаж рассказал про себя: как его зовут, какой он, для чего он нужен Ане, чем он помогает и чем мешает ей, в чем нуждается. Аня начала с самого маленького и беззащитного героя: собачки МУ-му, перед которой появились три большие злые собаки, угрожающие Му-му.

Я: Кажется, Му-му так сильно испугался, смотри, как ему страшно, он весь трясется! А ведь у него совсем нет никакой защиты, и даже убежать и спрятаться ему негде!

А: Точно, у него ведь должна быть своя конура! Обязательно надежная и с крышей (начинается стройка). Вот, теперь ему есть куда прятаться от этих собак, и они никак не смогут до него добраться, они слишком большие, чтобы пройти через эту дверь.

Я: Как сейчас себя чувствует Му-му?

А: Ему спокойнее, но он все еще боится…

Я: Ему все еще страшно… а тем временем в этом мире есть и другие герои, может быть, кто-то может ему помочь.

А: Мудрая Кошка заметила, что Му-му страшно. Вот она подходит к нему и начинает гладить, успокаивать, утешать…

Я: А что в это время делает тот злой Дракон Края?

А: Он очень злится, скребёт когтями по песку и раскидывает все вокруг (…в этот момент Дракон снёс забор, откинул свою игрушку-мяч, разбросал вокруг себя песок).

Я: Интересно, что Дракон так сильно разозлился, но при этом молчит. Может ли он еще и голосом выражать свою злость? Рычать например, или говорить какие-то злостные слова?

А: Да, он может рычать (…очень неуверенно и робко пробует рычать).

Я: Вот это да! Вот это злюка! (…специально более злостно, торжественно и громко произнесла я) Только мне кажется, что он может рычать еще громче, чтобы все видели, какой он яростный.

А: (…прибавляет громкость и нападающие на Му-му собаки уходят) Всё, они услышали испугались Дракона и убежали отсюда (…убирает собак обратно на полку).

Я: А что происходит с остальными жителями, когда Дракон края так сильно злится?

А: Они его боятся… никто к нему не подходит. Он опасный.

Я: Похоже, он чувствует себя очень одиноким от того, что его все так боятся…

А: Да. И у него начинает болеть голова, когда он сильно злится. Тогда он успокаивается, и другие могут к нему подходить и разговаривать с ним. Кстати, у меня тоже болит голова, когда я злюсь, но только я не показываю никому свою злость.

Я: Ты боишься почувствовать себя такой же одинокой, как Дракон, если начнешь проявлять свою злость и обиду.
А: Да… Но вообще-то, они все вместе могут пить чай, когда Дракон успокаивается, и тогда его перестают бояться (…достает фарфоровый чайный набор, рассаживает всех героев вокруг стола и все начинают пить чай). Когда все вместе и все спокойные, наступает мирное время и все становится хорошо. Они разговаривают, веселятся и играют вместе.

Мне было очень жаль, что время занятия подходило к концу как раз в тот самый момент, когда мы дошли до самого важного – блокирования гнева, невозможности его переносить, и как выход — и подавление своей злости, а как следствие, возникновение головных болей и длительных переживаний страха отвержения. Конечно, Ане было тяжело даже в игре сталкиваться с гневом и выражать его, поэтому все персонажи так быстро начали пить чай вместе. Но тем не менее, я в который раз поражена способностью некоторых детей так быстро добираться до самой сути и самому устанавливать связи того, что происходит в песочном мире с тем, что происходит в реальной жизни («Кстати, у меня тоже болит голова, когда я злюсь…»). Для одного часа было более, чем достаточно проработки: формирование внутренних границ и защит как способ снижения тревоги и страха (построение будки для Му-му), актуализация способности оказывать самоподдержку и самоуспокоение (через заботу Мудрой кошки об остальных персонажах), личностная интеграция (организация совместной деятельности для всех персонажей, их позитивное общение друг с другом за обеденным столом) – конечно на самом примитивном уровне, но процесс запущен, и это главное.

Еще многое предстоит попробовать и проработать: начать открыто выражать злость; вступить в контакт со своей агрессивной энергией, которая так необходима для отстаивания своих личных границ; научиться не разрушаться от активного проявления гнева, а, наоборот, черпать из него ресурс и силу на самореализацию; продолжить процесс интеграции всех частей личности через принятие своих разных чувств и проявлений. Кстати, о чувствах. Аня заранее просила оставить время в конце занятия, чтобы порисовать. Оставалось буквально 5-7 минут до конца занятия, и я не стала давать какое-либо задание, а сказала: «Нарисуй, что тебе хочется». И вот какой спонтанный рисунок получился:


Аня назвала картину «Мой внутренний мир». На ней изображены лента доверия, листья мудрости, кристалл равновесия в центре, волны беспокойства, ветер спокойствия, огонь души, внутреннее тепло, желтая бездна счастья и магические кристаллы – стержень, на котором держится весь внутренний мир. К сожалению, мы не успели обсудить этот потрясающий рисунок, но я осталась под большим впечатлением от безграничных возможностей этой одиннадцатилетней девочки. И убедилась, что придуманная мной и проигранная Аней игра способствовала самопознанию (насколько это возможно в 11 лет), позволила Ане соприкоснуться с теми своими переживаниями, от которых так хочется убежать в обычной жизни, и выразить их в символической форме на рисунке. В который раз я соприкоснулась с настоящим чудом детской мудрости, со смелостью познания себя и соприкосновения с самыми сильными и тревожащими переживаниями.

* Материал впервые опубликован на http://loginova.info/blog/



Просмотров: 623
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда очень сильно раздражает
  • Ты такая красивая, когда злишься или Злость, которая нам нужна
  • Если сильно злишься. Как выражать агрессию, чтобы не вредить себе и другим
  • Как не убегать от проблем, когда очень хочется убежать
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Когда я не могу без него жить! Как вернуть себя, и свою удачу, как разлюбить? Психогенетический аспект
  • Когда в детстве не было принято разговаривать о своих проблемах
  • Какой должна быть жена? Муж требует, чтобы все было по его, моего мнения он не воспринимает
  • Когда мужчина теряет интерес, уходит, не торопится к тебе, когда с ним будто теряешь себя
  • Когда сильно болит и ничего не помогает: про женский выбор, долги рода
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Когда очень страшно.
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Прочти это, когда будет очень плохо...
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Почему мужчине нужно искренне и ну прямо действительно очень сильно любить свою женщину
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Обязательно ли, чтобы было тяжело и плохо клиенту?
  • Я буду тебя так сильно любить, что ни одна женщина в мире не будет тебя достойна!
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Кто делал работу расстановщика, когда не было расстановок?
  • Когда хочешь изменить себя и свою жизнь, но не меняешь
  • Когда очень хочется перемен, а они не торопятся
  • Что делать, когда очень хочется посоветовать?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь