Подумайте, какие части вашей личности относяться к Я, а какие нет?
Этот вопрос может показаться не очень простым, правда? Для получения ответов есть много хороших упражнений, которые желательно выполнять до тех пор, пока ответы, на ваш взгляд, не будут исчерпывающими. Например, техники психосинтеза. По словам П. Феруччи, психосинтез предпочитает творческий беспорядок обманчивой ясности заготовленных ответов, поэтому полнота полученной информации – вопрос времени, вопрос вашей практики.
Прежде чем начать выполнять подобные упражнения, хотим пригласить вас на воображаемую прогулку по нашим объяснением, чтобы предварительно усвоить, какие части вашей личности относится к вашему Я, а какие – нет.
Быстро вспомните, как вы были маленькими! Зафиксируйте это воспоминание более конкретно в течении минут.
Какой возраст пришёл вам на ум? Где и с кем вы тогда находились? Чем занимались? Что чувствовали? Чем эта ситуация была для вас так важна?
Теперь осознайте, как именно вы вспоминали о себе в детстве, то есть как вы переживали это воспоминание с течением времени: чувствовали, что вам, например, пять лет, или наблюдали за образом пятилетнего ребенка, который, что-то чувствует и что-то делает в конкретном месте? Первое – это ассоциативное состояние, второе – диссоциативное. Помните, что в повседневной жизни, когда вы бодрствуете, есть два разных состояния вашего Я. В зависимости о того, какое из этих состояний преобладает чаще всего, личность в целом функционирует по-разному.
Обращаясь к предыдудему примеру, продолжу свои объяснения. Часть вашего бессознательного, которая хранит воспоминания о вас в пятилетнем возрасте, – это субличность, то есть личность ребенка, который был и остался в вашей памяти и спонтанно дает о себе знань (почему-то именно этот образ возник первым среди других «прошлых Я» из разных отрезков жизни). Субличности «живут» в вашем бессознательном. Это не персонифицированные «ангелы и демоны», а психические образования, которые имеют свою автономность и независимость от вашего Я.
Помните, что в повседневной жизни есть два разных состояния вашего Я, которые можно регулировать с помощью воли: быть в состоянии части вашей личности (субличности) или быть в состоянии вне части вашей личности. Второе состояние называется самоотождествление или самоидентификация («Я – это Я»). Это состояние свободы от суб-образований. При этом оба состояния не могут отрицать существование самого «Я» как феномена вашего существования, которое Р. Ассаджиоли назвал «точкой чистого самосознания». Современные философы называют сознательное «Я» словом «селф» (от английского «self»), понимая под этим переживание человеком своего центра личности, её отправной точки, ядра, субъекта, который может регулировать и управлять всей личностью целиком на уровне бессознательных процессов!
Американский психолог Джеймс Бьюдженталь утверждал, что в человеке есть внутреннее осознание, некое «шестое чувство», которое легко утратить в процессе социализации, когда под воздействием воспитания и обучения формируються субличности, «обитающие» в нашем бессознательном.
Открыть внутреннее осознание, почувствовать сознательное Я, – означает обратить внимание на свои желания, страхи, надежды, фантазии, намерения. Функционирует внутренее осознание как внутренний взор и внутренний голос. Именно с помощью этих внутренних «просматриваний» и «прослушиваний» вы можете наблюдать за потоком бесконечных мыслей, чувств и ощущений, не правда ли?
Тот, кто наблюдает, - это ваше сознательное Я. То, что наблюдается, называется полем сознания, потоком сознания.
Первая задача, после открытия своего Я, - изучить свои субличности, то есть «Не-Я» или «Суб-Я». Это мало осознаваемые части вас, имеющие определенные привычки в поведении, речи, эмоциональном состоянии, ощущениях в теле, характере, в особенностях мышления. Именно в поведении, мышлении, эмоциональных реакциях и характере проявляются субличности как самостоятельные единицы нашего прошлого опыта. Приставка «суб» в слове «субличность» означает вторичную и побочную часть личности, которая имеет свою историю возникновения в реальной жизни и напоминает о себе автономно от вашего Я - центра личности.
В течении дня вы можете заметить как в поле сознания постоянно попадают мало управляемые импульсы, сильные желания, страхи, тревога, агрессия и другие негативные чувства и даже мысли. Кроме того есть и позитивные проявления неких комплексов, которые можно наблюдать в поле сознания: они сформировались в процессе нашей адаптации к социальной жизни как стереотипы, как правило, в виде защитных эмоционально-поведенческих реакций, мыслительных схем и воспитанных в семье манер. Это признаки того, что в бессознательном, которое находится наиболее близко к полю сознания есть доминирующие субличности и они ложно осознаются нами как образы нашего Я. Это состояние ложной идентификации.
Другими словами, когда вы боитесь, чувствуете тревогу, когда вас одолевают неуправляемые мысли, чувство вины, самокритика, безпричинная паника...обычно вы считаете, что это проявление именно вашего Я. Но субличности – это не Я, а только ложные образы нашего Я: многие из них мало активны и их проявление почти не заметно, а другие активно доминируют, воздействуя на всю нашу жизнь! Это субличности.
Как только в поле сознания ваше Я наблюдает ваши мысли о плохом, ваши негативные чувства и неприятные телесные ощущения, вы получаете возможность осознать их, но не можете полностью понять, откуда все они берутся и почему, если это именно ваши мысли, чувства и ощущения, то на них так сложно повлиять, избавившись от них. Может, они не совсем ваши и не вы влияете на них, а они на вас? На состояние вашего Я?
Как же открыть своё Я, свой центр, ядро личности? Как понять, что сейчас ваш «селф» находиться в состоянии без субличностей, без воздействия их мыслей, привычек и чувств?
Для этого стоит достичь разделения Я и субличностей. Только так можно решить обе задачи – открыть в себе Я и изучить свои субличности. Это первые этапы психосинтеза.