|
Наш внутренний мир. (Субличности и схема-терапия).Автор статьи: Елена Кислова
Ребенок на свет появляется милым ангелом. Ему ничего неизвестно ни о себе ни о мире. И только мудрый взрослый рядом может и должен ввести его в мир. В животном мире тоже так. Разные виды делают это по-разному. Но делают. Импринтинг. Человеческий детёныш нуждается в обучении о «правильной» эмоциональной жизни. Как справляться со злостью, обидой, горем? «Не плач, все пройдёт?..» Или увидеть, как нужно именно справиться: признать и что-то с этим верное сделать? Сначала малышу необходимо почувствовать, что мир, в который он пришёл безопасен. Что он не одинок. Когда мама верно понимает потребности ребёнка и показывает, как с этими потребностями обходиться, ребёнок учится этому у нее, а чуть позже у значимых других. Он научается знать когда ЕМУ холодно, жарко, неудобно; когда он хочет кушать или во что играть. Какое занятие выбрать именно ЕМУ. Когда мама эмпатически настроена, всегда рядом, обеспечивает эмоциональный комфорт- малыш поучает и опыт безопасности, и способы реагирования на хорошее-плохое, и, далее, понимание ЧТО НУЖНО ИМЕННО ЕМУ! Понимание, что он отдельная личность!
Опора на себя, нахождение в своём «Я», в контакте с реальностью-основа благополучной жизни. Это как раз про пресловутую уверенность в себе. Прекрасное чувство. Когда ты ни от кого не зависишь, знаешь свои желания. Идёшь своей тропой понимая пункт назначения. Не опасаясь, что какое-то стечение обстоятельств, внешних или внутренних (собственные экстремальные чувства) вышибут «из седла». /Собственно, в терапии мы за этим/ Но значимые близкие не всегда бывали эффективны в процессе «принятия нас в мир». И у них были свои причины. Горе, разлуки, разводы, бедность, свои сценарии и травмы не давали, каждому со своей силой, создавать кокон безопасности и принятия для детей. Что-то пошло не так в жизни ребёнка. Мама эмоционально далека, или наоборот, из-за высокой внутренней тревоги «прилипла»; его ругают, не замечают, неоправданно балуют, а главное, не объясняют происходящее, не видят (не контейнируют) детские чувства. Про контейнирование, принятие детей не только матерью, но и другими людьми, обязательно напишу отдельно. Когда не контейнируют в экстренные моменты, ребёнку (подростку) становится непереносимо и, чтобы выжить, его психика «отщепляет» переживание. Тут начинается самое интересное! Данные переживания (состояния) суммируются и получаются наши части (субличности, внутренние дети-кому как понятнее). Они переполнены непониманием и непрожитостью. Лирическое отступление (пример). Попробуйте вспомнить, как вы долго пользовались одним предметом много раз в день, а потом его переставили. У нас мусорное ведро, извините, стояло до второго ремонта в одном конце кухни, а затем мы купили новое и оно вошло под раковину. Месяц я точно не могла привыкнуть и неслась на прежнее место 😂 🤦♀. Также происходит и с нашими частями. Они привыкли реагировать по-старому. Если девочка испытала покинутость, когда родители развелись, она будет реагировать на уход других значимых людей также как и тогда. В этой точке надо понимать, что часто осознанность отключается. И клиентка говорит: «Я не переживала про папин уход!» Вот только если МЧ идёт с друзьями, или не приезжает, или ещё как-то отдаляется-отделяется ей больно (тревожно, злобно, одиноко или все вместе). Она «проваливается» в свою покинутую часть. Значимые близкие ругали, критиковали, обвиняли, не верили в нас. Что с нами происходило? С каждым своё, но смысл один. Появились критикующие, обвиняющие, даже карающие части, поведение (мысли, чувства) направлялись на себя и (или) на других. По скольку потребности у детей разные, ситуации разные, способы справится с выше сказанным разное, поэтому и части делятся на разные категории. Части-изгнанники-про боль, страх, отвержение, унижение, стыд и т.д. Про то, что не хочется испытывать и часто показывать другим. Конечно же психика делает так, чтобы их «изгонять». Менеджеры. Помогающие удержать изгнанников защитники; делающие кучу полезного для нас. Оберегают, снимают напряжение, предупреждают и даже выбирают партнёра... Их много. Это всякие рациональные, подозревающие, замораживающие, ругающие себя и других части, стремящиеся к идеалу, погружающие в бессилие и беспомощность. «Имя им легион». Пожарники. Если защитники не помогают, то в ход идёт «тяжелая артелерия». Части, уводящие из реальности. Это алкоголь, наркотики, самоповреждения до суицида, обжорство или голод, шопинг и прочие зависимости.
Если про когнитивное-это про схемы (установки, верования и т.п) У кого было много гиперопеки-будут схемы из категории: «нарушение личной автономии и непризнания достижений». Было много небезопасности (сюда добавятся ПТСР и шоковые травмы)-категория «недоверие-насилие». Шоковые травмы, ПТСР требуют дополнительной работы на безопасность. Это будет не про части и схемы. И так далее. Схемы и причины их формирования изложу в отдельной публикации подробно. Так как наша психика стремиться к гомеостазу, то с одной стороны, хочется изменить мешающие схемы, с другой-стабильно жить в привычной картине мира.
Достойный эпилог. Как вы думаете, всю эту работу реально доверить незнакомцу? Верно! Только «знакомцу». Поэтому терапия, так или иначе, длительна. Только после установления доверительных отношений можно что-то совместно менять. Принимая, понимая, (где-то гордясь) и благодаря своих внутренних жителей мы повышаем самооценку. Вот он-я после терапии.
Если хотите двинуться в исследование поведения- своего и других, чтоб быть уверенными, плюс подняться на пару ступенек в оценивании (принятии) себя, приходите на тренинговую группу про общение и уверенное поведение! Подробно-в анкете. Успехов в исследовании себя!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|