|
Суицид стыдной части себя...Хочу жить! Целым!!! Случай из практикиАвтор статьи: Чебакова Елена Константиновна
Суицид стыдной части себя… Хочу жить! Целым!!! С кем работать при попытке суицида? Случай из практики. Мама мотивировала сына учиться и развиваться. Способный мальчик поступил в престижный университет. В течение недели жил в общежитии, на выходные приезжал домой. Отец замечал у сына красные глаза. Терапевт: что вы об этом думали? Отец: не спит, хотя сын уверяет, что отбой в 22.00. Терапевт: здесь есть неясность. Мать: у него возникли сложности в обучении, и он нам не говорил... В ходе терапии выяснилось, что мать активно поддерживала достижения сына. Умный мальчик умел достигать, но не умел общаться и взаимодействовать со сверстниками. Компьютер стал его другом в университете, а достижения в игре поддерживали самоуважение и заменяли любовь близких. Игровая компьютерная зависимость стала вытеснять учебу, возникли проблемы в университете. От супер успешного парень перешел в разряд отстающих. Но это как раз то, что родителям говорить нельзя, т.к. он для родителей есть, когда он – успешен. Молодой человек провалился в непереносимый стыд перед родителями. Когда у него возникли проблемы в учебе из-за игровой зависимости, он стал искать выход сам, не смея обратиться к близким из-за страха отвержения. Он нашел группу в социальных сетях с такими же проблемами. Не справившись, он предпринял попытку суицида, т.к. с родителями говорить о проблемах – стыдно. Мама его видела и принимала только успешного, другого сына для нее – не было. В голове у мальчика сложилось, что он успешный - есть для матери, а он- проблемный не существует для матери. И молодой человек принял решение, что его неуспешного не должно быть и в реальной жизни тоже. На приеме родители- пожилая пара, грустные, тихие, печальные, растеряны, недоумевают , как получилось, что сын предпринял попытку суицида и сейчас он - такой умный и успешный - в психиатрической больнице. Мать- руководитель, много времени на работе, много ответственности, отец - часто в командировках. Мать старалась исполнять желания сына в его спортивных и творческих реализациях. Мать любила его, выражая любовь в предоставлении сыну возможностей развития. Он нуждался в принятии себя целиком, а не только достижений. Не получая от родителей любовь к себе- целостному, он искал ее сначала в творчестве и спорте, затем в компьютерных играх. Родители говорили, что когда сын играл, он не слышал их просьбы и сердился, он находился в виртуальном мире, который ему был не только интересен, но и близок. Игры заменили близкие отношения и увлекли настолько, что возникли проблемы с учебой и поставили под сомнение его успешность, а значит и видимость сына для мамы. Происшедшее дало возможность увидеть внутреннее неблагополучие в семье за видимым благополучием. И перед родителями встал вопрос: как СЕЙЧАС взаимодействовать с сыном, о чем с ним говорить, о чем – нет? Если бы этот вопрос родился раньше… В ходе терапии после анализа происшедшего в семье отец задумался: «я, наверное, сменю работу, т.к. я месяцами в командировках». Он винил себя за то, что выбрал такую работу, чтобы зарабатывать для семьи. Всегда ли работа является причиной, если не сложились эмоциональные отношения в семье? Есть время, когда родители не на работе и когда они могут взаимодействовать с детьми и друг с другом. Что происходит и чего не происходит в это время ? Терапевт: то, что вы в командировке, не означает, что вас нет. Реально вы для сына есть, даже если и в командировках. Сын знает, что у него в это время есть отец. Вы бываете дома и живете с ним в одном городе. Это факт. Отец: мы мало можем общаться. Терапевт: можете ли вы звонить ему и разговаривать? Отец: у него в телефоне нет записной книжки, нет адресов. Терапевт: вы знали это? Отец: да. Терапевт: как думаете, для чего ему телефон без адресов в записной книжке? Отец: для игр. Терапевт: что с вами происходит, когда вы это произносите? Отец: грустно... Терапевт: да, вы грустите, для него никого нет, и вас – тоже, есть телефон. Даже когда вы рядом с ним, не в командировках – вас для него нет.
В разговор вступает мать. Она растеряна. Мать: как нам СЕЙЧАС себя вести с сыном? Терапевт: как думаете, какого отношения хочет от вас в этой ситуации сын? Мать: поддержки. Терапевт: какой, как она может проявляться? Мать: быть с ним рядом. Терапевт: этим вы сможете ему дать понять, что принимаете его и тогда, когда он ошибся или у него проблема, а не только тогда, когда он – достигатор.
Родители осознают, что если принимать сына любым, он найдет смелость говорить с ними и о проблемах и, тем самым, их можно предотвратить. Терапевт: вы заметили, что называете сына ребенком. Ему 16 лет. Он выглядит как ребенок? Мать: нет. Терапевт: если у вас в голове идея, что он – ребенок, то, похоже, что он, как ребенок, должен соответствовать вашим ожиданиям, чтобы выжить, потому что дети понимают, что не выживут без родителей. А если ваши ожидания поддерживают только его успешного, тогда он не имеет права на ошибку, т.к. в случае не успешности вы его не поддерживаете и не признаете. Что он может чувствовать? Мать: отвержение.
И тогда сын сам себя начинает отвергать, крайняя степень самоотвержения - суицид.
Терапевт: он ваш сын, но он не ребенок, он- взрослеющий сын, подросток, юноша. При взрослении человек может, как совершать ошибки, так и исправлять их. Совершали ли вы в своей жизни ошибки? Мать: да. Терапевт: и ваш сын тоже их может совершать.
Клиентка соглашается. Её сын, не надеясь на принятие и поддержку в момент совершения ошибки, не смог справиться. Испытав неудачу, просить поддержки ему было стыдно, он стал сам искать выход, который привел к таким печальным последствиям. Родители плачут. Они чувствуют к сыну любовь и желание быть с ним сейчас, когда сыну трудно принять себя такого. Надежда есть. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|