«Когда внутри все разрывается на части»


Как-то от своей клиентки я услышала:
«Где бы я ни была и что бы ни делала, места себе найти не могу...»

Возможно, вам тоже знакомо такое состояние, когда внутри все разрывается на части, хочется куда-то бежать, что-то делать, чтобы только внутри все успокоилось. Но ничего не меняется...

Реальная история о том, как найти свое место в жизни.

Когда внутри все разрывается на части

«При полном внешнем благополучии я не знаю, куда себя деть. Днем я мечтаю вернуться домой и залезть под теплый плед с чашкой горячего чая и почитать любимую книжку. Прихожу – валяюсь с книжкой, а кайфа нет. У меня много любимых интересных дел, но и там такая же история. Думаю: «Вот сейчас займусь этим – и вся внутренняя маета уйдет» Но ничего не уходит…» — призналась Жанна.

Из колоды метафорических ассоциативных карт предлагаю клиентке выбрать одну карту наугад, которая расскажет об этом состоянии и представить, что она внутри этой карты.

 Она вытянула вот эту карту:





Я:

— Вы какой-то персонаж на этой карте или наблюдаете за происходящим?

Жанна:

— Я — маленький рыжий котенок.

Я:

— Где Вы? Как бы Вы назвали это место?

Жанна:

— Это река. Тихое спокойное место. Очень красиво. Но я, как котенок, этого ничего не замечаю. Я очень сильно боюсь кота, и самое важное для меня сейчас — это как можно дальше от него уплыть.

Я:

— А как Вы, как котенок, себя чувствуете?

Жанна:

— Я очень сильно устал. Мне холодно. Я почти не чувствую своего тела. Только лапки – они все время гребут. Думаю, хватит ли у них сил добраться до безопасного места.

Я:

— А Вы видите это безопасное место?

Жанна:

— Нет. Я вокруг себя ничего не вижу. Самое большое – это 20-30 см перед собой. Только одна мысль: «Выдержу или нет?»

Я:

— А как Вы оказались в реке?

Жанна:

— Я гулял по берегу реки. Я сбежал из дома. Точнее, не сбежал, а потихоньку ушел. Я знал, что рядом с моим домом есть очень красивая река. Но мне туда не разрешали ходить. Только иногда показывали. Выводили на пригорок, давали полюбоваться, но предупреждали, что мне туда нельзя. Почему нельзя и когда будет можно – не объясняли. А мне очень хотелось там погулять, посмотреть на мир. Я и пошел гулять, никого не предупредив. Мне было страшно, но я все равно пошел один. И тут появился этот огромный кот. Я шел очень близко от реки и от неожиданности и страха упал в реку. Начал спасаться от этого кота. Он очень большой и страшный.

Я:

— С какой целью, для чего можно оказаться на берегу реки?

Жанна:

— Узнать что-то новое, побыть на свободе, на природе, покайфовать.

Я:

— А что Вам внушает страх, когда Вы оказываетесь на берегу?

Жанна:

— Сложно сказать. Внешней угрозы нет, но я как будто жду чего-то плохого, страшного.

Я:

— Может, Вас могут наказать, если увидят, что Вы без спроса отправились гулять?

Жанна:

— Нет, меня просто отведут домой, немного пожурят, попросят больше так не делать.

Я:

— А какая жизнь у Вас дома?

Жанна:

— Напоминает «день сурка». Вроде можно все, но на строго ограниченной территории. А в ограниченном пространстве мало что можно делать. И даже интересные и любимые вещи – надоедают…

Я:

— То есть «со двора» Вас не отпускают? А чем это аргументируют?

Жанна:

— Мне сложно ответить на этот вопрос. Просто нельзя, «потому что гладиолус». Скорее, рассказывают, что там ничего хорошего нет, и все, что мне нужно, — есть здесь, дома. И этого достаточно. А там, на берегу реки, могут быть всякие неожиданности, с которыми ты не справишься, если пойдешь сам. С нами можно все, мы все «разрулим» и решим.

Я:

— То есть, если бы Вы пошли с кем-то из домашних, этой ситуации бы не случилось?

Жанна:

— Да, если бы мой котенок был не один, а с большими котами, то ему не было бы страшно. Взрослые коты решали бы все проблемы на пути. НО! Во-первых, у взрослых котов нет столько времени, чтобы гулять с маленьким котом. Во-вторых, маленькому котику хочется погулять самому. С большими, конечно, не страшно, но неинтересно, потому что тогда гуляешь по их правилам. «Ходи туда», «лапы ставь так», «хвост прижми». И совершенно непонятно, гуляешь ты, жизнью наслаждаешься или думаешь, как надо двигаться и куда.

Я:

— О чем заставляет задуматься это место? Чего Вам здесь хочется?

Жанна:

— Если бы не было страшного кота и домашних взрослых кошек, хочется веселиться, заниматься интересными делами и получать от этого удовольствие. Активничать хочется! Но любая активность пресекается, увидят – остановят. Заберут обратно домой и будут еще пристальнее смотреть, чтобы не сбежал.

Я:

— А почему нельзя активничать?

Жанна:

— Это из серии «Кабы чего не вышло…»

Я:

— Это «кабы чего» может произойти с Вами, Вы можете себе навредить?

Жанна:

— Нет, скорее, другие коты. Они придут и обидят маленького котенка. Он с этими обидчиками не справится. Будет очень несчастный и одинокий.

Я:

— Какие воспоминания могут быть связаны с Вашей историей про рыжего котенка?

Жанна:

— Это не какая-то конкретная история. Это вся моя жизнь в детстве. Дома мне можно было делать все, что угодно. Ну, в разумных пределах, конечно. А когда я оказывалась где-то за пределами дома, то мне всегда было тревожно.
Я не любила детский сад, но не потому, что там было неинтересно – а потому, что внутри было вечное беспокойство. Та же история и в школе, особенно в начальной. Но потом как-то привыкла. Та же картина в детских лагерях и санаториях. Я не могла сконцентрироваться ни на чем внешнем, потому что внутри все время было беспокойство, тревога.
Сейчас, когда я Вам это рассказала, я поняла, что это связано с ощущением, что я сама справиться ни с чем не могу. Что я совершенно беспомощная. Родители всегда старались решить мои все мои вопросы за меня. Причем, когда я говорю все – это в прямом смысле слова «ВСЕ». Стоило мне чем-то с ними поделиться, они срывались с места и неслись «разруливать» ситуацию. Иногда они это делали за моей спиной.
В школе я пожаловалась на учительницу математики, а на следующий день встретила в школе маму, которая что-то объясняла этой учительнице. Она не кричала, а со слезами на глазах объясняла, что я особенный, очень «тонкий» ребенок, и со мной надо очень аккуратно общаться.
Другой раз рассказала родителям, что не успела доделать одно задание в контрольной, потому что помогала подруге, которая «зависла» и могла получить пару. Мама такой скандал ей устроила, что мы перестали дружить. Из-за такой активности родителей в школе меня как-то сторонились и, что бы я ни делала, дружить со мной особо не хотели.
Вы не поверите! Когда я устроилась на свою первую работу, отработала там три года и собиралась переходить на другую, начальник не хотел меня отпускать. Папа, за моей спиной, устроил ему разборки, после чего мне подписали заявление об уходе. О том, что папа приходил, я узнала случайно.

Я:

— То, что Вы сейчас рассказали, может быть связано с Вашим состоянием этого внутреннего раздрая и того, что Вы не можете найти себе место?

Жанна:

— Мои родители умерли. Папа – 16 лет назад, мама – 11. Теперь рядом со мной нет взрослых котов, которые все порешают и «разрулят». А ощущение, что я не справлюсь сама, что сама ни на что не способна, так и осталось. Такое впечатление, что мое место было рядом с родителями. Их нет и у меня нет места.

Я:

— Давайте еще раз посмотрим на карту. Из Вашего рассказа получается, что сталкиваясь с чем-то большим и неизвестным, Вы падаете в реку, пытаетесь от этого убежать, не видите, куда плывете. Как эту метафору можно перевести на Вашу жизнь?

Жанна:

— Так и получается. У меня небольшой бизнес. Я что-то делаю по мелочам, а когда сталкиваюсь с чем-то новым и непонятным, в том числе с расширением своего дела, пугаюсь, вляпываюсь в какие-то сомнительные мероприятия (падаю в реку) и вместо того, чтобы развиваться, гребу всему лапами, чтобы выжить, а куда – непонятно, но от развития и расширения точно.

Я:

— Для рыжего котенка большой серый кот действительно представляет опасность?

Жанна:

— Нет, он просто пришел попить.

Я:

— Как большой кот относится к маленькому котенку? Он его видит?

Жанна:

— Да, видит. Большой кот настроен дружелюбно. Он не думает, что маленький котенок его боится и уплывает от него. Он думает, что котенок просто купается, хоть это и странно. Коты не любят купаться, но, может быть, это какой-то особенный котенок.

Я:

— Теперь, когда малыш знает, что большой кот – дружелюбный и ничего не имеет против котенка, что рыжик будет делать?

Жанна:

— Он развернется и поплывет к берегу, но уже без таких титанических усилий, как раньше. К берегу плыть легко. Потом он выберется на сушу. Отряхнется и пойдет дружить с котом. Он хоть и маленький, но очень умный и творческий. Рыжик может большому коту предложить много интересностей. Большой кот с удовольствием включается в игру. Им вместе очень весело. Они что-то творят, создают. Берег реки преображается, становится еще красивее, но остается таким же естественным. Их деятельность не нарушает природную красоту.

Я:

— Как теперь чувствует себя маленький котенок?

Жанна:

— Очень хорошо. Теперь он знает, что может делать очень много сам, а главное — дружить с другими котами. Даже очень большими. И то, что он предлагает, большим котам интересно. Рыжик пообщается с другим котом, потом пойдем домой, отдохнет, позанимается своими делами и снова пойдет на берег реки. Теперь ему не страшно. Он везде на своем месте.

Предлагаю найти карту теперяшнего состояния клиентки.



Жанна:

— Котенок полон сил, готов к целенаправленным действиям, верит в себя.

Я:

— Как Вы сейчас себя чувствуете?

Жанна:

— Также, как этот котик!

Вот такая история про «выученную беспомощность». И это не единственный случай, к сожалению. Таких примеров много.

Если в вашей жизни есть ощущение, что вы что-то не сможете или не можете, что все, что вы делаете, — бесполезно, задумайтесь. Может, внутри вас тоже живет «выученная беспомощность». Тогда от нее нужно избавляться – и чем раньше, тем лучше.

А с моей клиенткой мы встречались еще по поводу преображения берега реки вместе с большим котом и, конечно же, работали с этой «выученной беспомощностью», выходили из детской травмы гиперопеки, занимались взаимоотношениями в родительской семье.

Я видела, как иногда моей клиентке было сложно, иногда эмоционально тяжело и грустно. Но она, как тот котенок перед гирей на карте, поставила перед собой цель и избавилась от этой «выученной беспомощности».



 



Просмотров: 489
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Жанна и Карл:Жанна Д'Арк на кушетке. Часть 2
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что делать мужчине, если секса нет, а очень хочется?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Почему все так? За что мне это?
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Если очень нужны объятия, а рядом никого нет. Что делать?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь