|
Живое знание - об интеграции в профессии психологаАвтор статьи: Голенева Лада Викторовна
Живое знание... Что важно для психолога? Способность пребывания в переживании неопределенности, развитое ощущение чувствовать границы, умение слушать и слышать, прояснять неясное, выдерживать агрессию… Стоп. Хватит перечислять, думаю и этого достаточно, чтобы почувствовать сложности, которые нас ожидают. Тогда вопрос - возможно ли этому научиться, слушая лекции и читая книги? Работа психолога – это не то, чему можно обучиться из книг и наблюдений за чьим-то опытом. Только собственный опыт и эмоциональные переживания, опыт прохождения трудных участков пути помогут нам стать профессионалами, дадут возможность глубоко и полноценно освоить теорию и связать ее с клинической практикой. Теория как таковая не научит понимать и чувствовать пациента, а также себя во взаимоотношениях с ним. Необходимо пошаговое движение с целью постепенного погружения в мир психологии. Ни для кого из нас не является секретом, что в любой системе образования главенствующими являются прямые и директивные методы обучения. Причины вполне ясны, и эти подходы, на самом деле, имеют силу, обоснованность и эффективность. А как иначе? Не оспаривая этот подход, не отрицая, важно дополнить его и другими концепциями обучения психологов. Помимо приобретения теоретических знаний, изучения основных положений и правил работы, существуют более тонкие и сложные процессы в обучении. Эти сложности относятся к переходам, к точкам сопряжений теоретических дисциплин и их практического применения, где важно применение косвенных и не директивных подходов, когда студент выступает в роли не реципиента (получателя) знаний, а активного участника процесса, когда знание буквально рождается у Вас на глазах в ходе групповой работы. Опыт показывает, что именно такое знание является наиболее устойчивым. Для становления психолога необходимо переходное пространство, переводящее в профессию. Пространство, в котором мягко, бережно и нежно проходят процессы, благодаря которым формируется профессиональная идентичность, расширяются рамки понимания, устанавливается органичный баланс между ближней и дальней зонами развития в профессии – чтобы ближняя не была излишне близкой (когда все простенько и понятненько), а дальняя – не слишком далеко (полная невозможность понимания). Вспомним Л.С.Выготского – обучение должно вести за собой развитие, обучение без развития (и наоборот) может никуда и не привести, т.к. именно процессы обучения создают для нас зоны ближайшего развития. В таких профессиях, как психолог, психоаналитик, психотерапевт, групп-аналитик недостаточно идентификаций с любимым преподавателем или аналитиком – этого слишком мало. Нужно, чтобы появились на свет Ваши собственные смыслы пребывания в поле психологии, тогда для Вас все в профессии сложится, и Вы будете востребованы. Ведь сегодня одной из проблем для многих специалистов является невостребованность, и это связано, в первую очередь, с формированием профессиональной идентичности.
Если Вам интересна эта тема, и Вы хотите поучаствовать в таком обучающем проекте, приглашаю Вас на психодинамическую группу "Свобода ассоциаций" - https://www.psyoffice.ru/trainings/svobodaassociacii/
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|