Работа с ранним рефлекторным опытом: нейропсихологическое знание в практике школьного психолога.

Актуальность и востребованность раннего развития в современном мире безусловна, правда вот результаты неоднозначны. Родители с ранних лет уделяют много времени развитию интеллекта: раннему обучению чтению, запоминания образов иностранных слов, счету, забывая о необходимости развития физического.

Наши дети лишены возможности последовательно и в необходимой мере развивать нейронные связи головного мозга в процессе отработки своих базовых врожденных рефлексов, т.е. ранний рефлекторный опыт у них не получается реализовать «как природой задумано» – скорое отлучение от груди, пеленание, обкладывание подушками, усаживание, фиксирование, ходунки, прыгунки, манежи, кресла и переноски, да мало ли современных гаджетов, мешающих детям нормально развиваться с точки зрения овладения своим телом, отработки рефлексов, формировании полноценной нейронной связи (интеграции рефлекса)?

А что происходит в школах? В школу приходит уже 6-7 летний ребенок, историю развития которого уже трудно восстановить при необходимости коррекционных мероприятий. Меняется наша жизнь, меняется общество, меняются требования, предъявляемые к детям разных возрастов.

Растет количество обращений к специалистам психологам, дефектологам, логопедам, нейропсихологам по проблемам обучения и развития детей, причиной тому многочисленные факторы экзогенного и эндогенного характера.

Коррекционные программы становятся эффективней при индивидуально-ориентированном подходе, но не каждый специалист может позволить себе работать индивидуально, особенно в школах с большим количеством детей.

Работа с рефлекторным опытом ребенка является эффективным методом помощи, который носит индивидуализированный характер и обращается к раннему этапу (фундаменту) в развитии ребенка, на котором строится не только моторное, но и интеллектуальное.

Современные подходы и практика работы нейропсихологов и кинезиологов позволяют диагностировать «неотработанность» того или иного рефлекса и с помощью определенных техник и упражнений помочь ребенку в его гармоничном развитии.

Уникальность метода заключается в том, что проработку рефлексов можно реализовывать на любой стадии развития ребенка. В школе это лучше всего реализовывать в тандеме «психолог-логопед-учитель физкультуры». Разработка единого направления с детьми, требующими внимания и коррекции, может показать хорошие ощутимые результаты.

Первичные рефлексы: рефлекс Моро, верхний и нижний хватательные рефлексы, поисковый глотательный и сосательный рефлексы, ассиметричный шейный тонический рефлекс, лабиринтный тонический рефлекс, автоматическая реакция (защитный рефлекс), шейная выпрямляющая реакция, рефлекс автоматической походки, спинальные рефлексы (Галанта и Переса) – проходят определённые этапы развития: возникают, живут, используются и активируются снова и снова, оформляются, смещаются на следующий этап в развитии движений, исчезают, оставляя сформированные паттерны движений, которые в дальнейшем будут автоматизироваться и совершенствоваться.

Что происходит, если рефлекс не был активизирован или не прошел какой-то из этапов развития? У ребенка появляются проблемы и трудности на физиологическом и психо-эмоциональном уровне:

 

Проблемы и трудности ученика

Коррекция проводиться через опыт рефлекторного движения и упражнения

Рефлекс

На физиологическом уровне

На психо- эмоциональном уровне

рефлекс Моро

Трудно держать рот закрытым, гиперсаливация, проблемы с дыханием, слабость позы: ребенок ложится на стол, переминается с ноги на ногу, сгибается во время сидения; проблемы с речью, поверхностное дыхание, снижена концентрация внимания, низкая помехоустойчивость, кривошея

Трудности с опорой на самого себя, доверие к себе и к миру, неверие в свои силы, трудности с принятием ответственности, пугливость, сниженная стрессоустойчивость

Стимуляция органа равновесия за счет движения головы во все стороны с открытыми и закрытыми глазами, гимнастика мозга

верхний и нижний хватательные рефлексы

Синкенизии кистей рук при двигательной активности, напряженная кисть во время письма, трудности с опорой на открытые ладони, гипо- или гипертонус в ногах и руках, бег на цыпочках

Жадность/транжирство, опускание/удерживание в отношениях, зависимость/созависимость

Стимуляции конечностей при помощи предметов и материалов, массажи, гимнастика мозга

поисковый глотательный и сосательный рефлексы

Скрежет зубами, речевые трудности, гиперсаливация, рвотный рефлекс

Грызут ногти, ручки, карандаши, ластики и проч., пищевые трудности, «малоежки»/зависимость от еды, нарушение критичности, трудности с дифференциацией плохого/хорошего, пригодного/вредного

Массаж лица, осознанная еда, гимнастика мозга

ассиметричный шейный тонический рефлекс

Нарушение координации «глаз-рука», трудности с автоматизацией навыков письма и чтения, недостаточное восстановление после сна, нарушение координации «лево-право», трудности в усвоение навыков езды на велосипеде и плавания

Неуверенность в принятии решения, неуверенность в системе норм и ценностей, проблемы с самостоятельностью, сложности с установлением границ, дефицит уважения самого себя и других, неуравновешенность процессов давать/брать, автономия и вовлеченность, сложность с пониманием «чего я хочу»

Стимуляция органа равновесия при повороте головы справа на лево, при одновременном сгибании рук и ног, гимнастика мозга

симметричный шейный тонический рефлекс

Разбалансировка «верх-низ», трудности удержания вертикального положения тела (горбиться, ложиться на стол, качается на стуле), проблемы со спиной, втягивают шею, пропущен этап ползания

Хитрый или робкий, делает все не так (не к месту, не вовремя), трудности с началом чего-то нового, клоуничание

С использованием гимнастики мозга и при стимуляции органа равновесия при подъеме и опускании головы

лабиринтный тонический рефлекс

Проблемы с дыханием (прерывистое, со свистом), затруднения при движении глаз, астигматизм, расходящееся косоглазие, боли в области шеи, бедер

«Я-победитель», много злости, агрессии/все время сдается, отсутствие аутентичности

Гимнастика мозга, гравитационная стимуляция

автоматическая реакция (защитный рефлекс)

Трудности с постановкой руки при письме

Свобода выбора, дефицит уверенности

Пальчиковая гимнастика, эспандеры, гимнастика мозга

шейная выпрямляющая реакция

Сложность поддержания позы в положении сидя

Жесткость, ригидность/чрезмерная мягкость, флексибильность, нет понимания, когда остановиться, а когда идти до конца, низкая мотивация к обучению

Катания, игры в одеяле, гимнастика мозга

рефлекс автоматической походки

Особенность походки (носоки или тяжелая поступь), плоскостопие, завал стопы

Пойти вперед или отступить, готов ли я использовать свои возможности и потенциал

Упражнения с отработкой баланса походки, массаж, гимнастика мозга

спинальные рефлексы (Галанта и Переса)

Нервность, излишняя подвижность, не любят тесную одежду, боятся щекотки, сложности с контролем мочевого пузыря, невнимательность при слушании, ассиметрия осанки, проблемы пересечения срединной линии тела, мнестические трудности, трудности перехода со строчки на строчку при чтении

Трудно подчиняться дисциплине и контролю, не признают авторитетов

Массаж спины, поясницы, гравитационные упражнения, гимнастика мозга

Важно учитывать и постуральные рефлексы (при необходимости их описание можно добавить). Однако важной мыслью работы является то, что к 6-7 годам организм ребенка сформирован определённым образом, обработанность того или иного рефлекса можно установить и скорректировать, построив систему занятий нескольких специалистов (классного руководителя, психолога, логопеда, учителя физической культуры), учет данных особенностей в работе с детьми даст результаты незамедлительно:

  • Устойчивость и концентрация познавательных процессов;
  • Профилактика утомляемости;
  • «Усадка» класса;
  • Коррекция детей, неготовых к обучению

Ранее опубликовано https://psy.1september.ru/



Просмотров: 428
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Реши свои психологические трудности при помощи каракулей
  • Энергия в нас - самопомощь при трудности или болезни
  • Трудности при работе с депрессией
  • Трудности при снижении веса. Срывы
  • Трудности при снижении веса. Стресс.
  • Трудности при снижении веса. Поход в гости, 1
  • Трудности при снижении веса. Поход в гости, 2
  • Трудности при снижении веса. Снижение мотивации
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина вторая – трудности при освоении учебной программы
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Что делать, когда возникают трудности в адаптации у ребенка
  • 9 простых, как песня, способов отпеть свои проблемы и трудности
  • Трудности развития семьи
  • Трудности в обучении. Тактильные упражнения для развития мышления дошкольников.
  • Гимнастика Мозга или активные действия по отношению к себе и своим проблемам
  • Одинокий родитель: трудности и проблемы и пути их решения
  • Трудности первого года в школе: Проблемы с одноклассниками
  • Примерный перечень физических навыков ребенка 3-3,5 лет при нормальном развитии двигательной сферы
  • «Гимнастика мозга» («Гимнастика ума»)
  • Гимнастика как инструмент для раннего развития.
  • Как мы создаём себе трудности, когда теряем время.
  • Трудности работы в детском саду и особенности современных детей.
  • Трудности детства или что дает психотерапия
  • Трудности выбора или как решиться ?
  • Школьные трудности у ребенка?
  • Как стать эффективным? Образовательная кинезиология. Гимнастика мозга для детей и взрослых.
  • Как научить ребенка преодолевать трудности
  • Работа с желаниями клиента: трудности и возможности.
  • Хочу хотеть, но не хочется... (трудности самомотивации, которые можно преодолеть)
  • Гимнастика мозга, эффективные занятия для детей дошкольного и школьного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь