Трудности первого года в школе: Проблемы с одноклассниками

Вторая причина в ТОПе обращений родителей первоклашек – у ребенка не получается дружить с одноклассниками. При этом ситуации могут быть разные: ребенка обижают другие дети, или он кого-то обижает, или не может общаться, сидит в сторонке, или дети дружат с кем-то, но не с ним, или есть постоянные конфликты с кем-то из детей…

Трудности первого года в школе Проблемы с одноклассниками

В общем, школа – это то место, где впервые обнаруживаются все коммуникационные трудности наших детей. В саду все это как-то сглаживалось, группа росла вместе несколько лет, на передний план выходили вопросы скорее поведения, нежели общения со сверстниками, и вот теперь в школе эти проблемы впервые обнажились. 

Когда родители приводят ребенка с этим запросом, они как-то ждут, что я сейчас вот возьму и научу ребенка общаться и дружить с одноклассниками. Я вас разочарую, трудности в общении в большинстве своем – это результат неумения родителей выстраивать здоровый контакт с ребенком. Причины трудностей чаще всего глубоко и их не исправить простым научением. (Здесь хочу оговориться, что не всегда, иногда действительно трудности ситуативные, где детям просто надо помочь сориентироваться). Но когда я начинаю разворачивать проблему в сторону исследования их детско-родительских отношений и рассказывать о том, что здесь важно поменять, родители нетерпеливо отговариваются, мол, да-да, это понятно, а как там с друзьями в школе-то? Увы, основная модель отношений ребенка с другими – это модель отношений ребенка с значимыми взрослыми, и в первую очередь, мамой (если мама была основным заботящимся взрослым).

Например, если мама строгая, директивная, ребенок взаимодействует с ней из позиции подчинения, послушания, не стоит удивляться, что в школе он плохо заводит друзей, совершенно не умеет отстаивать свое и его могут обижать другие дети. Или, скажем, дома ребенку позволено многое, на ограничения он привык реагировать истериками и агрессией, в результате чего взрослые стремятся этого избегать, используют уговоры и отвлекания, поддерживая тем самым главенство ребенка в семье. В школе такой ребенок стремится стать лидером, командовать другими, играть только по его правилам, в результате чего у него также не складываются отношения с классом. И в том, и в другом случае ребенок не строит равные, по-настоящему дружеские отношения. 

Как это можно исправить? В безопасном доверительном контакте давать такому ребенку другой способ взаимодействия. Учить его «играть» на равных, интегрировать новый полезный опыт, где важными и ценными являемся мы оба, ты и я, и мы учитываем это в общении, учимся соблюдать баланс.

При этом надо понимать важные моменты. Прежде всего, это не про обучение. Не про то, что я сейчас скажу ребенку что-то типа «Ты что! Надо играть вместе, дружно, чтобы всем было хорошо и интересно» и ребенок такой «Ок, все понял, исправился». Нет, конечно. Это довольно сложная работа по встраиванию по кусочкам новой модели поведения, отработке нового опыта, проживанию своих не всегда приятных чувств и эмоций по поводу этого, особенно если учитывать, что всю свою пока что небольшую жизнь ребенок имел другой опыт. И учитывая, что для этого необходим безопасный доверительный контакт, иначе ребенок и пробовать этот новый опыт не будет, ведь у него уже есть выработанный за свои 7 лет, проверенный и безопасный. 

А потому на эту роль подойдут либо сами родители, которые готовы пересмотреть свое взаимодействие с ребенком и поработать в направлении его улучшения (и это может быть непросто), либо детский психолог-психотерапевт, которому понадобится время, чтобы установить безопасные доверительные отношения с ребенком. Есть еще варианты – сама жизнь, которая будет расставлять все по местам, но это гарантированно больно. И взрослый психолог, к которому сможет обратиться уже подросший ребенок. Важно помнить – чем раньше, тем лучше. Легче интегрировать новый опыт, когда ты еще не закостенел, а значит, в детском возрасте все это куда проще.

А что вы думаете по этому поводу?

Если вам нужна консультация детского психолога или помощь в решении трудных вопросов, я работаю по скайпу и буду рада вам помочь)



Просмотров: 369
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Опыт отношений: а что это было?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что же это значит, коль ребенок плачет?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Готовим ребенка к школе в 3 года - это реально?!
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь