|
Трудности в близких отношениях. Как может помочь психоанализ?Автор статьи: Шерстюк Ирина Викторовна
Трудности в близких отношениях, неудачи в личной жизни являются одним из самых распространенных запросов на терапию, и одним из самых удивительных. Как терапия может помочь, если мне не повезло с мужем, женой, другом, боссом? Дело совсем не в везении, а в том, что сценарий отношений с другими людьми уже заложен в нашей психике, все роли давно распределены, и мы бессознательно выбираем себе партнеров, подходящих под эти роли, и снова и снова проигрываем один и тот же спектакль. Мы страдаем, нам больно и горько, мы хотим, чтобы все было по-другому, и ничего не можем с этим поделать. Основной сценарий отношений с людьми закладывается в первые годы жизни человека. На то, каким будет этот сценарий, влияют множество составляющих: врожденные предрасположенности младенца, психическое состояние матери в первые годы жизни, ее способность ухаживать за ребенком, ее способность чувствовать и выдерживать чувства ребенка, участие или неучастие других людей в воспитании малыша, травмы, болезни, грудное вскармливание. Все эти составляющие причудливым образом соединяются в сценарий отношений, который человек будет склонен проигрывать в своей взрослой жизни. Формируется представление о себе и о Другом, то есть роли, под которые мы будем подстраивать свою личную жизнь. Согласно исследованиям нейропсихологов, существуют процедурная и декларативная виды памяти. За эти виды памяти отвечают разные области головного мозга. Процедурная память отвечает за запоминание того, как нужно делать что-либо. Например, ходить. Декларативная память отвечает за запоминание того, какова детальная процедура какого-либо действия. То есть, как поставить ногу при ходьбе, как перенести вес, как держать равновесие. Область мозга, отвечающая за декларативную память формируется только к трехлетнему возрасту, в то время как область, отвечающая за процедурную, уже сформирована к моменту рождения. К трехлетнему возрасту мы уже умеем ходить, но мы не помним всю процедуру в деталях, а также не помним, как мы учились этому. Аналогично, к трехлетнему возрасту уже сформирован паттерн взаимодействия с Другим, образы себя и Другого, он зафиксирован нашей процедурной памятью, а декларативная память этой информации не содержит: то есть мы не помним, как взаимодействовала с нами наша мама, какие эмоции это вызывало, и как это повлияло на нас. Поэтому в близких отношениях мы действуем бессознательно, бессознательно провоцируем других людей на определенное отношение к нам, бессознательно выбираем себе партнера, подходящего под наш сценарий. Хорошо, если сценарий зафиксировался благоприятный, если роль Другого — это роль теплого, любящего и заботливого человека, а сам паттерн взаимоотношений запечатлен как взаимодействие взаимообогащающих людей, если привязанность для нас — это что-то безопасное, а любовь внутри нас сильнее ненависти. Человек с такой картиной мира будет бессознательно сторониться людей, отношения с которыми могут быть разрушительными и болезненными. Если же нам не так повезло, и сценарий и внутренние репрезентации себя и Другого не так благополучны, есть смысл обратиться за психотерапевтической помощью. Как же может помочь психоаналитическая терапия вспомнить то, что вспомнить невозможно, и изменить то, что уже много лет «записано» в сложной системе головного мозга? Решаясь на терапию, мы решаемся на новые отношения. Терапевт со временем становится для нас близким человеком, а пространство терапии достаточно безопасным для того, чтобы мы могли позволить себе регрессировать, то есть «вернуться» в довербальный, младенческий период. И мы начинаем разыгрывать наш типичный сценарий с терапевтом, отводя ему определенную роль в этом сценарии, и пытаясь спровоцировать его на то, чтобы он эту роль играл. И все это мы делаем бессознательно, то есть не замечаем как. Терапевт одновременно и играет роль в нашем спектакле, и, прислушиваясь к своим чувствам, пытается разгадать, что же именно происходит между ним и пациентом, и, с помощью интерпретации, сделать бессознательные переживания осознаваемыми. Взаимодействие с терапевтом происходит на двух уровнях. На одном уровне мы взаимодействуем так, как привыкли взаимодействовать, а на другом — имеем возможность говорить и думать о, том, что за сценарий разыгрывается и какими чувствами сопровождается. Мы как будто снова переживаем с терапевтом всю свою жизнь, но уже совсем по-другому, смотря на нее со стороны, думая и анализируя нашу роль в ее создании. Это процесс может быть долгим, трудным и болезненным. Не так легко психике отказаться от старых сценариев, пусть и безрадостных, ради чего-то неясного и неопределенного. Но если пройти этот путь до конца, найти в себе силы открыться и довериться Другому, можно многое переиграть, и жить иначе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|