Наверное, каждый может вспомнить, как в детстве учителя, воспитатели, родители говорили вам: "Не вертись, сиди смирно! Смотри на доску! Не ёрзай по-сторонам! Ты можешь хоть немного спокойно постоять! Куда ты повернулся, смотри на меня!" Сейчас мы понимаем-учителя хотели, чтобы наше внимание было направлено на них, а родители - чтобы мы были дисциплинированными и послушными. Однако, мало кто задумывается о том, что именно двигательная активность и любое движение является основой для развития интеллекта.
На физиологическом уровне это происходит так. Все знания и опыт в нашем организме содержатся в нейронных сетях. Образование нервных клеток и соединение их в нервные сети происходит всякий раз, когда мы получаем сенсорные стимулы из окружающей среды и в ответ начинаем движение. Только через движение мы создаем новые нейронные сети и вообще взаимодействуем с окружающим миром. Представьте себе глаза, которые не реагируют сокращением на свет, или уши, которые не совершают движения мышцами, чтобы услышать звук в ответ на шум - в этом случае сенсорный стимул не способен дойти до центральной нервной системы и вызвать ответную реакцию. Нет движения - нет получения опыта, а значит и нет новых нейронов. Любое движение (например, движение глаз, мышечной системы ушей, движения руками, ногами - любое) стимулируют выработку нейротропинов, биологически активных веществ, которые увеличивают рост нервных клеток и связей между ними. Даже чтобы какая-то мысль закрепилась в памяти, пришедшая нам в голову, когда мы сидели неподвижно или лежали на диване, необходимо совершить движение - проговорить её (движение артикуляционным аппаратом и мышцами ушей) или написать, напечатать.
При повторении нового знания, наши нервные клетки начинают укрепляться - покрываться специальной защитной оболочкой, которая состоит из белка - миелина. Чем больше мы повторяем новое знание (будь то новое движение, или Вы посадили не одно, а несколько деревьев, научились говорить скороговорку, несколько раз проехали на машине по одному маршруту и т.д.) - тем крепче наши нейроны и связи между ними, образовавшиеся в процессе получения этого опыта. Недаром в народе говорят: "Повторение - мать учения". Для того, чтобы убедиться, что ребенок запомнил какую то информацию, необходимо, чтобы он проговорил её, повторил несколько раз - при этом новые нервные клетки и связи между ними миелинизируются, а новые знания таким образом закрепляются.
В связи с вышесказанным поговорим об образовании. Наша система образования построена так, что учитель - это транслятор знаний, а ученик - как воспринимающий сосуд, причем, часто сидящий неподвижно. Неудивительно, что далеко не вся информация воспринята, осознанна и понята учениками. К тому же наполняемость классов в городских школах составляет по 25-30 человек и убедиться в усвоении информации каждым учеником не представляется возможным. Здесь же хочется сказать еще об одной проблеме - это проблема разности детей в ведущем органе восприятия информации. У одних детей - это глаза, у других уши, третьи дети - кинестетики. Или у одних детей ведущим ухом может быть левое, не как у большинства детей и тогда ребенок вынужден поворачиваться в сторону от учителя, чтобы была возможность воспринимать информацию левым ухом. Учителем это может восприниматься как невнимательность и баловство и такому ребенку учитель делает замечания: "Сядь прямо, смотри на меня!", чем добивается обратного эффекта. Это лишь малый пример того, как влияет ведущий сенсорный орган на восприятие и усвоение информации.
В начальных классах еще более менее включены подвижные методы обучения и физминутки, но в средних и старших классах, университетах дети и студенты вынуждены сидеть неподвижно по несколько часов. К сожалению, лекция пока что - это основной вид передачи информации от учителя к ученику. Хорошо, когда на уроках есть возможность не только воспринимать информацию от учителя, но и самим ученикам с чем-то соприкасаться, самим выводить формулы, понятия, что-то обнаружить лабораторно-практическим путем, используя разные каналы восприятия сенсорной информации. Здесь мне вспоминаются слова Конфуция:" Я слышу и я забываю. Я вижу и я запоминаю. Я делаю и понимаю."
КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ДЕТИ В КЛАССЕ ВОСПРИНИМАЛИ И ЗАПОМИНАЛИ ИНФОРМАЦИЮ МАКСИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНО? ОДНА ИЗ ПРИЧИН ПЛОХОГО ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ. КАК ПОМОЧЬ? ЧТО ПОМОЖЕТ РАЗВИТИЮ И ОБУЧЕНИЮ РЕБЕНКА ОТСТАЮЩЕГО ПО УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ? КАКИЕ КООРДИНИРОВАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ УЛУЧШАЮТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ?
Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете на моем семинаре-тренинге ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА.
Семинар провожу как в групповом, так и в индивидуальном формате.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.