Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.

Автор статьи: Вероника Золотова

Групповой процесс обладает огромными возможностями и ресурсами для внутренних изменений. Это жизнь в миниатюре.

Психологические группы для приемных детей и подростков  трудности и пути решения

У наших  тренингов есть  определенные цели и задачи, ожидаемые  результаты при завершении группы. Но в ходе работы тренинговая концепция  была пересмотрена . Группы стали носить больше психотерапевтический оттенок. То есть цель осталась, но задачи на новую встречу пересматриваются  по итогам предыдущей встречи. Упражнения и методы подбираются  под особенности именно каждой  группы, конкретно  этих детей и тех сложностей и  проблем, которые возникали в процессе предыдущей встречи. Мы  гибко реагируем на новые запросы ребят,  интегрируем их с целями нашего тренинга и получаем уникальный результат. Дети активно и благодарно реагируют на эти изменения. Работа в группе с элементами психотерапии  идет успешнее, результаты достигаются быстрее, так как процесс построен на значимых для детей моментах. Это дает глубокое проживание и сохранение нового опыта.

 Оказалось, что при различных целях,  независимо от возраста группы,   проблемные моменты ,  с которыми мы начали сталкиваться в процессе групп, повторялись.  У них была разная интенсивность проживания, время возникновения, но в итоге многие упражнения и методики перетекали из группы в группу  с усложнениями  и дополнениями в старших группах.

Группы ведут одновременно два психолога, имеющих специализации в детской и семейной психологии. Это дает возможность видеть каждого участника, замечать малейшие изменения в динамике, гибко реагировать на изменения в группе и на потребности отдельных участников.

В процессе работы мы сталкиваемся с различными моментами, увеличивающими время достижения результатов

 Проблемы организационного характера:

1 проблема.  Для того, что бы поддерживать изменения и оказывать психологическую поддержку встречи должы проводиться раз в неделю.  В связи с большими пропусками   часть времени групповой работы используется на вспоминание и закрепление предыдущего материала, что увеличивает время до получения желаемого результата.

2 проблема состоит в том, что состав групп неодинаков. Дети ведут активную социальную жизнь,  ходят в кружки , и собрать всех детей в одно время и постоянно сложно. Изменение состава группы,   нерегулярное посещение или появление новых участников, влечет за собой групповой откат на предыдущую стадию.  Но постепенно формируется устойчивый костяк группы, что позволяет двигаться дальше.

3 проблема состоит  том, что без активного участия родителей в данном процессе, задачи и цели будет достигаться дольше  и тяжелее для детей, поскольку сформированные навыки и знания необходимо подкреплять вне среды тренинговой группы.

Мы   проводим разъяснительную работу с родителями с целью формирования у них  ответственности за собственные изменения и изменения, происходящие у детей в ходе работы.

Мамы  заинтересованы в развитии психологической компетентности своих детей, в  укреплении их самооценки и развитии устойчивости к стрессам. Но личной заинтересованности не проявляют, не интересуются делами группы, не задают вопросы психологам о свои детях. В итоге дети престают делиться с родителями своими эмоциями и достижениями.

Было решено в обязательном порядке проводить профилактические развивающие  группы для родителей в то время, пока их дети занимаются. Родители общаются с  психологом для расширения кругозора в вопросах, связанных с воспитанием в семье приемного ребенка .  Это оказалось актуально для родителей, сформировался круг заинтересованных и активных  мам.  Группа вышла из клише просветительской работы, возникли  заинтересованность и чувства. На фоне этого появился  и интерес  к успехам своих детей на группе.

 В процессе проведения групп выделились характерные для каждой группы особенности.

Младшие дети 5-9 лет.

Дети идут на контакт.  Уважительно относятся  к взрослым. Активно участвуют в упражнениях.  Выполняя задания, ребята обращаются за помощью к взрослым и другим участникам. Создание благоприятного психологического климата в группе произошло быстро.

Проблемы детей, с которыми мы столкнулись в процессе тренинга. Им

1.тяжело говорить о своих переживаниях и рассказывать о себе вслух, привлекая внимание к себе и своим трудностям. Не хватает знаний и опыта.

  • Произвольное внимание неустойчиво. Легко отвлекаются на посторонние раздражители (это свойственно возрасту и учитывается в процессе подготовки)
  • Трудно быть не в фокусе взрослого.
  •  

    Характерные особенности  младших подростков 9-12 лет:

    1. Эмоциональный мир. Трудности при определении собственных чувств, путают названия эмоций и их проявления.
    2. Нуждаются во внимании и одобрении  (взрослых и сверстников) и легализуют его через негативное самопредъяление  путем нарушения правил.
    3. Несфомировано представление о себе, собственных качествах и умений.
    4. Трудности при определении границ . Свои и чужие границы стерты и нарушаются. Нет четкого понимания границ дозволенного; не понимают «мое» и «чужое», не сформировано уважительное отношения к личности/пространству/вещам другого человека. По реакциям детей было видно, что они имеют мало представлений о нормах дозволенного поведения в группе и иерархии.
    5. Отсутствие значимых взрослых, которые являются опорой для ребенка. Ориентируются  на сверстников.
    6. Нарушения в области построения близких отношений. Быстро устанавливают поверхностные связи, друзья легко находятся и так же просто забываются.

     

    Старшие подростки 12-15лет  активно включаются в работу , демонстрируют положительный настрой на занятие и интерес к психологам и упражнениям. Положительно реагируют на предложенные  темы, сами предлагают для обсуждения волнующие их вопросы. Помогают друг другу, стараются оказывать поддержку.

    Характерные для детей 12-15 лет трудности.  Они не умеют:

    1. защищать себя, свои границы, отстаивать свою позицию, дети выбирают или агрессивный вариант или полное подчинение более сильному. Не знают варианты самозащиты . Не умеют говорить «стоп» другим людям.
    2. Быть видимым и значимым для окружающих, коммуникативные навыки не сформированы.
    3. Использовать свои сильные стороны. Для этого их надо знать и понимать.
    4. Выделять частное из общей массы и ориентироваться на него
    5. Эмоции обеднены.

    Выводы: В результате тренингов мы выделили основные направления работы :

    Эмоции.  Познакомить ребят с  видами и функциями эмоций,  особенностями их проявления и переживания; мы учим понимать эмоциональные состояния других людей и уметь выражать свои. Знакомим их с навыками рефлексии и обратной связи.

    В результате , научившись  доверять собственным эмоциям, подростки  могут  правильно оценивать ситуацию, и понимать, куда она может привести.  Эмоции помогают ребятам  находить общий язык, сострадать, помогать и любить. Умение выражать и распознавать эмоции является необходимым условием для социальной адаптации.

    Психологические границы . Личностные границы- понимать  где «Я».  Что я считаю своей собственностью и соответственно, буду защищать.   За что я несу ответственность и буду пытаться контролировать- питание, здоровье , плохие привычки.

    Границы другого человека - где «не-Я» – другие люди, чужие мнения, чужие чувства, ответственность другого.

    Границы  поведение в коллективе.  Усвоение социальных норм и правил. Обучение эффективным способам общения.  

    Мы хотим сформировать у ребят  навыки построения более глубоких личных отношений с взрослыми и сверстниками, научиться устанавливать крепкие дружеские связи, основанные на личной глубокой привязанности и  самостоятельно регулировать  дистанцию в отношениях.

    Для чего мы это делаем. Границы личности – ощущение того, что я имею право на свои мои мысли, чувства, действия, что они нормальны, и я могу их выражать и реализовывать. Благодаря личностным границам, человек защищает себя от чужих мнений и желаний, от манипулирования со стороны других, от всякого рода насилия и подчинения (умение говорить СТОП). Границы позволяют соблюдать безопасность.

    Понимание своих потребностей  биологических (поддержание и сохранение жизни), социальных (разные формы взаимодействия c другими людьми), материальных (предметы, вещи), духовных (получение знаний, реализация талантов в творчестве, религиозные состояния). Мы учим ставить цель и добиваться ее. Так как потребности всегда сопровождаются эмоциями,  мы развиваем умение опираться на себя и свои чувства. Формируем личные ценности и приоритеты,  представления о себе и своих возможностях. Учим самопредъявлению . Развиваем навыки саморефлексии.  

    Для чего это надо. Потребности являются одной из причин активности человека, исходным мотивом к действию.  Heyдoвлeтвopeннaя пoтpeбнocть вызывaeт внyтpeннee нaпpяжeниe и диcкoмфopт, пpoвoциpyeт aктивнocть opгaнизмa в нaпpaвлeнии пoиcкa cпocoбoв yдoвлeтвopeния пoтpeбнocти. Удовлетворение потребностей человека помогают ему освоить окружающий мир, стать более изобретательным, двигаться вперед.

    На данный момент видны результаты- дети и подростки заинтересованы в посещениях группы, в группе ведут себя активно.  Ребята просят увеличить частоту встреч. Показатели ситуативной тревожности снизились, снизилась тревога в ситуации межличностного общения. Они участвуют в упражнениях настолько, насколько могут, но не отказываются. Повышается эмоциональная открытость. Появляются начальные доверительные отношения, подростки и дети  начинают приоткрываться. Произошло усвоение  норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Выявились характерные особенности каждого ребенка. Определились лидеры. У старших подростков появилась исследовательская позиция, изменяется стратегии поведения вне тренинга (защита себя, своих интересов).

    В процессе работы с психологом у ребенка   появляется опыт построения доверительных отношений. Ребенок на собственном опыте встречается с понятием и сохранением  личной тайны, расширяет постепенно эти первые знания и умения  на свой собственный мир,  и потихоньку наделяет психолога  ролью значимого взрослого. Это дает подростку необходимую возможность разговаривать на волнующие  темы и прояснять  тревожащие вопросы не на улице  или у сверстников, а у человека , обладающего необходимыми психологическими знаниями. В свою очередь психолог обучает подростка необходимыми умениями, навыками, знаниями. В результате мы получаем здоровую личность, не зависящую от статуса "приемный", принимающего себя и свою близких и умеющего жить полноценной жизнью.

    психолог Золотова Вероника

    Психологический центр "Пазл"

    г. Москва г.Зеленоград

    2016г.



    Просмотров: 691
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Закрытые группы в месссенджерах, как заменитель психотерапии для взрослых детей
  • Ведущий группы поддержки родителей детей-аутистов
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Для чего близким людям зависимого человека необходимо посещать группы взаимопомощи по со-зависимости
  • Дети группы риска
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Мои дети выросли ... (набор психотерапевтической группы)
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • Для чего нужны группы общения для подростков?
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Типичные нарушения в поведении подростков "группы риска".
  • Описание работы группы по системным расстановкам
  • Про установление правил работы в группе. Результаты размышлений и собственного опыта
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Трудности работы в детском саду и особенности современных детей.
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Особенности проведения гештальт-терапевтической группы.
  • Как проходят наши группы с родственниками зависимых от ПАВ ребят
  • Групповая психотерапия переживания потери близких (описание опыта ведения группы)
  • Знакомство (по результатам встречи психологической группы)
  • Как родители реализуют свои амбиции за счет своих детей?
  • Как найти работу своей мечты (техника "4 группы желаний")
  • Психологические группы: виды, показания, преимущества перед личной терапией
  • Как объять необъятное, расставить приоритеты, отстоять границы и найти себя в процессе сепарации
  • 7 навыков родителей, чьи дети умеют решать свои проблемы
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь