|
Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.Автор статьи: Вероника Золотова
Групповой процесс обладает огромными возможностями и ресурсами для внутренних изменений. Это жизнь в миниатюре. У наших тренингов есть определенные цели и задачи, ожидаемые результаты при завершении группы. Но в ходе работы тренинговая концепция была пересмотрена . Группы стали носить больше психотерапевтический оттенок. То есть цель осталась, но задачи на новую встречу пересматриваются по итогам предыдущей встречи. Упражнения и методы подбираются под особенности именно каждой группы, конкретно этих детей и тех сложностей и проблем, которые возникали в процессе предыдущей встречи. Мы гибко реагируем на новые запросы ребят, интегрируем их с целями нашего тренинга и получаем уникальный результат. Дети активно и благодарно реагируют на эти изменения. Работа в группе с элементами психотерапии идет успешнее, результаты достигаются быстрее, так как процесс построен на значимых для детей моментах. Это дает глубокое проживание и сохранение нового опыта. Оказалось, что при различных целях, независимо от возраста группы, проблемные моменты , с которыми мы начали сталкиваться в процессе групп, повторялись. У них была разная интенсивность проживания, время возникновения, но в итоге многие упражнения и методики перетекали из группы в группу с усложнениями и дополнениями в старших группах. Группы ведут одновременно два психолога, имеющих специализации в детской и семейной психологии. Это дает возможность видеть каждого участника, замечать малейшие изменения в динамике, гибко реагировать на изменения в группе и на потребности отдельных участников. В процессе работы мы сталкиваемся с различными моментами, увеличивающими время достижения результатов. Проблемы организационного характера: 1 проблема. Для того, что бы поддерживать изменения и оказывать психологическую поддержку встречи должы проводиться раз в неделю. В связи с большими пропусками часть времени групповой работы используется на вспоминание и закрепление предыдущего материала, что увеличивает время до получения желаемого результата. 2 проблема состоит в том, что состав групп неодинаков. Дети ведут активную социальную жизнь, ходят в кружки , и собрать всех детей в одно время и постоянно сложно. Изменение состава группы, нерегулярное посещение или появление новых участников, влечет за собой групповой откат на предыдущую стадию. Но постепенно формируется устойчивый костяк группы, что позволяет двигаться дальше. 3 проблема состоит том, что без активного участия родителей в данном процессе, задачи и цели будет достигаться дольше и тяжелее для детей, поскольку сформированные навыки и знания необходимо подкреплять вне среды тренинговой группы. Мы проводим разъяснительную работу с родителями с целью формирования у них ответственности за собственные изменения и изменения, происходящие у детей в ходе работы. Мамы заинтересованы в развитии психологической компетентности своих детей, в укреплении их самооценки и развитии устойчивости к стрессам. Но личной заинтересованности не проявляют, не интересуются делами группы, не задают вопросы психологам о свои детях. В итоге дети престают делиться с родителями своими эмоциями и достижениями. Было решено в обязательном порядке проводить профилактические развивающие группы для родителей в то время, пока их дети занимаются. Родители общаются с психологом для расширения кругозора в вопросах, связанных с воспитанием в семье приемного ребенка . Это оказалось актуально для родителей, сформировался круг заинтересованных и активных мам. Группа вышла из клише просветительской работы, возникли заинтересованность и чувства. На фоне этого появился и интерес к успехам своих детей на группе. В процессе проведения групп выделились характерные для каждой группы особенности. Младшие дети 5-9 лет. Дети идут на контакт. Уважительно относятся к взрослым. Активно участвуют в упражнениях. Выполняя задания, ребята обращаются за помощью к взрослым и другим участникам. Создание благоприятного психологического климата в группе произошло быстро. Проблемы детей, с которыми мы столкнулись в процессе тренинга. Им 1.тяжело говорить о своих переживаниях и рассказывать о себе вслух, привлекая внимание к себе и своим трудностям. Не хватает знаний и опыта.
Характерные особенности младших подростков 9-12 лет:
Старшие подростки 12-15лет активно включаются в работу , демонстрируют положительный настрой на занятие и интерес к психологам и упражнениям. Положительно реагируют на предложенные темы, сами предлагают для обсуждения волнующие их вопросы. Помогают друг другу, стараются оказывать поддержку. Характерные для детей 12-15 лет трудности. Они не умеют:
Выводы: В результате тренингов мы выделили основные направления работы : Эмоции. Познакомить ребят с видами и функциями эмоций, особенностями их проявления и переживания; мы учим понимать эмоциональные состояния других людей и уметь выражать свои. Знакомим их с навыками рефлексии и обратной связи. В результате , научившись доверять собственным эмоциям, подростки могут правильно оценивать ситуацию, и понимать, куда она может привести. Эмоции помогают ребятам находить общий язык, сострадать, помогать и любить. Умение выражать и распознавать эмоции является необходимым условием для социальной адаптации. Психологические границы . Личностные границы- понимать где «Я». Что я считаю своей собственностью и соответственно, буду защищать. За что я несу ответственность и буду пытаться контролировать- питание, здоровье , плохие привычки. Границы другого человека - где «не-Я» – другие люди, чужие мнения, чужие чувства, ответственность другого. Границы поведение в коллективе. Усвоение социальных норм и правил. Обучение эффективным способам общения. Мы хотим сформировать у ребят навыки построения более глубоких личных отношений с взрослыми и сверстниками, научиться устанавливать крепкие дружеские связи, основанные на личной глубокой привязанности и самостоятельно регулировать дистанцию в отношениях. Для чего мы это делаем. Границы личности – ощущение того, что я имею право на свои мои мысли, чувства, действия, что они нормальны, и я могу их выражать и реализовывать. Благодаря личностным границам, человек защищает себя от чужих мнений и желаний, от манипулирования со стороны других, от всякого рода насилия и подчинения (умение говорить СТОП). Границы позволяют соблюдать безопасность. Понимание своих потребностей биологических (поддержание и сохранение жизни), социальных (разные формы взаимодействия c другими людьми), материальных (предметы, вещи), духовных (получение знаний, реализация талантов в творчестве, религиозные состояния). Мы учим ставить цель и добиваться ее. Так как потребности всегда сопровождаются эмоциями, мы развиваем умение опираться на себя и свои чувства. Формируем личные ценности и приоритеты, представления о себе и своих возможностях. Учим самопредъявлению . Развиваем навыки саморефлексии. Для чего это надо. Потребности являются одной из причин активности человека, исходным мотивом к действию. Heyдoвлeтвopeннaя пoтpeбнocть вызывaeт внyтpeннee нaпpяжeниe и диcкoмфopт, пpoвoциpyeт aктивнocть opгaнизмa в нaпpaвлeнии пoиcкa cпocoбoв yдoвлeтвopeния пoтpeбнocти. Удовлетворение потребностей человека помогают ему освоить окружающий мир, стать более изобретательным, двигаться вперед. На данный момент видны результаты- дети и подростки заинтересованы в посещениях группы, в группе ведут себя активно. Ребята просят увеличить частоту встреч. Показатели ситуативной тревожности снизились, снизилась тревога в ситуации межличностного общения. Они участвуют в упражнениях настолько, насколько могут, но не отказываются. Повышается эмоциональная открытость. Появляются начальные доверительные отношения, подростки и дети начинают приоткрываться. Произошло усвоение норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Выявились характерные особенности каждого ребенка. Определились лидеры. У старших подростков появилась исследовательская позиция, изменяется стратегии поведения вне тренинга (защита себя, своих интересов). В процессе работы с психологом у ребенка появляется опыт построения доверительных отношений. Ребенок на собственном опыте встречается с понятием и сохранением личной тайны, расширяет постепенно эти первые знания и умения на свой собственный мир, и потихоньку наделяет психолога ролью значимого взрослого. Это дает подростку необходимую возможность разговаривать на волнующие темы и прояснять тревожащие вопросы не на улице или у сверстников, а у человека , обладающего необходимыми психологическими знаниями. В свою очередь психолог обучает подростка необходимыми умениями, навыками, знаниями. В результате мы получаем здоровую личность, не зависящую от статуса "приемный", принимающего себя и свою близких и умеющего жить полноценной жизнью. психолог Золотова Вероника Психологический центр "Пазл" г. Москва г.Зеленоград 2016г. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|