Гимнастика Мозга или активные действия по отношению к себе и своим проблемам

Гимнастика Мозга или активные действия по отношению к себе и своим проблемам

Сороконожка задумалась с какой ноги сделать шаг…

да так и осталась стоять на месте…

 

Никто не сможет помочь человеку в сложной ситуации, пока он сам не решит сделать первый шаг по пути решения…

Разум – непостижимый генератор действительности, культуры, истории и всех человеческих возможностей – продолжает заинтриговывать и разочаровывать нас, ищущих понимания самих себя (К.Х). Учение, мысль, творчество, мудрость – представляют собой не только процессы мозга, но и всего тела целиком. Телесные ощущения обогащают мозг информацией, которая идет от окружающей среды, формируя понимание мира, создают основу для развития новых интеллектуальных возможностей.

Важнейшим действием всех живых организмов является выживание. Способность чувствовать и избегать опасность - тоже важно для выживания. В ходе эволюции в системе «интеллект-тело» человека развилось множество инстинктивных влечений и «автоматических» процессов, которые гарантируют удовлетворение базовых потребностей. Инстинкт самосохранения проявляется каждый раз, когда существует угроза.

Стресс – это реакция на предполагаемую угрозу (К.Х) Стрессовая реакция физически и ментально подготавливает человека к действиям по самозащите.

Во время физического или эмоционального стресса у человека активизируются рефлексы «выживания» - заземления, балансирования, охраны сухожилий («Тендон Гуард рефлекс») и др. Стрессы могут воздействовать на нас на внутриутробном и младенческом этапах развития, и отразиться на становлении и созревании, а также времени и качестве интеграции  рефлексов с двигательной сферой.

Активизация охранных рефлексов сужает поле нашего сознания, деятельности и развития. Сегодня мы встречаем множество детей и взрослых, испытывающих стресс и действующих в своем поведении, познании и общении импульсивно, на уровне рефлекторных реакций «выживания».

Стресс ведет к преимущественной активизации задних «охранных» отделов мозга, что снижает возможность сосредоточиться и распределить внимание, продуктивно запомнить и блокирует выборы и принятие перспективных решений. Длительное пребывание детей и взрослых в стрессовых условиях способствует формированию негативных форм поведения, таких, например, как: «агрессивность», «тревожность», «гиперактивность», «лень» (дефект мотивации достижения) и др. Более 90% всех болезней связаны со стрессом. (Данные Американской Медицинской Ассоциации).

В начале века остеопат Франк Чапман обнаружил и описал нейро - лимфатические рефлексивные точки. Работа получила дальнейшее развитие и зафиксированные рефлексы стали рассматриваться как проблемы эндокринной системы. В 30-ые годы хиропрактик Теренс Беннет обнаружил точки на голове, воздействуя на которые можно влиять на приток крови к некоторым органам.

Эти и некоторые другие наблюдения послужили основой для развития прикладной кинесиологии.

Основателями Образовательной Кинесиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В начале 1990-х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга».

«Гимнастика Мозга» посвящена естественному развитию личности человека и, в частности, изложению методики «оживления» и активизации природных механизмов работы мозга через естественные физические движения тела.

Одним из лучших решений по снижению стрессового состояния в процессе нашей жизни является соблюдение законов естественного развития. Пол и Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их выдающееся открытие в области движения и механизмов интеграции мысли и движения состоит в выявлении двух принципиальных типов движений.

Первый тип - это движения, пересекающие некую среднюю линию тела (образованную его левой и правой сторонами). Так это, происходит при работе: глаз при чтении, письме, рисовании; органов слуха; рук в процессе выполнения какого-либо действия и прочее. Эти движения лучше, чем другие, интегрируют мысль и движение (П. Деннисон). Они активизируют действие естественных механизмов, и в силу этого в десятки раз ускоряют передачу информации, открывают путь для непосредственности, непроизвольности (непроизвольность здесь понимается как непреднамеренность) психофизических функций, обеспечивая оптимальную работу нервной системы, а также легкость и спонтанность учения. Важно заметить, что этот механизм задан в нас от природы.

Второй тип - это односторонние движения тела, задействующие механизм «разъединения мысли и движения» (П. Деннисон). Данный механизм составляет основу произвольных процессов, знаково-символического опосредования деятельности. Он требует напряженной работы ума, усилий и значительной энергии мозга и тела. Он как бы «замораживает» движения и ведет к «статическому» поведению, необходимому для сосредоточения сознания в ситуации нового учения, а также стресса. Этот тип движений включает в себя движения и навыки «первого этапа» учения - этапа знакомства и сознательной отработки операций и действий.

Оба типа движений необходимы, ибо обеспечивают два вида механизма, составляющих основу познавательной и иной деятельности нашего мозга. Механизм «разъединения мысли и движения» (как основа второго типа движений) необходим на самом начальном этапе формирования любого учебного навыка. На этапе апробирования и автоматизации навыка он уступает место механизму «интеграции мысли и движения». К сожалению, как отмечено выше, в практике обучения, ориентированного на обездвиженность и линейную абстрактную логику, дети и взрослые «забывают» о природных возможностях формирования навыков и в своем учении «обращаются» преимущественно к механизму «разъединения мысли и движения».

Как лучше учиться: используя возможности мозга, блокированного стрессами, или же мозга интегрированного, который работает на ресурсах естественных механизмов? Исследования привели авторов к созданию целостной Программы по использованию различных движений тела. В своей программе «Гимнастика Мозга» они представляют различные упражнения, направленные на оживление механизма «интеграции мысли и движения».

Образовательная кинесиология является наиболее экологичной психотерапевтической техникой по отношению к внутреннему миру человека на сегодняшний день. Она работает на уровне ясного сознания человека, и любые способы интервенции в него типа внушения, гипноза и т.п., строжайше запрещены. В кинесиологии даже убраны слова «психотерапевт» и «пациент». Здесь говорят: «тренер» и «клиент».

Упражнениия просты в исполнении и не требуют специальной физической подготовки. При регулярном выполнении этих упражнений снимется усталость, повышается концентрация внимания, возрастает физическая и умственная активность. Упражнения хорошо работают для помощи детям, имеющим психологические проблемы или трудности в обучении. Водители, например, с помощью упражнений могут устранить у себя боязнь дороги или скорости, уменьшить утомляемость органов зрения и психическую нагрузку во время езды, улучшить координацию движений и даже повысить потенцию (а эта проблема есть у многих водителей). Известно, что упражнения прекрасно помогают не только включиться в работу, но и восстановиться после болезни, после травмы. Хотя, пожалуй, лучше поддерживать себя в хорошей физической и эмоциональной форме, чтобы не доводить до травм.

«Гимнастика Мозга» (авт П. и Г. Деннисон) предлагает специальные процедуры переформирования неконструктивных, ригидных, стереотипных связей между «мыслью и телом». В действительности, все билатеральные (сторонние) навыки — производные функции полушарий мозга — зависят от более широкой трехмерной системы мозга, включающей средний мозг и ствол мозга.

Когда эти три измерения работают вместе, это означает, что вся целостная система "интеллект-тело" сбалансирована для коммуникации, организации и понимания. Если одно из трех измерений находится в конфликте с другим, процесс учения оказывается "односторонним" или незавершенным.

Каждое из упражнений Гимнастики Мозга, направлено непосредственно на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему новое учение оказывается более естественным, быстрым, спонтанным и одновременно лучше запоминаемым.

Упражнения Гимнастики Мозга направлены также на развитие различных систем координации движений и психофизических функций.

Примеры нескольких упражнений базового комплекса.

Упражнение «Кнопки мозга» подготовит ваши глаза к напряженной работе. Для учащихся как часть ритмирования перед началом работы. Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат.

Физиология: Сонные артерии одни из первых артерий, отходящие от сердца. Их задача – нести свежую, обогащенную кислородом кровь в мозг. Кнопки Мозга находятся как раз над местом, где разветвляются две сонные артерии. При массировании этих точек активизируются рецепторы давления (барорецепторы). Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на тяжести тела. Здесь расположены мышцы, играющие важную роль в поддержании равновесия тела.

 Левую руку положите на пупок, правой нащупайте две точки под ключицами слева и справа от грудины. Точки могут быть слегка болезненными. Промассируйте их большим и средним пальцами 30-40 секунд. Этим вы поможете включению внимания и легче справитесь с напряженной ситуацией. Потом поменяйте руки.

 

Упражнение «Крюки» Деннисона или Кука.

Поза способствует сознательной и  сбалансированной активизации двигательных и сенсорных центров каждого полушария. Приводит к эффективному реагированию на происходящее.

Стоя, скрестите ноги и руки. Опустите руки вниз, перекиньте одну руку над другой, чтобы ладошки были повернуты друг к другу. Соедините пальцы рук в «замок» и выверните их, поднимая к груди изнутри (на фото девушка в голубой кофточке делает это упражнение сидя).  Язык прижмите к небу. Постойте так немного. Сидя можно класть ногу на ногу и перекрещенными руками держать икроножную мышцу у щиколотки и под коленкой.

 

Упражнение «Перекрестные шаги»(рис.1) Его можно выполнять утром, вечером, в перерыве между занятиями, в перерыве между монотонной работой. Это может быть обычный шаг, но в такт движению левой ноги нужно коснуться ее правой рукой и, наоборот, при движении правой ноги нужно коснуться ее левой рукой. Так просто! Вы можете сидеть, лежать, стоять, бежать или танцевать, при этом касаясь колена левой ноги локтем или ладонью правой руки, и, соответственно, в другую сторону. Это можно делать под музыку и без нее. И столько раз, сколько захотите. В ходе несложных и веселых движений вы пересекаете срединную линию тела.  Упражнение улучшает внимание и координацию движений, синхронизирует работу обоих полушарий мозга. Что это дает на практике? Умение логически просчитать ситуацию и одновременно управлять своими эмоциями. Одно условие – упражнение необходимо выполнять плавно, без резких движений.



Рис.1

 

Упражнение  «Ленивые восьмерки» (рис.2 )Делать его нужно медленно, плавно, осознанно описывая движение по большой траектории. Вытяните правую руку вперед и большим пальцем опишите в поле зрения горизонтально расположенную восьмерку (как знак «бесконечность»). Начните с центра лежащей восьмерки и двигайтесь влево-вверх. Опишите левую часть, перейдите к правой. Закончите на подъеме, снизу подойдя к точке, откуда начинали. Проделайте не менее 8 раз каждой рукой. Глазами непрерывно следите за пальцем. Затем то же проделайте большим пальцем левой руки, начиная вправо-вверх. То есть правая рука идет влево-вверх, левая вправо-вверх. После этого сцепите руки в замок: большие пальцы направлены вверх и образуют перекрестие. Сосредоточившись на центре перекрестия, проделайте движение теперь уже двумя руками. Не пугайтесь, если возникнет легкая боль в мышцах глаз. Она пройдет очень быстро. Обычно болят переутомленные глаза — во время работы они устают и мышцы переживают стресс. В ходе упражнения мышцы переобучаются, параллельно с напряженным взглядом вперед включается боковое, периферическое зрение. Кстати, это хорошее коррекционное упражнение после работы на компьютере, за рулем автомобиля. Оно снимает не только усталость глаз, но и напряжение в мышцах шеи, боль в спине.


Рис.2

Для расслабления шеи и плеч полезно проделать «Вращение шеей».Расслабим плечи и опустим голову прямо вниз. На выдохе медленно поворачиваем голову вправо, затем влево. В каком-то положении можем почувствовать, как шея побаливает. Это и есть мышечный зажим. В этот момент нужно сделать несколько небольших круговых движений подбородком по часовой стрелке до исчезновения боли. Движения небольшие и неторопливые.



рис.3

Аналогичное упражнение с разминанием шейной мышцы – «Сова»(рис.3)

Рука лежит на плече, обнимая противоположное плечо. Правая на левом, затем левая на правом. Кладем левую руку на правое плечо, поворачиваем голову вправо, выдыхаем и произносим  резко –у- имитируя глухой крик совы. Упражнение активизирует работу слуха.

 

Упражнение — «Позитивные точки» — поможет вам снять эмоциональное напряжение.  Пальцами обеих  рук легко коснитесь точек на лбу над глазными яблоками между линией роста волос и бровей. Посидите в этой позе секунд 40.

Подумайте о хорошем. Напряжение начнет спадать.

 

Упражнение «Думающий колпак». Активизирует весь механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти. Оттягивая ушные раковины, слегка выворачивая их  продвигайтесь сверху вниз несколько раз. Простое действие физического стимулирования тактильных рецепторов наружного уха пробуждает весь механизм слухового восприятия. Специалисты по акупунктуре насчитывают более 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела.

 Упражнение «Энергетизатор» (рис.4).  Это упражнение расслабляет мышцы корпуса тела. В результате повышается уровень кислорода в крови, расслабляются мышцы шеи и плеч, усиливается приток спинномозговой жидкости в центральной нервной системе. Упражнение помогает пробудить весь организм, особенно после утомительной работы за компьютером или долгого сидения.

Чтобы выполнить это упражнение, положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди. Ощутите растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди.

Если выполнять это упражнение 5-10 минут, то оно стимулирует и повышает концентрацию внимания. Упражнение увеличивает циркуляцию кислорода, облегчая тем самым функционирование нервной системы.


Рис.4

 Очень важно выполнять упражнения с желанием. Позитивный настрой на Гимнастику Мозга  дает 100% эффект терапии.

 И последнее. Гимнастика – это одна из сторон помощи себе. Необходимо понимание того, что в нашей жизни все взаимосвязано и решение проблемы будет эффективным, если человек будет понимать себя, свои поступки, свои привычки, свои приоритеты в отношениях, в одежде, в украшении себя и своего жилища, свои вкусы и желания.

Почему в одежде, в интерьере мы предпочитаем тот цвет, а не другой?

Почему любим есть одни блюда и не едим другие?

Почему одна женщина разукрашивает себя аксессуарами как новогоднюю елку, другая – вообще не носит украшений и обе считают это нормальным?

Мы управляем нашими вещами или вещи нами?

Это сформировано нашими воспитателями или эти привычки, приоритеты есть реакция на казалось бы «незаметно» прошедший стресс?

Женщина говорит – я стала поправляться (или худеть) после того как… Значит то, что тогда произошло имело большое значение, привело к стрессу и тело прореагировало инстинктом выживания.

На эти и другие вопросы отвечает практическая  психология.

С уважением автор и составитель Кириллова Галина Анатольевна.

Практический психолог, кинезиолог,  преподаватель психологических дисциплин, методист.

Март 2017 года.

 

Использованная литература:

Карла Ханнафорд «Мудрое движение», «Восхождение» 1998 год

Материалы тренингов:  «Гимнастика Мозга» 1-2 сессия,

                                          «Семимерность системы тело-интеллект».

 



Просмотров: 952
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дыхательное упражнение для активизации мозга
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Развивитие мозга с помощью позитивных отношений (Упражнение №1).
  • Как стать эффективным? Образовательная кинезиология. Гимнастика мозга для детей и взрослых.
  • Гимнастика для мозга. О движении.
  • Несколько слов о психопрактике. «Гимнастика мозга».
  • Гимнастика для мозга
  • Гимнастика для Мозга. О нейропластичности.
  • Гимнастика мозга, эффективные занятия для детей дошкольного и школьного возраста
  • Скорая психологическая помощь: ГИМНАСТИКА МОЗГА
  • Спектакль или ролевая игра в методике «Гимнастика мозга»
  • «Гимнастика мозга» как способ адаптации дошкольника к школе
  • Про важность совместной деятельности полушарий мозга.
  • Суицидальные мысли и воспаление мозга
  • «Гимнастика мозга» («Гимнастика ума»)
  • Комплекс упражнений для мозга.
  • О связи психоанализа и работы мозга
  • Бесплодие - результат работы мозга.
  • Особенности работы мозга с ярлыками-терминами
  • 3 мозга человека, или Что мешает спокойно жить.
  • Миф о двух половинках. Половинка есть у мозга, таблетки...
  • Как напитки влияют на работу мозга. Эксперимент. (Ч.2)
  • Эмоции и разум: как гармонизировать на уровне мозга?
  • Об асимметрии головного мозга и сознания
  • Единство мозга, сознания и разума.
  • В каждом из нас есть что-то от ящерицы, или сила архаичного мозга
  • Зачем нам помнить плохое? Биохимия мозга. Кортизол. Особенности стресс-реакции.
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Развитие мозга ребенка
  • 5 привычек, которые восстанавливают клетки мозга



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь