|
Персонализация обучения: мнение и опытАвтор статьи: Нина Брянцева
На днях интернет взорвала новость от Марка Цукерберга, создателя Facebook, в связи с его письмом своей новорожденной дочери и продаже 99% акций Facebook для создания предположительно благотворительного фонда. Цукерберг упомянул персонализацию обучения среди предстоящих задач человечества. Его слова стоит принимать во внимание: у него Цукерберга не просто чуьё на тренды, а ещё и аналитика налажена на высшем уровне. Идею о персонализации обучения выдвинули не вчера и не сегодня, просто сейчас её начали активно озвучивать. В то же время, психологи этим вопросом занимаются давно. К сожалению, наше официальное образование обычно к психологам прислушивается лишь на словах. Возможно, школы и вузы не имеет пока реальных возможностей для внедрения такого подхода: они к этому не готовы ни с какой точки зрения. То, что информация является такой же пищей для мозга, как воздух, вода и продукты питания, мы давно уже знаем. Просто не все из нас всерьёз задумались о том, как следует распределять и дозировать информацию, чтобы она нас по-настоящему развивала. Наш Центр языковой психологии начал заниматься персонализацией обучения порядка 20 лет назад, и мы постоянно продолжаем движение в этом направлении. Уже давно есть люди, которые хотят обучаться по программе, сделанной "для Вас", а не для "таких, как Вы". Обучение может персонализироваться по самым разнообразным критериям. В этой статье я расскажу о том варианте решения этого вопроса, который используется в Центре. Сатья рассчитана на читателей с разной степенью психологической подготовки, поэтому, уважаемые коллеги, не обессудьте: я буду использовать минимум профессиональной лексики. Итак, вспомните: в каких случаях вам удавалось достичь желаемого, а когда — нет? Когда вам везло или не везло с учителями, с обстоятельствами, или с самими собой? Думаю, что жизненный опыт многих из нас может свидетельствовать: идеальный вариант – учиться у такого же, как вы сами. Выражаясь психологическим языком, учиться у человека, чьи информативные особенности тождественны вашим. Вы не просто понимаете такого учителя, вы чувствуете его, как самого себя, а он - вас! К сожалению, такие удачи случаются на жизненном пути не так уж часто. Причины, по которым тождественный человек способен донести до вас информацию наиболее доступным способом, крайне просты. Вы с ним на самом деле одинаково думаете, воспринимаете, запоминаете (со структурной точки зрения): у вас с ним одна и та же информативная дорожка. То есть, учитель и ученик практически отождествляются в процессе обучения, делая этот процесс по-настоящему результативным. На практике же, когда удача оказывается не на нашей стороне, нам приходится бесконечно приспосабливаться, как в роли учеников, так и в роли учителей. Сложно сказать, чья роль труднее. Приспособляемость информативных особенностей не бесконечна, хотя они и обладают большой гибкостью. Чем старше мы становимся, тем меньше хочется приспосабливаться, особенно за собственные деньги. Да и адаптивные механизмы становятся менее гибкими. У одних из нас изначально способности к адаптации (приспособлению) к другим людям и обстоятельствам выше – это называется высокой конформностью. Термин психологический, от него пошло слово конформизм. Соответственно, те из нас, у кого конформность низкая, называются нонконформистами. Таким людям труднее вписывать себя в навязанный извне коллектив, идеологию, методологию. И те, и другие равно нужны и важны обществу - это даже не предмет для обсуждения. При этом вполне очевидно, что некоторым из нас индивидуальность в обучении буквально жизненно необходима. По всей вероятности, таких людей становится всё больше : недаром стала модной тема персонализации обучения! Как быть, если не делать ставку на поиск идеального подходящего вам учителя? На помощь приходит развитие технологий и методологии обучения. Методология преподавания получила хороший импульс во второй половине 20 века, когда достижения в области психологии накопили критическую массу. Особенно мощный прорыв удалось произвести советским учёным, добившись в ряде областей максимального повышения результативности обучения у конкретных слушателей. Государство не жалело средств и создавало условия для труда лучших специалистов. Результаты оказались весьма впечатляющими. Ключ к этим успехам, с одной стороны, предоставили преподаватели-методисты, разработав систему самообучения практическим разговорным навыкам на иностранных языках. С другой стороны – психологи, разработавшие алгоритм, позволявший вычислить с высокой точностью информативные особенности обучаемого. Другими словами, преподаватели обеспечили процесс с методической точки зрения, а психологи нашли ключ к выявлению индивидуальных особенностей учащихся. Когда алгоритм программы обучения подходит человеку, как ключ к замку, хороший результат просто не может не прийти! Ноу-хау Центра языковой психологии (CLP) в том, что ему удалось научиться адаптироваться к каждому конкретному учащемуся, а не пытаться подгонять под метод учащихся. Все знают, что из второго варианта обычно никогда ничего путного не выходит: одни получают отличные оценки, а другие мучаются с «тройками» и зарабатывают себе комплекс неполноценности. А дело всё в том, что каждый из нас обладает определёнными особенностями, макро и микронастройками восприятия и памяти. От них зависит то, как именно мы получаем, храним и используем информацию. Для создания программы CLP специалисты собирают информацию обо всех необходимых в данном случае особенностях и настройках слушателя и создают алгоритм обучения, стремящийся к идеалу. Даже если идеал и недостижим на практике, то согласитесь, есть разница в том, чтобы получить на выходе 25% усвоения материала – без учёта индивидуальных особенностей, или 85%– на базе индивидуальных особенностей слушателя и научно проработанного метода! К макронастройкам можно отнести, например, преобладание того или иного канала восприятия: слухового, зрительного, кинестетического (кожно-мышечное чувство) или дигитального (конструктивистского). К микронастройкам – ритм и темп, в котором должна подаваться информация, чтобы усвоиться и превратиться в навык. Макронастройки – это как белки, жиры, углеводы и витамины. Микронастройки похожи на те «волшебные» сочетания веществ, которые по каким-то причинам нужны именно вам для хорошего самочувствия и бодрости. В то же время, вашему знакомому этот же рецепт может оказаться неполезен: ему необходима другая комбинация. P.S. «Не боги горшки обжигают». Нет такого дела, в котором любой из нас при желании не мог бы добиться успеха. Для того, чтобы получить выдающиеся результаты, необходим талант, бешеный труд и целая жизнь. В то же время, для результатов на уровне уверенного пользователя следует лишь правильно выбрать путь (метод) и учесть свои индивидуальные особенности!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|