Персонализация обучения: мнение и опыт

Автор статьи: Нина Брянцева

На днях интернет взорвала новость от Марка Цукерберга, создателя Facebook, в связи с его письмом своей новорожденной дочери и продаже 99% акций Facebook для создания предположительно благотворительного фонда. Цукерберг упомянул персонализацию обучения среди предстоящих задач человечества. Его слова стоит принимать во внимание: у него Цукерберга не просто чуьё на тренды, а ещё и аналитика налажена на высшем уровне.

Идею о персонализации обучения выдвинули не вчера и не сегодня, просто сейчас её начали активно озвучивать. В то же время, психологи этим вопросом занимаются давно. К сожалению, наше официальное образование обычно к психологам прислушивается лишь на словах. Возможно, школы и вузы не имеет пока реальных возможностей  для внедрения такого подхода: они к этому не готовы ни с какой точки зрения.

То, что информация является такой же пищей для мозга, как воздух, вода и продукты питания, мы давно уже знаем. Просто не все из нас всерьёз задумались о том, как следует распределять и дозировать информацию, чтобы она нас по-настоящему развивала.

Наш Центр языковой психологии начал заниматься персонализацией обучения порядка 20 лет назад, и мы постоянно продолжаем движение в этом направлении. Уже давно есть люди, которые хотят обучаться по программе, сделанной "для Вас", а не для "таких, как Вы".    

Обучение может персонализироваться по самым разнообразным критериям. В этой статье я расскажу о том варианте решения этого вопроса, который используется в Центре. Сатья рассчитана на читателей с разной степенью психологической подготовки, поэтому, уважаемые коллеги, не обессудьте: я буду использовать минимум профессиональной лексики. 

Итак, вспомните: в каких случаях вам удавалось достичь желаемого, а когда — нет? Когда вам везло или не везло с учителями, с обстоятельствами, или с самими собой?

Думаю, что жизненный опыт многих из нас может свидетельствовать: идеальный вариант – учиться у такого же, как вы сами. Выражаясь психологическим языком, учиться у человека, чьи информативные особенности тождественны вашим. Вы не просто понимаете такого учителя, вы чувствуете его, как самого себя, а он - вас! К сожалению, такие удачи случаются на жизненном пути не так уж часто.

Причины, по которым тождественный человек способен донести до вас информацию наиболее доступным способом, крайне просты. Вы с ним на самом деле одинаково думаете, воспринимаете, запоминаете (со структурной точки зрения): у вас с ним одна и та же информативная дорожка. То есть, учитель и ученик практически отождествляются в процессе обучения, делая этот процесс по-настоящему результативным. 

На практике же, когда удача оказывается не на нашей стороне, нам приходится бесконечно приспосабливаться, как в роли учеников, так и в роли учителей. Сложно сказать, чья роль труднее. Приспособляемость информативных особенностей не бесконечна, хотя они и обладают большой гибкостью.

Чем старше мы становимся, тем меньше хочется приспосабливаться, особенно за собственные деньги. Да и адаптивные механизмы становятся менее гибкими. У одних из нас изначально способности к адаптации (приспособлению) к другим людям и обстоятельствам выше – это называется высокой конформностью. Термин психологический, от него пошло слово конформизм.

Соответственно, те из нас, у кого конформность низкая, называются нонконформистами. Таким людям труднее вписывать себя в навязанный извне коллектив, идеологию, методологию.

И те, и другие равно нужны и важны обществу - это даже не предмет для обсуждения. При этом вполне очевидно, что некоторым из нас индивидуальность в обучении буквально жизненно необходима. По всей вероятности, таких людей становится всё больше : недаром стала модной тема персонализации обучения!

Как быть, если не делать ставку на поиск идеального подходящего вам учителя? На помощь приходит развитие технологий и методологии обучения. Методология преподавания получила хороший импульс во второй половине 20 века, когда достижения в области психологии накопили критическую массу.  Особенно мощный прорыв удалось произвести советским учёным, добившись в ряде областей максимального повышения результативности обучения у конкретных слушателей. Государство не жалело средств и создавало условия для труда лучших специалистов. Результаты оказались весьма впечатляющими.

Ключ к этим успехам, с одной стороны, предоставили преподаватели-методисты, разработав систему самообучения практическим разговорным навыкам на иностранных языках. С другой стороны – психологи, разработавшие алгоритм, позволявший вычислить с высокой точностью информативные особенности обучаемого.

Другими словами, преподаватели обеспечили процесс с методической точки зрения, а психологи нашли ключ к выявлению индивидуальных особенностей учащихся. Когда алгоритм программы обучения подходит человеку, как ключ к замку, хороший результат просто не может не прийти!

Ноу-хау Центра языковой психологии (CLP) в том, что ему удалось научиться адаптироваться к каждому конкретному учащемуся, а не пытаться подгонять под метод учащихся. Все знают, что из второго варианта обычно никогда ничего путного не выходит: одни получают отличные оценки, а другие мучаются  с «тройками» и зарабатывают себе комплекс неполноценности.

А дело всё в том, что каждый из нас обладает определёнными особенностями, макро и микронастройками восприятия и памяти. От них зависит то, как именно мы получаем, храним и используем информацию. Для создания программы CLP специалисты собирают информацию обо всех необходимых в данном случае особенностях и настройках слушателя и создают алгоритм обучения, стремящийся к идеалу.  Даже если идеал и недостижим на практике, то согласитесь, есть разница в том, чтобы получить на выходе 25% усвоения материала – без учёта индивидуальных особенностей, или 85%– на базе индивидуальных особенностей слушателя и научно проработанного метода!

К макронастройкам можно отнести, например, преобладание того или иного канала восприятия: слухового, зрительного, кинестетического (кожно-мышечное чувство) или дигитального (конструктивистского). К микронастройкам – ритм и темп, в котором должна подаваться информация, чтобы усвоиться и превратиться в навык.

Макронастройки – это как белки, жиры, углеводы и витамины. Микронастройки похожи на те «волшебные» сочетания веществ, которые по каким-то причинам нужны именно вам для хорошего самочувствия и бодрости. В то же время, вашему знакомому этот же рецепт может оказаться неполезен: ему необходима другая комбинация.

P.S. «Не боги горшки обжигают». Нет такого дела, в котором любой из нас при желании не мог бы добиться успеха. Для того, чтобы получить выдающиеся результаты, необходим талант, бешеный труд и целая жизнь. В то же время, для результатов на уровне уверенного пользователя следует лишь правильно выбрать путь (метод) и учесть свои индивидуальные особенности!

 



Просмотров: 531
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности одаренности учащихся подросткового возраста в школах с разной системой обучения
  • Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.
  • Особенности социализации мальчиков и девочек в процессе раздельного по полу обучения
  • Рекомендации психолога для всех, кто столкнулся с трудностями во время дистанционного обучения
  • Особенности обучения взрослых
  • Чтобы начало обучения в школе не стало эмоционально травмирующим событием.
  • Как помочь ребенку во время дистанционного обучения
  • Особенности познавательной сферы подростков в условиях развивающего обучения
  • Метод развивающего обучения. Что это?
  • Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Один путь для всех - Круг обучения в НЛП.
  • Шерлок Холмс, метод дедукции и вопросы обучения.
  • Опыт обучения детей с РАС в общеобразовательной школе Ярославля
  • Изучение влияния процесса обучения художественной грамоте на функциональное состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихся
  • Технология обучения "Равный обучает равного"
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Эффективность "полевого" обучения. Что влияет?
  • Деловая игра - как средство обучения руководителей и специалистов.
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Что делать? … на разных стадиях обучения
  • Использование активных форм обучения для совершенствования системы подготовки военного психолога.
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Психология обучения
  • Парадоксы семейного обучения
  • «Нарушение школьного обучения».
  • История с психологического обучения
  • Принципы эффективного обучения
  • О необходимости путешествий и обучения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь