Персонализация обучения: мнение и опыт

Автор статьи: Нина Брянцева

На днях интернет взорвала новость от Марка Цукерберга, создателя Facebook, в связи с его письмом своей новорожденной дочери и продаже 99% акций Facebook для создания предположительно благотворительного фонда. Цукерберг упомянул персонализацию обучения среди предстоящих задач человечества. Его слова стоит принимать во внимание: у него Цукерберга не просто чуьё на тренды, а ещё и аналитика налажена на высшем уровне.

Идею о персонализации обучения выдвинули не вчера и не сегодня, просто сейчас её начали активно озвучивать. В то же время, психологи этим вопросом занимаются давно. К сожалению, наше официальное образование обычно к психологам прислушивается лишь на словах. Возможно, школы и вузы не имеет пока реальных возможностей  для внедрения такого подхода: они к этому не готовы ни с какой точки зрения.

То, что информация является такой же пищей для мозга, как воздух, вода и продукты питания, мы давно уже знаем. Просто не все из нас всерьёз задумались о том, как следует распределять и дозировать информацию, чтобы она нас по-настоящему развивала.

Наш Центр языковой психологии начал заниматься персонализацией обучения порядка 20 лет назад, и мы постоянно продолжаем движение в этом направлении. Уже давно есть люди, которые хотят обучаться по программе, сделанной "для Вас", а не для "таких, как Вы".    

Обучение может персонализироваться по самым разнообразным критериям. В этой статье я расскажу о том варианте решения этого вопроса, который используется в Центре. Сатья рассчитана на читателей с разной степенью психологической подготовки, поэтому, уважаемые коллеги, не обессудьте: я буду использовать минимум профессиональной лексики. 

Итак, вспомните: в каких случаях вам удавалось достичь желаемого, а когда — нет? Когда вам везло или не везло с учителями, с обстоятельствами, или с самими собой?

Думаю, что жизненный опыт многих из нас может свидетельствовать: идеальный вариант – учиться у такого же, как вы сами. Выражаясь психологическим языком, учиться у человека, чьи информативные особенности тождественны вашим. Вы не просто понимаете такого учителя, вы чувствуете его, как самого себя, а он - вас! К сожалению, такие удачи случаются на жизненном пути не так уж часто.

Причины, по которым тождественный человек способен донести до вас информацию наиболее доступным способом, крайне просты. Вы с ним на самом деле одинаково думаете, воспринимаете, запоминаете (со структурной точки зрения): у вас с ним одна и та же информативная дорожка. То есть, учитель и ученик практически отождествляются в процессе обучения, делая этот процесс по-настоящему результативным. 

На практике же, когда удача оказывается не на нашей стороне, нам приходится бесконечно приспосабливаться, как в роли учеников, так и в роли учителей. Сложно сказать, чья роль труднее. Приспособляемость информативных особенностей не бесконечна, хотя они и обладают большой гибкостью.

Чем старше мы становимся, тем меньше хочется приспосабливаться, особенно за собственные деньги. Да и адаптивные механизмы становятся менее гибкими. У одних из нас изначально способности к адаптации (приспособлению) к другим людям и обстоятельствам выше – это называется высокой конформностью. Термин психологический, от него пошло слово конформизм.

Соответственно, те из нас, у кого конформность низкая, называются нонконформистами. Таким людям труднее вписывать себя в навязанный извне коллектив, идеологию, методологию.

И те, и другие равно нужны и важны обществу - это даже не предмет для обсуждения. При этом вполне очевидно, что некоторым из нас индивидуальность в обучении буквально жизненно необходима. По всей вероятности, таких людей становится всё больше : недаром стала модной тема персонализации обучения!

Как быть, если не делать ставку на поиск идеального подходящего вам учителя? На помощь приходит развитие технологий и методологии обучения. Методология преподавания получила хороший импульс во второй половине 20 века, когда достижения в области психологии накопили критическую массу.  Особенно мощный прорыв удалось произвести советским учёным, добившись в ряде областей максимального повышения результативности обучения у конкретных слушателей. Государство не жалело средств и создавало условия для труда лучших специалистов. Результаты оказались весьма впечатляющими.

Ключ к этим успехам, с одной стороны, предоставили преподаватели-методисты, разработав систему самообучения практическим разговорным навыкам на иностранных языках. С другой стороны – психологи, разработавшие алгоритм, позволявший вычислить с высокой точностью информативные особенности обучаемого.

Другими словами, преподаватели обеспечили процесс с методической точки зрения, а психологи нашли ключ к выявлению индивидуальных особенностей учащихся. Когда алгоритм программы обучения подходит человеку, как ключ к замку, хороший результат просто не может не прийти!

Ноу-хау Центра языковой психологии (CLP) в том, что ему удалось научиться адаптироваться к каждому конкретному учащемуся, а не пытаться подгонять под метод учащихся. Все знают, что из второго варианта обычно никогда ничего путного не выходит: одни получают отличные оценки, а другие мучаются  с «тройками» и зарабатывают себе комплекс неполноценности.

А дело всё в том, что каждый из нас обладает определёнными особенностями, макро и микронастройками восприятия и памяти. От них зависит то, как именно мы получаем, храним и используем информацию. Для создания программы CLP специалисты собирают информацию обо всех необходимых в данном случае особенностях и настройках слушателя и создают алгоритм обучения, стремящийся к идеалу.  Даже если идеал и недостижим на практике, то согласитесь, есть разница в том, чтобы получить на выходе 25% усвоения материала – без учёта индивидуальных особенностей, или 85%– на базе индивидуальных особенностей слушателя и научно проработанного метода!

К макронастройкам можно отнести, например, преобладание того или иного канала восприятия: слухового, зрительного, кинестетического (кожно-мышечное чувство) или дигитального (конструктивистского). К микронастройкам – ритм и темп, в котором должна подаваться информация, чтобы усвоиться и превратиться в навык.

Макронастройки – это как белки, жиры, углеводы и витамины. Микронастройки похожи на те «волшебные» сочетания веществ, которые по каким-то причинам нужны именно вам для хорошего самочувствия и бодрости. В то же время, вашему знакомому этот же рецепт может оказаться неполезен: ему необходима другая комбинация.

P.S. «Не боги горшки обжигают». Нет такого дела, в котором любой из нас при желании не мог бы добиться успеха. Для того, чтобы получить выдающиеся результаты, необходим талант, бешеный труд и целая жизнь. В то же время, для результатов на уровне уверенного пользователя следует лишь правильно выбрать путь (метод) и учесть свои индивидуальные особенности!

 



Просмотров: 487
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.
  • Как Помочь Первоклашке или « Подводные камни» школьного обучения для родителей.
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Рекомендации психолога для всех, кто столкнулся с трудностями во время дистанционного обучения
  • Ресурсы и мотивации. На что опираться для лучшего обучения
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кто для кого, деньги для нас или мы для денег?
  • Один путь для всех - Круг обучения в НЛП.
  • Выбор стиля единоборства для детей как система обучения, зависящая от ожиданий родителей
  • Зачем нужна ситуация успеха для всех нас, а особенно для ребёнка.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Метод развивающего обучения. Что это?
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Использование активных форм обучения для совершенствования системы подготовки военного психолога.
  • Особенности одаренности учащихся подросткового возраста в школах с разной системой обучения
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Как правильно выбирать книги для покупки с точки зрения психологии денег
  • Что делать, если наша мама не является для нас опорой и поддержкой?
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Что есть отношения для каждого из нас...
  • Что у нас есть для зависимых и их семей?
  • Время и пространство как основа привычной для нас реальности
  • Время затишья, когда нас будто никто не любит- тот самый период для воспитания любви к себе
  • Почему мы откладываем важную для нас деятельность и что с этим делать?
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Значение факторов семейного воспитания для мотивации обучения современных подростков
  • 10 признаков того, что вам с этим мужчиной не по пути. Для девушек и женщин, которые в поиске.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь