|
«Нарушение школьного обучения».Автор статьи: tsarkova_marina
Под нарушениями школьного обучения подразумевается стойкие трудности усвоения учебного материала по одному или несколькими предметами. В сочетание с непослушанием, нарушением школьной дисциплины, конфликтностью и трудностями взаимоотношений со сверстниками является составляющей синдрома школьной дезадаптации. Причины возникновения школьной неуспеваемости различны. Мы выделяем логопедические, неврологические, психические и соматические проблемы, которые могут приводить к нарушениям обучения. Среди логопедических проблем на первом месте стоит задержки речевого развития, общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическая недостаточность, дизартрия, дислалия, отмечавшиеся у ребенка в дошкольном возрасте. Нередко родители уделяют мало внимания имеющимся у ребенка речевым проблемам, полагая, что речь – это лишь функция общения, не имеющая ничего общего с обучением в школе. Однако успешность чтения и письма, а значит, усвоения большинства предметов, напрямую зависят от уровня развития устной речи, способности ребенка узнавать и различать слышимые им звуки и соотносить их с видимыми символами (буквами). Нередко дети с различными нарушениями речи недостаточно дифференцируют звуки, а значит, испытывают сложности при изучении соответствующих букв, при чтении и письме занимают схожие по написанию или изучению буквы, пропускают их. Всем детям, имеющие стойкие, повторяющиеся ошибки при чтении и письме, необходима консультация логопеда. Чем раньше начата коррекция имеющихся нарушений, тем лучший результат мы можем ожидать. Другая группа детей, нуждается в помощи специалистов, характеризуется такими личностными особенностями, как робость, зажатость, стеснительность, повышенная тревожность, беспокойство по самым незначительным событиям. Для этих детей также характерны различные страхи, например темноты, одиночества, замкнутого пространства. Многие их таких детей испытывают прямо-таки непреодолимый ужас перед необходимостью отвечать у доски, выступать со сцены, входить в комнату с незнакомыми людьми. У них отмечаются сложности общения со сверстниками, нередко они предпочитают общество младших или взрослых. Мамы удивляются, почему за великолепно выученный накануне урок ребенок получил неудовлетворительную оценку? Он что за ночь все забыл? Или у него вообще нет памяти? А дело в так называемой «социофобии» - отсутствие навыка общения в микросоциуме. Один на один с учителем или в форме письменного ответа, ребенок способен выполнить задание на «отлично», но перед классом он теряется, не может связать двух слов, и «забывает» неплохо усвоенный материал. Такие дети требуют пристального внимания психолога, который поможет обрести уверенность в своих силах и справиться с чрезмерным волнением. Иногда приходится создавать условия для успешной работы в классе – например, рекомендовать учителю спрашивать ученика только в письменной форме или индивидуально. Следующая группа детей – это дети с неврологическими заболеваниями. К наиболее распространенным из них относится минимальная мозговая дисфункция. Это заболевание проявляется повышенной двигательной активностью, трудностями удержания внимания на задании дольше 10-15 минут, непоседливостью, неугомонностью, повышенной утомляемостью во время умственной работы, несобранностью, забывчивостью, моторной неловкостью и неуклюжестью. Часто создается впечатление, что дети ведут себя несоответственно возрасту, «как маленькие». У них снижено чувство ответственности и недостаточная мотивация к учебе. Ребенок как будто не понимает, «зачем вообще ему учиться»? характерны трудности по всем предметам, требующие сосредоточения и усидчивости: математике, русскому языку, чтению. При решении задач, чтения или письме дети допускают многочисленные «случайные» ошибки, которые невозможно классифицировать из-за их разнообразия. В одном и том же, повторяющимся тексте, слове ребенок может допустить несколько различных ошибок, а потом неожиданно написать его правильно. То же самое касается и математики – аналогичные примеры и задачи ребенок решает то правильно, то с ошибками. Почерк у таких детей крайне неустойчив – то он становится почти каллиграфическим, то разобрать написанное не может и сам «автор». Успешность работы напрямую зависит от степени утомления (которое наступает очень быстро) и заинтересованности заданием. Иногда, когда ребенку вдруг становится интересно работать, он проявляет прямо-таки чудеса успешности и работоспособности. Однако слово «надо» остается для этих детей пустым звуком. Дети с минимальным мозговыми дисфункциями нуждаются в помощи невролога, психолога, а зачастую и логопеда, так как у них нередко сочетание нескольких проблем. Достаточно разнообразна группа детей с каким-либо хроническим заболеванием (например, хронический пиелонефрит, ревматический порок сердца, бронхиальная астма), особенно если обострение заболевания происходит не реже раза в год. В другом случае ребенок не имеет хронического заболевания, но относится к группе часто болеющих детей (гриппом, ОРВИ, ангиной). Помимо того, что такие дети часто пропускают школу, у них имеется астенический синдром, который характеризуется низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, слабостью, и на этом фоне – снижением памяти и внимания. Эмоционально они нередко плаксивы, капризны, требовательны к близким, бывают даже деспотичный и упрямы. Нередко к уже имеющимся проблемам присоединяется тревожность и различные страхи. Нарушения, характерные для астенического синдрома, нередко сопровождаются гиперреактивностью, которая характеризуется избирательностью (проявляется только в определенных ситуациях – например, вечером перед сном или при утомлением). Детям с церебранистическим синдромом (это заболевание неврологического характера, ухудшение памяти и концентрации внимания, рассеяность, раздражительность являются основными признаками данного заболевания. ребенок быстро устаёт, обычная работа становится тяжёлой и трудновыполнимой. Повышается сонливость, утомляемость и возникает некое подобие апатии) нужна помощь сразу нескольких специалистов – педиатра, невролога, психолога. Нередко такие дети обучаются индивидуально, однако необходимость такого шага в каждом случае определяет врач. Кроме того, в отдельных случаях детям необходимо обучение по специальным программам – например, по программе коррекционного обучения (КРО). Как правило, программу КРО рекомендуют детям, имеющим задержки психического развития, но сохранный интеллект. Программа подразумевает возможность коррекции имеющихся нарушений и дальнейшего перевода в массовую школу. Дети, имеющие снижение интеллектуального развития той или иной степени выраженности, обучаются по программе вспомогательной школы. Потребности ребенка в данном виде обучения решает не один специалист, а медико-педагогическая комиссия. Программа вспомогательной школы много времени уделяет приобретению профессиональных навыков и адаптации во взрослой жизни. Таким образом, все дети с нарушениями обучения и школьной дезадаптации, должны находиться под наблюдением специалистов для оказания им своевременной и адекватной помощи. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|