Деловая игра - как средство обучения руководителей и специалистов.

Существует несколько концепций разработки и проведения деловых игр в системе повышения квалификации руководителей и специалистов. Основное отличие различных подходов, на наш взгляд, связано с расстановкой приоритетов в целях игры: познавательных - прежде всего в экономической, социально-психологической, управленческой областях; проблемно-ориентирующих - инновационных; а также приводящих к решению сложной проблемы, например, перевод подразделения на аренду, создание акционерного банка. По нашему мнению, успех деловой игры во многом определяется соответствием целей игры ожиданиям заказчика/участников, а также соответствием результатов игры поставленным целям. 

Из числа игр познавательного плана наибольшую актуальность имеют игры рыночного типа. К таким играм относится деловая игра "Управленческое решение в рыночных условиях" авторов Т.Точеной и В. Трушиной. Игра способствует формированию умения принимать решения в обстановке риска и неопределенности, привлекать для выработки решений коллективный опыт и знания, работать с информацией, анализировать сложившуюся ситуацию, аргументировать свою точку зрения. В качестве объекта игры определен рынок - как хозяйственная категория сложной структуры, функционирование которой происходит под влиянием факторов различной природы - экономической, политической, социокультурной.

Многочисленные эксперименты с имитационной игрой "Управленческое решение в рыночных условиях" позволил определить режимы проведения игры: с учетом количества участников, уровня их подготовки, продолжительности обучения и др. В случае достаточно подготовленной аудитории или продолжительности игры (более 6 часов) в процессе ее возможно моделирование отдельных мер по централизованному регулированию рыночной ситуации - изменение процентных ставок на кредиты, расширение рынка сбыта за счет внешнеэкономической деятельности.

Значительный познавательный эффект игры связан с изменением уровня текущих затрат на производство продукции. Причиной такого изменения, как правило, является повышение технического уровня производства, что требует направления определенной дли уровня доли дохода на эти цели. Однако, в рамках одной игры нецелесообразно исследовать более глубинные пласты экономических зависимостей, т.к. теряется основная логика игры, снижается ее динамизм, возникает опасность перерождения игры в практическое занятие с расчетами экономических параметров. На наш взгляд, более целесообразно, опираясь на отдельные сюжеты игры, выйти вне ее рамок на дополняющее и углубленное изучение отдельных явлений игры, психологических, этических и других закономерностей.

Базовый цифровой материал рассматриваемой игры подобран таким образом, что вопреки сложившемуся стереотипу производство высокотехнологичной продукции невыгодно. Однако, для участников игры на первом этапе это не очевидно. Во всех многочисленных экспериментах с игрой анализом возможных соотношений цен и затрат на производство продукции участники игры начинают заниматься только на 5-6 шаге (и далеко не все) при стабильных условиях - взносы участников товарной биржи, процентные ставки кредита, структура платежеспособного спроса и т.д. На проигрывание 5-6 шагов требуется около 6 часов с учетом времени на объяснение и вход в игру. Отсюда следует, что в течение первого дня происходит усвоение базовых условий  и правил игры, переход же к анализу и выбору обоснованной управленческой стратегии возможен лишь на следующем этапе.

Напряженность игровой обстановки, необходимость постоянного интеллектуального труда приводит к заметному утомлению участников игры и снижению их работоспособности. В связи с этим требуются паузы для отдыха. Такие паузы при определенных условиях могут быть использованы для тренинга общения.

После того, как освоены правила и условия игры - статика, - можно перейти к моделированию новых ситуаций и исследованию поведения игровой системы в новых, меняющихся условиях. На этом этапе игровой системы в новых, меняющихся условиях. На этом этапе целесообразно использование вычислительной техники для проигрывания возможных вариантов поведения партнеров по игре и их последствий. С учетом указанных особенностей игры ее целесообразно проводить в течении двух-трех дней.

Весьма существенным для понимания назначения игры "Управленческое решение в рыночных условиях" является следующее замечание: игра не ставит задачу овладения определенной технологией маркетинговых исследований. она лишь подводит участников к пониманию необходимости отслеживать поведение конкурентов, иметь данные о потребителе, знать законодательство - правила игры и следить за его изменением. Одна из основных целей игры - способствовать формированию у ее участников навыков хозяйственной деятельности в условиях коммерческого расчета. Причем условия игры в значительной степени моделируют распределительные системы административного управления и рыночного саморегулирования. Продолжением рассмотренной деловой игры выступают игры с основами  маркетинга и рекламного дела.

Рынок требует от специалистов и руководителей установки на активную предпринимательскую деятельность, умение рисковать и быть активными в общении. Кроме того, необходимо умение прогнозировать последствия принимаемых решений, подкреплять рискованные решения экономическими расчетами. Отмеченной говорит в пользу расширения сферы применения деловых игр. Наряду с решением ряда учебных задач, игра непроизвольно подводит ее участников к осознанию необходимости учета интересов партнера. Именно деловые игры являются эффективным методом решения, пожалуй, одной из самых сложных проблем - переориентации мышления. Цель деловой игры - поиск  не упрощенных ответов, а обоснованных решений, опирающихся на прогнозы и расчеты.

Таким образом, использование деловой игры открывает новые возможности для  совершенствования навыков специалистов и руководителей. Задача бизнес-тренера организации состоит в определении программ обучения кадрового состава с учетом их потребностей, целей, исходя из уровня их подготовки. 



Просмотров: 371
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Метафорические карты и Т-игры (стенограмма одной игры)
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.2: Игры и эксперименты]
  • Игры Vislinsky – коммуникативные развивающие онлайн игры
  • Игры без правил или игра в правду
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Философия игры. Правила для детей и взрослых.  
  • Трансформационные игры - Игра или Трансформация?
  • Игры и игрушки для самых маленьких.
  • Почему игра так много значит? 12 правил успешной игры.
  • Деньги и подсознание | 3 техники для переворачивания игры
  • Секрет решения конфликтов на примере задачи из психологической игры "Мафия".
  • Игра "Эксперт" + ссылка на мою книгу "ТА-Риторические игры"
  • "Хочу играть!!!" Простые, но эффективные игры для развития внимания и самоконтроля.
  • Психолог не для всех, или в какие игры играют психологи.
  • Игры и игрушки для малышей
  • Настольные игры для школьников
  • Игры для новогоднего вечера
  • Для родителей. Игры с памятью.
  • Психотерапевтические игры для взрослых
  • Эротические игры для пробуждения нежности партнера в сексе
  • Что происходит, когда мы перестаем играть в "игры" клиентов?
  • БДСМ - извращение или игры для взрослых?
  • Компьютерные игры для детей с СДВГ
  • Развивающие игры для детей от 2-х до 3-х лет
  • Занимательные игры для детей и их родителей
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Что нужно знать при выборе игры как психологического инструмента?
  • Игры для снятия тревоги и стресса у ребенка.
  • Играем и развиваем: 2 развивающие игры для детей
  • Эротические игры: «фишечки» для оральных ласк



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь