|
Правила игры под названием «психотерапия»Автор статьи: Кисельникова Екатерина Артемовна
Написать эту заметку меня вдохновила статья Martin T. Orne и Paul H. Wender “Anticipatory Socialization for Psychotherapy:method and rationale”, опубликованная в «Американском журнале психиатрии» в 1968 г, а так же повторяющиеся вопросы посетителей форума к специалистам о том, как работает психотерапия, что такое терапевтические отношения, чего стоит ожидать от терапевта, как клиент может вести себя в кабинете психолога. У каждого специалиста в арсенале есть собственные методы и ответы на эти вопросы, но я решила поделиться принципами своей работы, которые, могли бы стать ориентиром для начинающих терапевтов, а так же просветить любознательных посетителей сайта В17, которые хотят понять, что же такое терапевтическая помощь, и «с чем ее едят». Многолетняя психотерапевтическая практика показывает, что существует связь между осведомленностью клиента о психологической работе и эффективностью терапии. Это касается любого психотерапевтического подхода, хотя в данной статье речь идет прежде всего о принципах работы психодинамической терапии, основанной на идее влияния бессознательных процессов на поведение и чувства человека. Некоторых клиентов, которые хотят поскорее избавиться от симптомов или эмоциональных страданий, но при этом демонстрируют недостаток мотивации к изменению, можно стимулировать, если заранее рассказать им о «подводных камнях» психотерапии, о том, чего можно ожидать от этого процесса, и при каких условиях могут произойти желаемые изменения. Успех или провал терапии во многом зависит от того, насколько клиент осознает «правила игры» под названием психотерапия и свою роль в ней. Лишь немногие люди, из тех, кто обращается за психологической помощью, имеют реалистичное представление о том, что такое психотерапия, и как нужно вести себя на приеме у психотерапевта. Человек приходит к психологу с душевной болью, с симптомом, а так же с надеждой и ожиданиями, поэтому желательно, чтобы в начале терапевтической работы психолог донес до сознания клиента принципы своей работы, чтобы избежать недопонимания и как следствия разочарования, саботажа или неожиданного прерывания терапии. Во-первых, клиент должен осознать, что он является активным участником процесса. Ведь часто бывает, что человек ищет в психотерапевте спасателя или родителя, поэтому важно, чтобы он понимал, что ему предстоит серьезная работа над собой, в том числе над своей пассивной установкой, если она доминирует, или над сопротивлением переменам. Терапевт заключает соглашение с взрослой, здоровой частью клиента и эмоционально поддерживает его «внутреннего ребенка», нуждающегося в помощи и сочувствии. Можно объяснить клиенту, что психотерапия – это способ разобраться с его трудностями в процессе обсуждения их с терапевтом, поэтому активность клиента имеет принципиальное значение. Он должен быть максимально искренним, сообщать открыто о своих мыслях и чувствах. Важно донести до клиента, что намеренное сдерживание фактов, имеющих отношение к обсуждаемой проблеме, вредно, и тормозит терапию. А выражать негативные чувства (гнев, раздражение, несогласие, разочарование, обиду, печаль, чувство вины, стыд итд), в том числе эмоции по отношению к терапевту, крайне желательно и даже необходимо. Одна из задач терапевта – помогать клиенту понять себя, свои мотивы и желания, поэтому терапевт не дает советов, руководств к действию, и, по возможности, воздерживается от оценок личности и поступков клиента. Терапевт задает вопросы о личной жизни и прошлом клиента, но не подавляет его активность, не терзает вопросами, а предоставляет клиенту достаточно пространства для самовыражения. Необходимо предупредить клиента о том, что психотерапевтический процесс может вызывать различные чувства, иногда очень интенсивные, часто неприятные и даже болезненные. Если на фоне терапии, клиенту захочется осуществить какие-то кардинальные перемены в своей жизни (разорвать отношения, бросить работу, переехать итд) ему прежде следует обсудить свои мотивы с терапевтом, чтобы избежать отыгрываний (разрядки чувств, тревоги в действии), спровоцированных психотерапией, в реальной жизни, в отношениях с близкими людьми. Чувства, которые испытывает клиент по отношению к терапии и специалисту, с большой вероятностью связаны с проекциями клиента своих бессознательных конфликтов в терапевтическое пространство, его прошлыми отношениями с другими людьми, поэтому одной из важнейших задач терапии является переживание, осознание и исследование этих чувств и конфликтов в отношениях с терапевтом. Причины симптомов и трудностей клиента комплексны и в большинстве случаев бессознательны. Приходя на прием к психологу, клиент часто не осознает связи между симптомами и переживаниями, событиями из прошлого, определяющими его нынешнее состояние и поведение. Нужно объяснить клиенту, что симптом или психологическая проблема - это манифестация неосознаваемых внутренних конфликтов клиента или травматических событий. Тщательное исследование истории клиента, его детства, взросления, отношений с родителями и другими близкими людьми в прошлом и настоящем, а так же чувств по поводу тех или иных актуальных ситуаций помогает вскрыть и осознать причины симптомов и эмоциональных страданий. Во время терапии клиент может вспомнить события, которые прежде находились на периферии его памяти. Эти воспоминания, а так же сны и фантазии, являются ценным материалом для терапии. Реконструкция воспоминаний и исследование фантазий клиента позволяет прояснить связи между прошлым опытом, чувствами в настоящем и симптомами клиента. Именно совместная работа терапевта и клиента является залогом позитивных изменений в поведении, переживаниях и качестве жизни клиента. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|