|
Как помочь ребенку во время дистанционного обученияАвтор статьи: Лахоня Анастасия Вячеславовна
Плачь, тревога, истерики, упреки и нежелание что-либо делать - это то, что переживают сейчас, в период удаленного обучения, большинство детей. Для них это новый опыт, новый этап в освоении технологий. Привычные методы получения знаний в данный момент не возможны, из-за чего у ребёнка появляется страх и тревога перед новым и неизвестным. Дистанционное обучение - это то, с чем сталкиваются впервые не только дети, учителя, но и вся система образования (за исключением домашнего дистанционного образования, которое получают некоторые категории школьников). Тяжело всем. А ещё непривычно, тягостно, раздражительно и утомляюще. А знаете, кто переживает это все в несколько раз тяжелее? Да, дети и подростки. В силу своего возраста они имеют малую гибкость (умение приспосабливаться к меняющимся условиям), скромный эмоциональный опыт и эмоциональный контроль (ребёнок может испугаться собственных чувств и эмоций, что может отразиться на его поведении). Все, что формировалось годами обучения в школе (это и дисциплина, и уникальный преподавательский метод передачи знаний учителя, это соответствующие организационные мероприятия учителя и, наконец, это друзья и одноклассники в привычной шумной школьной обстановке). С уходом на карантин это все превращается в заточение в собственном дворе с тревожными мыслями и уже наскучившей домашней обстановкой, которую уже ничем не разбавишь. Ребёнок в таких условиях становится агрессивным, непослушным, может огрызаться, провоцировать ссоры и драки, а может замкнуться и стать апатичным. Это все последствия стресса и неизвестности, в которых сейчас находятся многие дети. И наша задача - помочь им справиться со своими эмоциями и вернуть мотивацию учиться.
Для начала давайте разберёмся, как устроена эмоциональная сфера ребёнка, на что она влияет и как формируется. Эмоции - это реакция нашей психики на внешние действия. То есть в зависимости от того, что происходит, наша психика выбирает как реагировать на происходящее. К примеру, когда мы находимся на высоте, то испытываем страх. Не радость, не отвращение и не грусть. Потому что природа задумала так, что, когда мы находимся в опасности, нам страшно, мы боимся. И это спасает нам жизнь, так как страх тормозит все мысли в голове и пытается сделать так, чтобы мы поскорее оказались в спокойствии и безопасности. Когда мы видим что-то невероятное, что-то, что потрясает наше воображение, мы удивляемся. И это тоже задумано природой. Эмоции - это реакции на ситуации, в которых мы оказываемся в определенный момент. И можно сказать, что от той обстановки, в которой мы находимся, зависит то, какие эмоции мы испытываем. Давайте рассмотрим это в рамках нынешней ситуации. Из-за множества ограничений, введённых правительством, большую часть времени мы проводим дома. И за это время были сделаны многие дела: пересмотрены фильмы, сериалы, прочитаны книги, перемыты все сервизы, убрано на всем участке, прополон огород и тд. По мере того, как заканчиваются планируемые дела, накаливается обстановка в семье. Ребёнок может нервничать, капризничать, психовать, не слушаться. Все время самоизоляции он провёл в доме, играя, читая, помогая, смотря фильмы. Его деятельность не однообразна, но он все равно устал от той монотонности, которая преследует его дома. Дети очень активные по своей природе, им нужно все время что-то делать, что узнавать и исследовать. Они стремятся к разнообразной деятельности, потому что сидеть на месте они не хотят и не умеют. Это разнообразие даёт им новые впечатления, знания, опыт и энергию. Они так развиваются. А теперь давайте вернёмся к эмоциям и карантину. Что мы наблюдаем? Ребёнок от скуки и однотипности его ежедневных ритуалов сходит с ума. Он может начать ругаться и ссориться с родителями, братьями и сёстрами, друзьями. Может проявлять нежелание в выполнении заданий и поручений, то есть протестовать. Или же наоборот стать малоэнергичным, апатичным и неразговорчивым. Это все проявление его реакций на окружающую обстановку, это его эмоции, спровоцированные внешней средой. Его психика, в силу своей неопытности, реагирует так, как задумала природа. Ребёнок не зная, как реагировать на нетипичные ситуации (а нахождение на самоизоляции как раз и есть та нетипичная ситуация), делает так, как говорят ему эмоции. Он их ещё не научился контролировать и не научился ими управлять. Отсюда появляются все нежелательные поступки и неприятные ситуации. В детстве ребёнок большую часть своего опыта получает из общения со взрослыми и окружающим миром. Он поглощает все, что видит. Каждая минута, каждое проишествия, каждая эмоция оставляет след в памяти, а значит и в психике ребёнка. Из таких мелочей, из таких вот маленьких крупинок лепится личность нашего ребёнка. Каждое наше слово и каждое действие является поучительным для ребёнка. То есть получается, что смотря на нас, взрослых, ребёнок учиться быть взрослым. Обратите , пожалуйста, внимание, что ключевое слово здесь «СМОТРЯ». Это значит, что ребёнок может копировать наше поведение. И это абсолютно нормально. Таким образом мы приспосабливаемся к условиям обитания. Так мы учимся реагировать на происходящее. И именно так мы учимся контролировать свои эмоции, и так же мы учимся их проявлять. Теперь подведём итог. Мы выяснили следующее: 🔸 эмоции - это реакция. 🔸 эта реакция имеет природную обоснованность 🔸 но её (реакцию) можно контролировать 🔸 контролировать эмоции мы учимся, наблюдая за поведением других. 🔺ребёнок повторяет поведение взрослых.
Такие выводы должны внести ясность в формирование эмоций.
Мы поговорили о том, что заставляет ребёнка вести себя плохо. Теперь хочу поговорить о том, как реагировать на такое поведение. Мы выяснили, что ребёнок реагирует так, как его заставляет окружающая среда. Большая часть его эмоций - неосознанная. Ребёнок может даже не понимать, что он испытывает, какое чувство, какую эмоцию. Поэтому не стоит его ругать, когда он начинает истерить, ругаться, провоцировать или не слушаться. Наоборот постарайтесь смягчить ситуацию и выслушать его. Позвольте ребёнку высказать то, что он чувствует, то, что его тревожит. И вы увидите, что ребёнок сам начнёт делать то дело, которое вы пытались заставить его сделать. Приведу пример в рамках дистанционного образования. Ребёнок накануне уроков устраивает истерику из-за того, что он не хочет учиться по компьютеру, ему ничего не понятно, кто-то из родителей его за это ругает и сомневается в его умственных способностях. Что сделать, чтобы успокоить ребёнка и заставить его учиться? Здесь нам поможет метод активного слушания. РЕБЁНОК: я не буду больше учиться так! РОДИТЕЛЬ: тебе не нравится так учиться. РЕБЁНОК: да! Я хочу в школу, я хочу, чтобы новые темы нам рассказывала учительница! РОДИТЕЛЬ: ты не понимаешь, как я тебе объясняю новую тему. РЕБЁНОК: угу. Мне не всегда понятно, а когда я не понимаю, ты кричишь на меня, тогда я теряюсь ещё больше и не понимаю вообще ничего. РОДИТЕЛЬ: тебе тяжело понимать, когда на тебя кричат. РЕБЁНОК: не только тяжело, но и грустно. От того, что я не понимаю и не могу справиться с заданием. Мне будет понятнее, когда ты будешь объяснять эту тему с примерами из жизни или более подробно.
Вот так просто можно выяснить, что переживает ребёнок, из-за чего началась у него истерика и как ему понятнее сделать объяснение новой темы. Причём это все без ругательств, криков и нервотрепки. В разговоре с ребёнком старайтесь понимать, что чувствует ребёнок и говорите об этом. Возьмём первое предложение из примера. Ребёнок говорит, что он больше не будет учиться дистанционно. Это нам говорит о том, что он не хочет так учиться. Значит об этом мы ему и должны сказать. Ты не хочешь учиться дистанционно. Когда ребёнок видит, что понимают, он начинает раскрываться и рассказывать дальше о своих переживаниях. В конце, когда он рассказал о том, как ему понятнее объяснить материал, то он сделал шажок на встречу родителю, он таким образом попросил о помощи в обучении. И теперь задача родителя это понять и сделать. Суть этого метода в том, чтобы научиться слышать проблемы наших детей и научиться помогать им так, как это будет полезно и эффективно для них.
Также в обучении для нас главное держать под контролем наше самообладание. Как мы выяснили из предыдущего примера, крики на ребёнка не помогают ему думать, а лишь замедляют этот процесс или блокируют его вовсе. Гнев, который мы проявляем в процессе «воспитания» или «обучения» ребёнка вызывает в нем чувства ненужности, неуверенности в себе, портят настроение или провоцируют ребёнка на ответную агрессию. В таком случае ребёнок может почувствовать потребность в самозащите и начать кричать в ответ. Или он попытается это сделать, чтобы привлечь ваше внимание к его проблемам. Часто дети не знают, как им говорить о своих переживаниях и делятся ими в процессе такой обоюдной ссоры. В итоге все поругаются, у всех будет плохое настроение, и вечер будет испорчен. Поэтому нам важно научиться сдерживаться и не проявлять свою агрессию в сторону ребёнка. Чтобы не ухудшать его способности, чтобы не развивать сомнения в себе и в вашей любви. А ещё это будет отличным примером для подражания. Как мы знаем, дети перенимают наш опыт и начинают пользоваться им с самого детства.
Ещё стоит обратить ваше внимание на такой пример воспитания, как сравнение ребёнка с другими детьми. Во-первых, этим вы понижаете ему самооценку и уверенность в себе. Он может подумать «я плохой, ведь я не могу справиться с этим заданием, значит мама меня не любит». Во-вторых, этот метод создаёт эмоциональное давление и отрицательное мотивационный эффект. То есть из-за плохих эмоций ребёнок может ощущать подавленность, из-за чего у него падает учебная мотивация. Ему не хочется учиться, когда у него ничего не получается. В-третьих, вы можете столкнуться с замкнутостью. Ребёнок может побояться поделиться с вами чем-нибудь плохим, какой-нибудь проблемой из-за страха, что его снова поругают и в пример приведут других детей. Ведь ему так не хочется слышать, что для его родителя ребёнок не самый лучший. Это обижает его и заставляет закрыться. Этот воспитательный метод в рамках дистанционного образования может быть популярен, так как у родителей не хватает сил и терпения что-то объяснить. Но выход из этой ситуации такой: научитесь объяснять, так как понятно будет вашему ребёнку. Если какая-то тема понятна вам, то это не будет автоматически понятно вашему ребёнку. Посмотрите с ним видеоролики, объясняющие определённые темы, спросите у ребёнка, в каком месте возникли трудности в понимании, спросите, как учитель объясняет, можно даже поговорить с учителем, чтобы он объяснил, как лучше преподнести материал, так как он имеет больше опыта индивидуальной работы с вашим ребёнком. Не злитесь на ребёнка за то, что он не понимает или за то, с чем он не справляется. Наоборот поддержите его словами, создайте мотивационный настрой. Можно использовать следующие фразы «у тебя получится», «ты сможешь», «я в тебя верю», «мы справимся с этим», в конце можно добавить «только не сдавайся». Ведь замотивированность воодушевляет его, а тёплые слова создают настроение для работы.
Ещё один аспект, о котором стоит знать. Назовём его «временнАя нагрузка». Наши дети отличаются друг от друга многими качествами, отличаются по полу, возрасту и происхождению. Но ещё они отличаются по физиологи-психологическим данным. Я хочу обратить внимание на выдержку ребёнка, его усидчивость, которые влияют на успеваемость. У всех детей разный уровень внимания, что прямым образом влияет на их усидчивость. Уровень развитости внимания зависит от возраста. Например, в пером классе ребёнок не может ещё долго концентрироваться на работе, особенно, если она ему неинтересна и однообразна. Это значит, что как только ребенок потеряет интерес к предмету, то он начнёт быстро отвлекаться. Время устойчивости внимания на определенном предмете составляет в среднем 10 минут. То есть через 10 минут активной работы ребёнок устаёт и не может больше сосредоточиться на работе, ему нужно что-то новое, что-то что возобновит его интерес. И это его физиологическая норма. Это нормально для ребёнка его возраста. Поэтому учитывайте возрастные особенности вашего ребёнка при работе с ним. Давайте ему чаще передохнуть, отвлечься и снова приступайте к работе. Не перегружайте ребёнка заданиями сразу, а постарайтесь их распределить по времени, чтобы ребёнок успевал отдохнуть и восстановиться.
И последнее, на что хочу обратить внимание, - это важность способа подачи материала. Заинтересованность ребёнка в изучении определенной темы - залог успешного освоения знаний. Для детей младше 11-12 лет все-таки материал лучше изучать в игровой форме. Во-первых, это для него интересно, так совмещает в себе и развлечение, которое кроет в себе обучение, и отдых, так как ребёнок отдыхает, когда играет. Для него важно постоянно получать новый опыт, новые знания, новые эмоции. И все это он получает через игру. Однотипность действий формирует усидчивость, но не даёт качества знаний. При таком методе у ребёнка цель - выучить, сдать и забыть, а не получить знания. Так же важно объяснять ребёнку, для чего он это учит, как ему помогут эти знания в будущем и что они ему дадут в настоящем.
Теперь можно обобщить все советы и запомнить их. Чтобы спокойно учиться на дистанционном обучении нужно:
Воспитание - это целая наука. Не стесняйтесь знакомиться с ней и не бойтесь менять свою жизнь ради лучшего будущего вашего ребёнка.
Говорят, что, если учитывать эти советы в воспитании своего ребёнка, то можно получить хорошие отношения с ним без истерик и с сохранением собственных нервов. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|