Ребенок совсем не хочет учиться. Что делать, как его заставить?
Довольно часто ко мне на прием приходят родители с таким запросом. И получают ответ, который совсем не ожидали услышать: “ Никак.” Объясняю почему. Конечно, заставить вы можете. Можно уговаривать, запугивать, манипулировать, дрессировать, например. И какое-то время, вполне возможно такие приемы будут на ваших детей действовать. И даже на взрослых. Но вот незадача, недолго. Если нет внутренней мотивации, то через какое-то время внешняя мотивация перестанет работать. Интересно учиться должно быть ребенку. Познавательная активность развивается у детей естественным путем, если не подавляется слишком уж высокой активностью взрослых. По каким причинам все же ребенок может не хотеть учиться? Почему один без проблем делает уроки, а другой из-под палки? Не стоит забывать, что каждый случай уникален. Далее я перечислю только некоторые из возможных причин и кратко стратегии решения каждой ситуации.
-За ребенка постоянно хотят родители.
Они знают какую одежду ему носить, какие книги читать, какие фильмы смотреть, с какими друзьями играть и т.д. Желаниям ребенка нет места, им не дают возможности появиться и расцвести, активность ребенка подавляется. Ребенок не понимает чего он хочет, вся ответственность на родителе, весь контроль на нем. Родителю лучше знать. С ребенком постоянно делаются уроки. Сам же не сможет, поставит кляксы, так сделает, что стыдно потом будет перед учителем. Своеобразная инвалидизация ребенка получается. Учится родитель, а не ребенок. Конечно, чаще всего родитель делает это не специально, не потому что он хочет своему ребенку зла, а как раз наоборот из добрых побуждений. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Срабатывают привычные паттерны поведения, установки, которые хорошо бы в такой ситуации отнести к психологу и разобраться с ними.
- Низкая самооценка ребенка.
При этом в речи таких детей часто слышится: “У меня не получится, я не смогу, это сложно для меня, я сам не справлюсь” и т. п. Иначе это можно назвать синдромом выученной беспомощности. В этом случае надо повышать самооценку ребенка, выяснив причины, по которым она низкая.
-Ребенку на уроках скучно.
У него сохраняется интерес к другим кружкам, другим занятиям, но в школе материал подают неинтересно. Скука чаще всего это остановленная энергия. Спросите у ребенка чтобы он изменил в школе, в подаче материала, если бы был ее директором. Возможно так вам получится вместе найти решение проблемы и вы увидите какая основная потребность не удовлетворяется у ребенка. Может быть ему скучно, потому что ему важно быть в центре внимания, а в школе не позволяют это делать или ругают, когда много задают вопросов и т.п.
-Ребенок искренне не понимает зачем он учится.
Как ему знание логарифмов пригодится в жизни. Поговорите с ним об этом. Он имеет право на свое мнение. Поделитесь с ним своим, порассуждайте. Это гораздо полезнее, чем сказать: “Все учатся и ты учись, хочешь дворником быть?” Я вот, например, точно знаю как все знания, которые давались в школе, мне пригодились. Они развивали у меня навыки. Навык быстро запоминать, навык упорства (терпеть не могла алгебру с геометрией, но как могла старалась их выучить хотя бы на 3), навык логического осмысления информации и т.д. Конечно, я уже не помню что такое логарифмы, но навыками я успешно пользуюсь до сих пор.
-Ребенку сложно учиться.
Он не справляется с нагрузкой. Тогда надо либо снижать нагрузку на ребенка, убрать кружки, которые забирают силы. Или подумать о переводе в школу, учебную программу которой он сможет усваивать без нервотрепки.
-Ребенок пропустил какой-то материал, не понял его, а дальше становилось все хуже и хуже.
В этом случае важно найти то, с какого момента ребенку стало не понятно и просто помочь ему в освоении этого материала. Лучше, чтобы это был не родитель, а профессиональный педагог. Даже если родитель профессиональный педагог, лучше, чтобы это был другой человек.
-В настоящий период ребенок переживает сильный стресс.
Развод родителей, переезд, буллинг в школе и т.п. Или стрессовая ситуация была примерно пол
года назад, она может и прошла, но реакция психики осталась. В этом случае лучше отвести ребенка к психологу за квалифицированной помощью.
-Ваш ребенок уже не ребенок, а подросток.
И ему по большому счету до фени вся эта учеба. Ему важнее сейчас общение со сверстниками, освоение социальных навыков. Он сейчас учится как конкурировать, как отстаивать свои границы, как находить друзей, как влюбляться, влюблять, расставаться, быть брошенным и не развалиться при этом. Он занит поиском ответов на такие вопросы как: кто я в этом мире, зачем я живу, что будет после смерти и т.п. Абсолютно нормально, что в подростковый период учеба уходит на второй план. Это происходит не у всех, но если у ваших детей сейчас именно так, выдохните, родители. Это пройдет.
Итак, что же делать, чтобы ребенок хотел учиться? Ничего особенного для этого делать не надо. Оставьте учебу ребенку. Учеба - это ответственность ребенка, не ваша. Поймите сначала это сами и через какое-то время осознает ребенок. Вы можете помочь, если ему сложно, но не более того. Помочь и делать уроки за ребенка, прописывая каждую строчку вместе, это разные вещи. Так ваш ребенок не станет взрослым и самостоятельным или станет, но с большим трудом.
Не делайте из дома продолжение школьного кабинета. Пусть на уроки будет отведено определенное время, за границами этого времени общайтесь со своим ребенком (не об учебе), смотрите вместе фильмы, играйте всей семьей, гуляйте, пеките вместе пироги, пойте песни, танцуйте, проводите время наедине с собой и друг с другом. Дом - это место для любви, а не для логарифмов.
Счастья вам и пусть в этом году у вас все получается!
Автор: клинический и детский психолог Эльнара Папилова
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.