Принципы эффективного обучения

 

Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни.

Сенека

 

Рассмотрим некоторые принципы, которые позволяют сделать обучение эффективным.  Эти принципы одинаково применимы как в отношении детей, так и в отношении взрослых.

1. Потребность.

     Эффективное обучение начинается тогда, когда

человек оказывается перед реальной проблемой, разрешение которой необходимо для удовлетворения той или иной его потребности.

    Почему в школе обучение бесполезно? Потому что оно максимально, насколько это возможно, оторвано от реальных потребностей детей. Уже одно это делает обучение в принципе невозможным. Что на самом деле может беспокоить мальчика 8-12 лет? Он влюблён в свою одноклассницу и остро нуждается в коммуникативных умениях, позволивших ему вступить с ней в контакт. Это подходящий контекст для того, чтобы предложить ему соответствующее обучение, обучение тому, как общаться с другими людьми, понимать их и устанавливать с ними контакты. А что может быть важнее? Вместо этого его обучают алгебре и геометрии. Как иначе можно назвать такую ситуацию, как не полным абсурдом?

 

2. Свобода.

    А что нужно, чтобы понять, какие проблемы испытывает обучающийся? Как выявить наиболее актуальные  его потребности? Просто как дважды два!

Необходимо предоставить ему свободу.

    В процессе свободного поиска, исследования себя и окружающего мира у человека раскрываются его способности, происходит понимание себя. Задача школы предоставить соответствующую стимульную среду, в которой такой поиск возможен. А что происходит в реальности? За индивида определяют, что и как он должен выучить. Максимальная степень несвободы, которую только можно себе представить! Возможно ли в такой ситуации хотя бы приблизительно понять свои потребности и раскрыть способности? Это в принципе невозможно! Учитель должен задавать следующие вопросы ученику, если хочет иметь шансы на эффективное обучение: «Что ты хочешь узнать, чему научиться? Чем я могу быть тебе полезен? Чем я могу помочь?» В данной ситуации учитель – всего лишь инструмент, который что-то знает и что-то умеет. Если ученик захочет, он может этим инструментом воспользоваться. И здесь мы подходим к центральному принципу, который лежит в основе эффективного обучения.

 

3. Субъект.

    Эффективное обучение предполагает, что

процессом обучения руководит сам обучающийся.

    В этом проявляется базовое доверие к индивиду: мы предполагаем, что мощные внутренние ресурсы заложены в каждом человеке, и необходимо, по меньшей мере, не мешать их реализации. Здоровое обучение – целостный процесс, включающий в себя не только приобретение знаний и навыков, но также развитие и воспитание. Когда удаётся создать условия, в которых субъект сам руководит своим обучением, происходит и развитие, и обучение, и воспитание. Только в таком случае содержание обучения будет напрямую связано с потребностями обучающегося, а значит, отличаться следующими характеристиками, которые отсутствуют в традиционном обучении: прямая связь с потребностями и способностями ученика, высокая мотивация учиться, глубокий интерес к обучению, неразрывная связь с практикой, целостность процессов развития, воспитания и обучения,  и, наконец, высокий уровень удовлетворённости и счастья. 


Просмотров: 374
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Обучение технологиям воздействия на собеседника (Онлайн-обучение)
  • Обучение на практике самое эффективное
  • Почему бизнес-обучение часто оказывается неэффективным и как можно изменить ситуацию.
  • Развитие, воспитание, обучение ребенка. В чем различие?
  • Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения
  • Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе в условиях инклюзивного образования
  • Как сделать обучение простым и эффективным?
  • Дистанционное обучение. Обратная связь.
  • Папа может: нестандартный взгляд отца на школьное обучение
  • ПКБ 5.3. Воспитание – обучение – профессия: образ будущего в педагогике
  • Обучение детей 6-8 лет
  • [Вредный МИФ] Инвестиции в себя (обучение) — это лучшая инвестиция?
  • Как влияет раннее обучение чтению на развитие ребенка?
  • Обучение начинается с точек «незнания»
  • Обучение расстановкам. 30 признаков того, что вы находитесь в переплетении
  • Обучение Системным Расстановкам: какие виды расстановок бывают?
  • Обучение системным расстановкам. Что же делать, если вы не знаете предков, если человек был усыновлен?
  • Нейропсихологическая диагностика и коррекционно-развивающее обучение. О сложном – просто.
  • Дистанционное обучение Рэйки. Я не провожу. И вот почему:
  • Обучение творчеству
  • Обучение или жизнь?
  • Психотерапия как обучение
  • Гештальттерапия и обучение ей
  • Обучение саморегуляции
  • Траты на обучение
  • Обучение самоконтролю
  • Обучение на эксперта. 2.
  • Обучение эмпатии
  • Обучение на эксперта.
  • Обучение и психотерапия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь