Обучение самоконтролю

В своей жизни многие из нас уделяют достаточно большое количество времени планированию собственной деятельности на недели, месяцы или даже годы. И каждый день сверяются с намеченным графиком. Многим эта организация времени помогает совладать с тем непредсказуемым движением, которое зовется жизнью. 

Решающее значение в этой организации жизни придается формированию представления о собственной личности, о собственных возможностях, о ситуации, в которой эти возможности могут быть выражены и переведены в действительность. В том числе и поэтому существует множество различных техник в когнитивной психотерапии, предназначенные для расширения знаний о себе, своих возможностях с целью их коррекции, повышения самоэффективности. Эти техники предназначены для изучения человека с нескольких сфер жизнедеятельности: собственно когнитивной (отслеживание своих мыслей), эмоциональной (отслеживание своих чувств, эмоций), поведенческой (оценка результата своих действий). 

Наверное, многие в той или иной форме ведут личный дневник, в котором описывают события минувшего дня и оценку собственного вклада в эти события с точки зрения упомянутых выше сфер. Т.е. описание событий, эмоций, которые были вызваны этими событиями, а также мысли автоматические и осознанные, сопровождающие эмоции, и, конечно, описание исхода всего этого поведения. Этот дневник служит важным инструментом в когнитивной психотерапии, призванный улучшить рефлексивность, поспособствовать изменению своего отношения к себе и окружающему миру, улучшить социальную адаптацию.

В практике замечаю, что далеко не всегда этот инструмент может работать так, как изначально подразумевалось человеком. И дело не в том, насколько верно изложены цель данной техники или инструкции. Обычно, в таком случае решающее значение играет мотивация, а также личностные качества человека. Например, склонность к избеганию неприятных эмоций, таких как страх изменений в своей жизни, или страх одиночества (если речь идет о наращивании самостоятельности) могут поспособствовать отказу от выполнения задания или несоблюдения изначально организованного плана действий. В этом случае необходимо параллельно обучаться самоконтролю, чтобы в решающий момент не свернуть с назначенного пути.

Обучение самоконтролю

Обучение самоконтролю будет полезно не только людям, имеющим склонность к избегающему или зависимому поведению, но и тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, сопровождающейся длительным стрессом. Например, можно представить человека, который длительное время занимается поиском работы, при этом у него не получается устроиться, не хватает денег на проживание, образуются трудности взаимодействия с близкими людьми и т.д. Со временем он отчаивается, критикуя себя, и всё, чтобы он ни сделал, кажется ему бесполезным, бессмысленным. Поэтому для того, чтобы приступить к активным изменениям жизни, необходимо быть к ним готовым. 

Обучение самоконтролю включает в себя три компонента: самонаблюдение, самооценку и самоподкрепление.

1) Самонаблюдение предполагает умение человека фиксировать частоту, интенсивность и продолжительность определенных действий, совершаемых им для достижения поставленных задач. Умение вести такие записи может помочь увидеть определенные изменения и улучшения.
2) Самооценка предполагает сравнение наблюдаемого выполнения работы со "стандартом" выполнения. Это значит, что у каждого человека в зависимости от его способностей и возможностей есть собственные "стандарты" выполнения какой-то деятельности. Нередко эти стандарты заимствуются у других людей, что может привести к неоднозначности полученных результатов ("не знаю доволен или нет") или фрустрации. Обучение более точной оценке себя может помочь выработать такие стандарты. Например, это полезно, когда необходимо определить, нужно обращаться за помощью в выполнении задания или нет.
3) Самоподкрепление предполагает наличие соответствующих последствий выполнения работы, удовлетворяющих собственным стандартам. Это неудивительно, так как любая деятельность требует подкрепления для сохранения мотивации. Подкреплять желательное свое поведение необходимо конкретными наградами (подарком, приятной прогулкой, просмотром любимого фильма и т.д.), а также позитивными когнитивными подкреплениями: "Да! Я действительно это сделал и у меня всё получилось! Я крут!". 

Формирование у себя желательных качеств, которые помогут добиться поставленных целей, повысить собственную самоэффективность - это иногда длительный и трудоемкий процесс, но понимая себя, зная свои возможности и обладая навыками самоконтроля, этот процесс будет проходить намного быстрее и приятнее. 



Для лиц с повышенным самоконтролем необходимы другие средства и методы повышения самоэффективности, о чем, может быть, напишу в других статьях.



Просмотров: 377
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Влияние действий руководителя на успех выполнения плана продаж.
  • Как оптимизировать процесс выполнения домашнего задания школьника?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Статья 1. "20 вопросов, которые необходимо задавать себе каждое воскресенье".
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • Почему может быть полезно вести дневник?
  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Значение эмоций в психической жизни человека
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Обучение - "королевская дорога" к новой жизни!
  • "Хроники школьного психолога "Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека»
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Тест "Оценка собственной жизненной ситуации"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Применение техники ВКД при реадаптации военнослужащих после выполнения специальных задач



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь