|
Обучение или жизнь?Автор статьи: Алексей Рыженков
В предыдущей статье «Упасть до состояния Ученика» я обещал рассмотреть тему учителя, но перед этим необходимо погрузиться в общий контекст самого процесса обучения, где может проявляться и ученик, и учитель. Так как не все так однозначно, как мы привыкли думать по этой якобы для всех ясной теме. Я конечно, не надеюсь, что это видение каким-то образом поможет выбраться из методологической ямы сферы обучения, в которой сейчас застряла Россия с ЕГЭ, с введением обучения бакалавров по западной схеме (которую в последние дни «в верхах» уже начали активно признавать ошибочной), но обозначить свой методологический подход с помощью пентадной логики я все-таки смогу. Итак, коротко в той статье было так: постоянно изменяющийся мир заставляет нас развиваться и приспосабливаться к его изменениям, то есть обучаться новому способу существования даже и в каких-то мелочах. Это было сказано с общей позиции какого-то неопределенного движущего начала, которое мы и примем за отправной элемент рассмотрения всего процесса обучения в пентадной логике, а весь процесс обучения назовем как целостный процесс (ЦП). Сразу даю схему, с которой и начнем разбираться, схему ЦП (так как это процесс развития со всеми вытекающими законами и свойствами):
Итак, самый ПЕРВЫЙ элемент ЦП, из которого все как бы и начинается должен быть довольно неопределенным и в то же время быть основой зарождения следующего элемента. И это можем назвать обычными «Изменениями жизни», которые непрерывно происходят и тем более сейчас становятся все более стремительными и всеохватными, разносторонними. Эти изменения жизни и раздают нам «пинки», и в то же время предоставляют возможности адаптации и какой-то реализации себя в этом мире, мотивируют (в начале мотивации достижений, а потом и мотивации избегания, но это уже тема отдельной статьи). Попробуйте сейчас вспомнить какие-то последние события своей жизни, где она Вам преподносила сюрприз в виде какой-то вдруг возможности или «на ровном месте проблемы».
И если мы правильно понимаем эти сигналы изменения жизни, то попадаем часто подсознательно во ВТОРОЙ элемент ЦП — «Позиция ученика», главное которого осознать, что в этой сфере ты еще почти ничего не знаешь, и принять решение учиться, лучше даже с «нуля». Это зона ответственности самого ученика. Попробуйте сейчас вспомнить, какие решения что-то в своей жизни изменить, чему-то научиться Вы давали недавно.
Пойдем далее... Но это очень упрощенный взгляд на наш рассматриваемый здесь ЦП. Оба предудыщих элемента ЦП могли пройти даже непроявленно в мире, а только в виде внутренних чувств, ощущений, мотиваций, решений. Но часто это принимают за самые главные функции учителя во всем этом целостном процессе. Как бы не казался сейчас этот третий элемент ЦП сложным и гораздо более длительным по времени реализации, чем другие, но все же он не важнее других в свете рассмотрения самого ЦП. Зацикливание и остановка внимания именно на этом элементе часто и не дает нормально завершиться всему процессу обучения в текущем цикле. Попробуйте сейчас вспомнить свое последнее обучение, его нужность для Вас.
Правильно настроенный и самый длительно проживаемый третий элемент ЦП «реальное обучение» должен заканчиваться следующим ЧЕТВЕРТЫМ — «Освоением мастерства». Что у нас сейчас говорят об ЕГЭ, как критерии оценки качества обучения? Видимо, только некоторые отдельные обучающие курсы являются свого рода фабрикой Мастеров, а общее массовое обучение пока ох как далеко здесь от идеала. Ну и ответственность за четвертый элемент сейчас с учителей снята, вернее так заформализована, что и концов не найдешь. Их оставили функционировать на третьем элементе — «Реальном обучении» просто как работников, понизив тем самым и ценность этого сектора жизни общества, и ценность профессии учителя как таковой. Попробуйте сейчас, «с высоты прожитых лет» после окончания обучения оценить результативность своего обучения: насколько этому соответствовало затраченное время и ресурсы?
Ну и наконец последний, ПЯТЫЙ элемент — «Становление Учителя». Появление Мастеров своего дела означает только исполнение этой функции в обществе. Не каждый Мастер сможет, а тем более и захочет стать Учителем. До этого нужно тоже ДОРАСТИ. С уровня Мастера. До Учителя. И это не для всех оказывается простым делом. Учителей всегда было и будет гораздо меньше, чем Мастеров. Попробуйте сейчас в своих умениях найти то, что соответствует уровню Мастера.
И реально без этого завершающего и наполненного энергией внимания общества элемента «Становление Учителя» во всем рассматриваемом целостном процессе не будет нормального развития самого общества, что мы сейчас и имеем в жизни. Мы уже часто обламываемся даже на третьем элементе — «Реальном обучении», не говоря уже о том, чтобы получать качественный результат в виде мастеров своего дела. Этот пятый элемент сейчас в любом случае есть как этап естественного процесса, но он НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ Учителям во всем целостном процессе образования, а отдан на откуп чиновникам всех уровней, которые и решают КАК, ДЛЯ ЧЕГО и РАДИ ЧЕГО нужно учить. Лучшие и самые ценные Мастера обучения — это уже именно Учителя — редко попадают в управление этим процессом на уровне страны. Чтобы понять более глубокий смысл и ценность последнего пятого элемента для нормального развития общества, необходимо коротко пройтись по нашему циклу целостного процесса обучения в более-менее идеальном варианте. Итак, первый элемент «Изменения в жизни» предлагают и/или заставляют развиваться и учиться, т. е. появляется мотивация на изменения. Под воздействием этого человек во втором элементе становится «Учеником», ищет и оценивает возможные пути обучения и по готовности попадает в «Реальное обучение», где впервые сталкивается с каким-то учителем и его особенностями передачи опыта в обучаемой сфере жизни (о чем я уже немного упоминал в предыдущей статье). Процесс обучения укладывается в какие-то реальные сроки и заканчивается такими результатами, что можно сказать — да, «Мастер» уже начинает проявляться! И при хорошем наполнении этого состояния, наличии способности обучать и собственном желании он сможет стать «Учителем». Вот такой-то вот «Учитель» нужен как элемент, который по бесконечно действующему целостному циклу развития сможет и будет воздействовать на следующий элемент «Изменения в жизни». Иначе целостный и непрерывный процесс обучения (или другими словами передача жизненного опыта проживания от поколения к поколению) просто искажается, ломается, прерывается. Вот какой вот вывод получается из рассмотрения целостного процесса обучения как обязательного условия нормального развития общества: Раньше в обществе это было что-то типа Совета старейшин, а теперь у нас демократия ))) Ну и по заголовку «Обучение или жизнь?» напоследок несколько слов... В любом случае наш бесконечно разнообразный мир, тем более с усилением мировой неопределенности будущего, т. е. «Жизненных изменений», а еще и играющиеся в нем в свои игры рядом живущие люди, всегда будут преподносить сюрпризы. И быть готовым к этому, становиться Учеником, отрабатывать с помощью обучения новые возможности и достигать новых умений и вершин Мастерства, а затем научиться передавать это и далее — это непрерывный процесс самой жизни. Так что ОБУЧЕНИЕ = ЖИЗНЬ ! Успехов Вам в становлении Мастерами, а еще лучше и Учителями! Подборка статей по пентадной логике Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|