|
Некоторые сходства и различия воспитания и обученияАвтор статьи: Савинков Станислав Николаевич
Как я уже писал раньше, родители - это в первую очередь, воспитатели для своего ребёнка, и ни в коем случае не учителя. Упаси вас Бог стать для своего родного ребенка учителем. То есть, тем, кто учит. Задача родителя - передать своему сыну/дочери отношение к жизни (желательно, адекватное). В этом, я вижу свою основную задачу - отучить, как можно больше родителей, перестать быть "учителями", для своих детей. И стать, уже наконец, родителями. Давайте рассмотрим такую таблицу (не зря же я ее составлял), в которой, как мне кажется, наглядно представлены основные отличия воспитания от обучения.
Как видно из приведенной таблицы, воспитание и обучение имеют как принципиальные различия, так и некоторые сходства. Во-первых, воспитание – это передача своего чаще субъективного отношения, а обучение – передача определенного и проверенного (то есть объективного) знания. Во-вторых, воспитание – это творческий процесс, при котором воспитатель может использовать различные способы передачи своего отношения, а обучение опирается на конкретные методы. В-третьих, организация развивающего пространства объединяет и воспитание, и обучение тем, что способствует лучшему восприятию информации. В-четвертых, для воспитания нужен лишь собственный опыт (который отличается либо объемом, либо качеством от опыта воспитанника) и желание им поделиться. Соответственно, обучение процесс более формальный. В-пятых, воспитание не ограничено временными рамками, воспитывать можно несколько долгих лет, а можно перевоспитать всего одним словом, поступком или даже жестом. При обучении человек пользуется специальными методами, когда имеет определенную цель. И без этих обучающих методов нельзя достигнуть определенный (нужный) результат. В-шестых, воспитание не может гарантировать быстрые результаты, поскольку воздействует на эмоциональную сферу человека. Обучение направлено на мышление, логические структуры сознания, оно требует результатов, а также срез знаний в виде тестирования и проверочных работ. Седьмой аспект заключается в необходимости выстраивать процесс воспитания и обучения, опираясь на индивидуальные особенности, как ученика, так и учителя, что объединяет, и воспитание, и обучение. *** Легко ли усваивать новые знания? Кажется, что, обладая обычными познавательными способностями, каждый человек способен усваивать любые знания, даже те, которые ранее ему были не знакомы. Для этого не нужно обладать сверхзнаниями или создавать специальные условия. Все просто: сел – прочитал – запомнил. Но, на самом деле, это не так. Как показывают исследования, человек легче усваивает те знания, которые ему уже знакомы. Проще говоря, мы быстрее усвоим ту информацию, о которой уже имеем некоторое представление, или к которой у нас уже сформировано какое-то (эмоциональное) отношение. Например, вы приходите на работу и вам дают новый аппарат – осциллограф. И говорят: работайте! Ни инструкций, ни схем, никакой информации об этом приборе нет. Вы с ним наедине. Ну, допустим, нашли вы к нему инструкцию в интернете. Скачали. Вряд ли вам это поможет – пока разберёшься, что к чему, уже все сроки сдачи работ закончатся. Вы начинаете спрашивать у коллег, что это за штука и как с ней работать. Если коллеги знают, то в первую очередь, они озвучат своё отношение: «Да, такой сложный прибор, для фиксации различных параметров. Не заморачивайся». Или другое мнение: «Да, это такая классная штука. Если бы не осциллограф, я бы никогда не смог изучать временные параметры электрического сигнала. А какую он выдает фотоленту! Супер!». На основе этого первого переданного вам отношения от знающего коллеги, вы уже будете формировать собственное отношение. И либо, как при первом совете – не будете заморачиваться, либо, как во втором случае, также загоритесь интересом и проявите больше активности в изучении вопроса. Зато первое, что приходит в голову, человеку, встречавшимся с осциллографом, и даже работавшим с ним, это отношение, потому что обязательно вспомниться какой-то случай во время работы или первая встреча. То же самое происходит при обучении, если ребенок уже имеет отношение к предмету, то оно служит основой, на которую лягут новые знания и будут им хорошо усвоены. Если же у ребенка нет отношения к предмету, либо оно негативное, то и знания будут усваиваться с трудом. Как нельзя построить дом без опоры, так же нельзя построить эффективное обучение без воспитательной основы. Приведу пример. В 8 классе, в школьную программу вводится совершенно новая для учеников наука – химия. Как правило, никто из преподавателей ничего о ней не говорил. А когда начинается курс, то ученикам говорят: «Вот наука – химия, изучайте её». Естественно возникнет множество вопросов. Больше всего вопросов у тех детей, которые о химии не имели никакого представления, а меньше вопросов будет у тех, кто уже знаком с химическими опытами, с применением химии в быту и т.д. Вот и получается, что начальное воспитание (формирование отношения и первичных представлений об этом предмете), помогает улучшать обучение. Сегодня, в детских магазинах продается множество игровых наборов, знакомящих детей с различными науками в виде интересных игр, опытов, исследований. Их также можно назвать методами воспитания, поскольку они формируют отношение ребенка к той или иной науке (физике, химии, математике и т.д.). Система воспитания опирается на различные методы, их, на современном этапе развития педагогической науки, достаточно много. В семье же, чаще всего, используются такие методы воспитания как: - пример родителей, - убеждение, - упражнение, - требование, - принуждение, - поощрение и наказание. Как вы понимаете, не все из них являются развивающими, но при этом каждый из них может оказаться наиболее эффективным в определенной ситуации. В менеджменте, есть такое понятие – стиль управления. Это совокупность приемов, которые использует руководитель, для повышения эффективности трудового коллектива. А эффективным руководителем считается тот, который умеет принимать адекватные решения исходя из возникшей ситуации. Например, в ситуации кризиса (пожар, землетрясение, острый конфликт, угроза жизни или имуществу и т.д.), самый лучший стиль управления это авторитарный. Авторитарный стиль характеризуется наличием четкого и волевого решения лидера, отсутствием лишних обсуждений, беспрекословным подчинением остальных членов группы приказам лидера. Если же в кризисной ситуации выбрать какой-то другой стиль управления, например, либеральный (попустительский) или демократический, которые предполагают длительные консультации со всеми членами коллектива, обсуждение актуальных вопросов большинством участников, то ценное время может быть упущено и кризис лишь усугубится, принеся большие потери и даже жертвы. Демократические методы эффективны в ситуациях, когда ситуация в компании, в целом, стабильная, но возник спорный момент или есть несколько точек зрения. В семейной жизни это такие темы, например, как лучше пристегнуть ребенка в автомобильном кресле или сын подросток желает изменить время своего возвращения домой, после прогулок с друзьями. Попустительский стиль воспитания, также имеет право на существование в тех ситуациях, когда вы точно знаете, что человеку можно доверять. Например, когда нужно, чтобы ребенок школьного возраста сходил в магазин, находящийся рядом с домом или ребенок-дошкольник просит маму не укладывать его спать днем, потому что сегодня единственный выходной у папы, и они хотели вместе пойти в парк. *** В семье, как и любой другой социальной группе людей, есть лидер и подчиненные. Лидер принимает на себя всю ответственность за сделанный выбор и полученный результат. А тот, кто принимает на себя ответственность, чаще, чем остальные, и является истинным лидером в семье. Лидеры бывают формальными, то есть назначенными, а бывают не формальными, то есть скрытыми. Формальными лидерами в семье являются родители, поскольку законодательно определено, что родители – это лица ответственные за воспитание и развитие детей. Они несут перед государством ответственность за жизнь и здоровье маленького гражданина. И в случае нарушения закона (как родителем, так и ребенком) с них весь спрос. Это дает им право устанавливать правила поведения внутри семьи. Но закон, в нашей стране, являющейся светским государством, целенаправленно, не делит супругов между собой на того, кто является формальным лидером, и того, кто должен подчиняться. Потому что каждая российская семья имеет свои особенности (национальные, культурные, внутрисемейные и т.д.). В одних семьях, принято мужское лидерство, а в других, наоборот, женское. Как показывает практика, супруги об этом почти никогда не говорят друг с другом, подчиняясь общепринятым нормам общества, в котором они живут. А на самом деле, война за лидерство в семье ведется постоянно. Жена может быть настоящим лидером, а муж лишь формальным, и наоборот. Иногда, выяснение этого факта для супругов становится настоящим открытием. На практике это приводит к тому, что между собой они не могут договориться, например, в методах воспитания, в том какие ценности прививать детям. Муж говорит: «Я знаю, как надо воспитывать, я же вырос и ничего». Жена ему противостоит: «Нет, так ты не сделаешь из сына/дочки нормального человека». И так далее и тому подобное. В итоге их дети растут в противоречиях, скандалах, вечных конфликтах, наблюдая самый древний вид спорта – перетягивание каната на себя. Точно такое же поведение, они начинают воспроизводить в своей семье, не понимая, почему так происходит. Дело в том, что впечатления, полученные в детстве, наиболее интенсивны, лучше запоминаются, потому что связаны с эмоциями. Но выход, даже из таких ситуаций, есть. Чем больше методов находится в арсенале родителей и учителей, тем более эффективным и адекватным оказывается воспитание. Спасибо за ваше внимание. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|