|
Особые дети: социализация, обучение, отношениеАвтор статьи: Наталья Джумыга
Презентация моя была о том, что перед тем, как вводить инклюзивное обучение необходимо подготовить общество к интеграции детей, которые до сих пор находились вне поля зрения обычных людей. Какое отношение сформировалось, к примеру, к умственно отсталым детям? Насмешки, анекдоты про детей Даунов, страх агрессии и непредсказуемого поведения от личностей с нарушениями в развитии. И для изменения такого стереотипного отношения необходимо время, множество мероприятий, информирующих об особенностях детей с различными нарушениями развития и возможность общаться с ними вне учебного заведения. Подготовка учителейУчителя и воспитатели тоже люди. Им не чужды стереотипы общества. И с появлением в классе особого ребенка у них может выстреливать человеческая реакция. У моего младшего сына в классе непродолжительный период времени учился ребенок, который внешне и по поведению отличался от других детей. В первую очередь на это обратила внимание учительница. А затем родители остальных детей. Педагог с ужасом сообщила диагноз: задержка психомоторного развития, так, как будто это нечто ужасное. Если бы она была больше осведомлена в этом вопросе, что не является ее компетенцией, и в чем нет ее вины, она бы понимала, что это не такой страшный диагноз. ЗПР не является умственной отсталостью и при надлежащей коррекционной работе во многих случаях полностью преодолевается к 12 годам. Настороженное отношение возникает от незнания, от невозможности помочь ребенку, от страха неизвестности. Закончилось тем, что ребенка выжили из класса. Если бы учитель был подготовлен психологически и профессионально в области специальной педагогики, события, возможно, развернулись бы иначе. РодителиРодители тоже люди. Они не информированы, они боятся за своих детей. Их пугает неизвестность, по незнанию они боятся агрессии особого ребенка. Учителя и родители вербально и невербально транслируют свои опасения детям. И дальше, как следствие, одноклассниками и преподавателем, вполне нормальная реакция ребенка - гнев в ответ на издевательства, трактуется как отклоняющееся поведение. А до того, как взрослые начали свою кампанию, дети замечали в мальчике доброту, простодушие, желание дружить и помогать одноклассникам. Что же говорить об умственной отсталости? В нашем обществе двойные стандарты по отношению к такому нарушению развития. С одной стороны во время беременности женщины сдают различные анализы на генетические отклонения. И наличие у нерожденного ребенка такого нарушения, как например, синдром Дауна является показанием к искусственному прерыванию беременности. Это ни хорошо и не плохо. Это личный выбор каждого. А если этот ребенок все-таки рождается, под личную ответственность родителей, у него каким-то чудом появляется множество прав и льгот. Здесь уже заложен конфликт. И ждать от мам обычных детей, которые эти анализы сдавали или, что еще страшнее, прерывали беременность по результатам анализов, хорошего отношения к детям с нарушениями в развитии очень сложно. Следовательно, готовить к появлению в классе/школе особых детей надо изначально учителей и родителей. Так как, даже если воспитывать у учащихся уважительное отношение к особым детям, они все равно будут транслировать отношение, принятое и озвученное в семье. ДетиУ детей и подростков слова «даун», «имбицил», «дебил», что уж греха таить, используются как обзывательства, и происходит это не одно десятилетие. Нередко случается, что и учителя, используют эти термины в общении с учениками. И как людям с такими установками позволить беспрепятственно существовать рядом с собой даунам имбицилам и дебилам? Нужно время и грамотная работа в этом направлении. Учащихся общеобразовательных классов следует информировать о том, что основным отличием детей с умственной отсталостью является предел развития интеллекта. И в этом нет ничего страшного для окружающих, ведь и у людей в пределах нормы показатель IQ отличается. Задаю вопрос своему сыну: «Как ты думаешь, если бы у вас в классе появился умственно отсталый ребенок, как бы к нему относились?» Его ответ: «Не думаю, что в нашем классе кто-то над ним бы издевался, старались бы обходить стороной, потому, что неизвестно чего от него ждать и как с ним общаться, и чтобы не навредить случайно. У нас в школе в пятых классах есть особые дети и учителя жалуются, что они не могут сидеть спокойно на уроках и не знают элементарных вещей». Т.е. есть особые дети и учителя жалуются на их особенности. ВыводБез подготовки всех людей задействованных в процессе инклюзивного обучения: учителей, психологов, родителей и детей, эта идея остается утопией, встречающей множество неразрешенных проблем на своем пути. А дети с нарушениями в развитии, вместо декларируемой интеграции в общество, оказываются во враждебной обстановке, в условиях, не позволяющих им развивать свои возможности и с усилившимся ощущением своей неполноценности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|