Выявление специфических нарушений письма – дисграфии. Первый год обучения.

Обследование навыков письма младших школьников

(1 года обучения).

Выявление специфических нарушений письма – дисграфии.

               По самым общим подсчетам на сегодняшний день количество детей с трудностью овладения письмом и грамотностью составляет около 25% общей популяции. Дело в том, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости, дисфункции отдельных отделов мозга. Эти отделы отвечают за выполнение двигательной функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Также уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. А.Р. Лурия писал, что «акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого-либо одного «центра» , в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высоко дифференцированных зон коры головного мозга». Таким образом, ошибки в русском языке часто происходят из-за особенностей нейропсихологического развития ребенка.

Как же выявить причину трудностей в усвоении русского языка? Можно проанализировать характер ошибок, который допускает ребенок в тетради, а также провести специальное обследование письма (нейропсихологический подход). Обследование навыков письма у учащихся начальных классов осуществляется с помощью выполнения следующих видов письменных работ: слухового диктанта, списывания с печатного и рукописного текста. Обследование должно проводится в каждой возрастной группе не менее 2-х раз в год.   Для этих целей я использую методику под редакцией Иншаковой О.Б. Исследование навыков письма, полученных в процессе целенаправленного школьного обучения, осуществляется с помощью специально подобранных для этой процедуры текстов. С каждым годом в текстах увеличивается количество многосложных слов и их длина, количество букв в словах. Также увеличивается доля малочастотных слов, их сложность. Все материалы контрольных письменных заданий рекомендованы для использования Министерством образования и науки РФ.

Спецификой описываемой методики является то, что одни и те же контрольные задания предлагаются для выполнения дважды. Учащиеся выполняют их в конце и в начале следующего учебного года. Сравнение двух одинаковых работ, которые были выполнены в разное время, позволяет выявить у одних детей утомляемость, возникающую в конце учебного года, а у других распад сформированных в процессе обучения стереотипов письма, обнаруживаемый в начале нового учебного года после продолжительного отдыха, что следует считать одним из явных признаков специфического нарушения. Также в одном случае можно наблюдать большее количество ошибок в конце учебного года, а в другом – в начале учебного года. Эти сведения очень ценные для разрабатывания программ коррекционной работы.

Важно отметить, если в письменных работах школьника длительное время обнаруживается более четырех дисграфических ошибок, то у него квалифицируется нарушение письма – дисграфия. Соответственно данному ребенку необходима помощь специалистов (нейропсихолога, логопеда).

Описываемая методика предлагает тексты для обследования детей 1-4 классов. Я же в своей работе хочу остановиться на изучении навыков письма у учеников 1-го класса.

В конце первого учебного года дети пишут диктант, выполняют списывание с печатного текста и списывание с рукописного текста. Все задания должны быть разнесены во времени и выполняться на первых уроках. Удобство данной методики заключается в том, что все исследования проводятся фронтально.

Для получения максимально объективных результатов необходимо придерживаться следующих условий:

  • Подробно объясняем процедуру проведения обследования.
  • Раздаем детям нелинованные листочки – все одинакового размера и цвета.
  • Имя и фамилию, наименование письменной работы (диктант и т.д.) и заголовок письменной работы дети должны писать самостоятельно. Это дополнительный информационный материал для оценки навыков письма.
  • Текст диктанта следует читать громко, с одинаковой скоростью, четкой артикуляцией.
  • Для списывания с печатного и рукописного текстов каждый ученик использует индивидуальные листочки с образцами текста.
  • Для проведения данного обследования лучше рассадить учеников по одному, чтобы избежать списывания и повторения чужих ошибок.
  • Время выполнения ограничено. Если ребенок не справился с работой в отведенное время, это фиксируется.

Описываемая методика предлагает следующие тексты для изучения навыков письма учащихся 1-го класса (конец обучения) и 2-го класса (начал раз, обучения). Повторю еще , что задания предлагаются одинаковые.

Диктант.

                                                                       Гроза.

     Стоит теплый летний день. По небу плывет большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом.

29 слов, 82 согласных, 59 гласных, 5 мягких знаков, 13 кластеров в словах.

Списывание ( с печатного текста).

                                                                         Ежик.

       Теплые лучи разбудили лес. От старой ели легла тень. Вылез тощий ежик. Он стал искать пищу.

17 слов, 47 согласных, 37 гласных, 2 мягких знака, 7 кластеров в словах.

Списывание (с рукописного текста).

                                                                        Журавль.

       Жил на болоте журавль. Он построил избушку. Журавлю стало скучно жить одному. Он позвал в гости цаплю.

18 слов, 57 согласных, 39 гласных, 2 мягких знака, 14 кластеров в словах.

Обработка результатов обследования письма школьников первых классов производится по следующим параметрам:

- количество предложений необоснованно написанных с новой строки;

- заголовок письменной работы написан не посередине (сильно сдвинут влево или вправо);

- первое слово текста написано радом с его названием.

Ошибки письма:

  • Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков:

А) звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары: звонкий согласный на глухой согласный; глухой согласный на звонкий согласный.

Б) твердых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв (по вертикали) между собой: гласная буква 2 ряда на гласную 1 ряда; гласная буква 1 ряда на гласную 2 ряда.

Гласные буквы 1 ряда А О У Э Ы

Гласные буквы 2 ряда Я Е Ю Е И

Ошибки обозначения мягкости согласных.

- замена гласной буквы 2 ряда на Ь;

- замена гласной буквы 2 ряда на Й в конце слова;

-замена Ь на гласную букву;

- пропуск Ь;

- замена разделительного Ь на И, Й + Ъ;

В) свистящих и шипящих согласных: свистящий согласный на шипящий согласный; шипящий согласный на свистящий согласный.

   Г) аффрикатов и их компонентов: согласный звук Ц на согласный Ч; согласный звук Ч на     согласный звук Ц; аффрикаты на компоненты аффрикатов.

   Д) заднеязычных согласных (к-х, г-к, включая их мягкие пары): смычных согласных (К,Г) на щелевой (Х); щелевой (Х) на смычные согласных (К,Г).

     Е) сонорных согласных, включая мягкие пары: вибрант Р на смычно-проходной согласный Л; смычно-проходной согласный Л на вибрант Р.

     Ж) гласных букв, проявляющихся в смешениях гласных букв между собой ( по горизонтали):

А – О – У – Э – Ы

Я – Е – Ю – Е – И

гласная буква первого ряда на гласную букву первого ряда; гласная буква второго ряда на гласную букву второго ряда.

     З) согласных, сходных по способу образования: п-к, с-х, т-к и т.д.

     И) согласных, сходных по месту образования: п-м, т-н, н-л и т.д.

  • Оптические ошибки.

Ошибки написания зрительно похожих букв.

  • Моторные ошибки.

А) ошибки двигательного запуска;

Б) графический поиск при написании букв;

В) лишние элементы при воспроизведении букв;

Г) недописывание отдельных элементов;

Д) персеверации – повтор предыдущей буквы (слога): согласных букв; гласных букв; слогов; неоднократные правильные обводки букв.

  • Зрительно-моторные ошибки.

А) смешения оптически сходных букв;

Б) неточность передачи графического образа буквы;

В) неадекватное начертание букв.

  • Зрительно-пространственные ошибки.

             А) зеркальность букв;

             Б) неточность оформления рабочей строки.

  • Ошибки звукового анализ и синтеза.

Данная группа ошибок может встречаться как на уровне буквы, так и слога, в связи с тем, что слог, особенно у первоклассников, в силу несформированности фонемного анализа может восприниматься ими как целая и нечленимая единица.

А) пропуски букв:

согласных – парных звонких согласных, парных глухих согласных; непарных звонких, непарных глухих согласных;

гласных – А, О, У, Э, Ы, Я, Е, Ю, Е, И;

знаков – Ъ.

Б) вставки букв:

согласных – парных звонких согласных, парных глухих согласных; непарных звонких, непарных глухих согласных;

гласных – А, О, У, Э, Ы, Я, Е, Ю, Е, И;

знаков – Ь и Ъ.

в) перестановки букв: хаотичные перестановки; реверсия (зеркальная перестановка) букв в слоге; реверсия букв в слове.

Г) антиципация букв: согласных, гласных.

Оценка ошибок.

Вычленение дисграфических ошибок невозможно, если в письменной работе школьника встречаются контаминации (объединение элементов трех и более слов с различной комбинацией ошибок в виде пропусков, перестановок и смешений букв и/или слогов внутри данного объединения). За такую работу сразу начисляется 30 баллов.

При отсутствии контаминаций ошибки оцениваются следующим образом:

1 балл – допущенная и не исправленная ошибка;

0,5 балла – допущенная, но правильно исправленная ошибка.

Общая сумма баллов, начисленных за ошибки, позволяет оценить степень выраженности нарушения и одновременно охарактеризовать у учащегося уровень сформированности контроля за процессом письма (путем отнимания от общего количества ошибок ошибок, которые ученик самостоятельно исправил).

Дополнительно в каждой работе характеризуются особенности реализации письма, за каждую из которых в случае обнаружения начисляется по 1 баллу:

- гипер или гипотонус при письме;

- микро или макрография.

Подсчет среднего показателя ошибок письма (m) у каждого ученика производится отдельно для согласных, гласных букв и дополнительных знаков в связи с различным их количеством в контрольных текстах. Аналогично подсчитываются ошибки на гласные буквы, Ь и Ъ (О.Б.Иншакова, 2004).  

Для констатации дисграфии в письменных работах анализируются только дисграфические ошибки. К ним относят ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма в сильной позиции слова. Фонетический принцип предполагает написание слова в полном соответствии с его произношением. Замена какой-либо буквы в слове при использовании данного принципа при письме оказывается невозможной, поскольку в этом случае обязательно произойдет изменение слова (А.Н.Гвоздев, 1961; Л.Р.Зиндер, 1987). Реализация данного принципа обеспечивается сформированностью всех компонентов системы письма.

Совокупность некоторых описанных выше ошибок и ряд других может характеризовать состояние функции регуляции и контроля детей с дисграфией, так как письмо без участия данных процессов невозможно. Итак, при слабости функций программирования и контроля часто встречаются следующие ошибки:

- пропуски элементов букв, букв, слогов, слов;

- персеверации элементов букв, букв, слогов, слов;

- контаминации;

- антиципации;

- ошибки обозначения границ предложения;

- орфографические ошибки письма.

Используемая литература:

    Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1950Лурия А.Р. Высшие корковые функции. – 2-е изд. – М., 1969Глозман Ж.М., Потанина А.Ю. Луриевская концепция функциональных блоков мозга в коррекции дисграфии и дислексии // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. – Вып.2под ред. В.А. Москвина. – Белгород, 2007. – С.103-113Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. – СПб., 2001Иншакова О.Б. (ред.) Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М.; Воронеж, 2001.


Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Умение признавать свои ошибки. (много букв)
  • Все мечты укладываются в эти 6 букв! Оживите смысл этого слова и все сбудется!
  • нетофобия или почему мы так боимся трех букв
  • Слово из трех букв или мысли КПТ, НЛП, КБТ и т.п.
  • Слово из пяти букв
  • МИР - состоит из трех букв
  • Слово из трех букв, которое приведет Вас к богатству
  • Танец букв
  • Слово из 5 букв, которое сделает вас богатым
  • Слово из шести букв, которое приведёт Вас к богатству
  • НЛП. Слухи, скандалы и интриги вокруг этих магических букв.
  • Три зоны букв и теория Фрейда
  • Психокоррекционная сказка для детей с низкой учебной мотивацией на уроках письма
  • Пишите письма (только для мужчин)
  • Образец примирительного письма для ребенка
  • Письма к людям из прошлого. Изменения когнитивных схем при помощи написания писем.
  • Как быстро забыть бывшего. Пошлю его на небо за звёздочкой или Письма в космос.
  • Как писать письма чувств: самая полная инструкция
  • Письма отцу. Письмо 2.
  • "Доброго времени суток" или как не надо писать сопроводительные письма.
  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 3 - оправдывать свои эмоции при отсутствии контроля
  • Доверяй, но проверяй? Или почему нельзя читать чужие письма.
  • Письма любви или прививка от глупости.
  • Пишите письма. Это здорово!
  • Письма детям. Правило Пифагора.
  • «…я не могу собраться...я не знаю как жить…» отрывок из письма
  • Какие ошибки можно избежать молодой семье с ребенком первого года жизни
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • "Только не забудь!" Капсула времени или история одного письма
  • Письма из будущего



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь