|
Выявление специфических нарушений письма – дисграфии. Первый год обучения.Автор статьи: Баркарова Оксана Олеговна
Обследование навыков письма младших школьников (1 года обучения). Выявление специфических нарушений письма – дисграфии. По самым общим подсчетам на сегодняшний день количество детей с трудностью овладения письмом и грамотностью составляет около 25% общей популяции. Дело в том, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости, дисфункции отдельных отделов мозга. Эти отделы отвечают за выполнение двигательной функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Также уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. А.Р. Лурия писал, что «акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого-либо одного «центра» , в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высоко дифференцированных зон коры головного мозга». Таким образом, ошибки в русском языке часто происходят из-за особенностей нейропсихологического развития ребенка. Как же выявить причину трудностей в усвоении русского языка? Можно проанализировать характер ошибок, который допускает ребенок в тетради, а также провести специальное обследование письма (нейропсихологический подход). Обследование навыков письма у учащихся начальных классов осуществляется с помощью выполнения следующих видов письменных работ: слухового диктанта, списывания с печатного и рукописного текста. Обследование должно проводится в каждой возрастной группе не менее 2-х раз в год. Для этих целей я использую методику под редакцией Иншаковой О.Б. Исследование навыков письма, полученных в процессе целенаправленного школьного обучения, осуществляется с помощью специально подобранных для этой процедуры текстов. С каждым годом в текстах увеличивается количество многосложных слов и их длина, количество букв в словах. Также увеличивается доля малочастотных слов, их сложность. Все материалы контрольных письменных заданий рекомендованы для использования Министерством образования и науки РФ. Спецификой описываемой методики является то, что одни и те же контрольные задания предлагаются для выполнения дважды. Учащиеся выполняют их в конце и в начале следующего учебного года. Сравнение двух одинаковых работ, которые были выполнены в разное время, позволяет выявить у одних детей утомляемость, возникающую в конце учебного года, а у других распад сформированных в процессе обучения стереотипов письма, обнаруживаемый в начале нового учебного года после продолжительного отдыха, что следует считать одним из явных признаков специфического нарушения. Также в одном случае можно наблюдать большее количество ошибок в конце учебного года, а в другом – в начале учебного года. Эти сведения очень ценные для разрабатывания программ коррекционной работы. Важно отметить, если в письменных работах школьника длительное время обнаруживается более четырех дисграфических ошибок, то у него квалифицируется нарушение письма – дисграфия. Соответственно данному ребенку необходима помощь специалистов (нейропсихолога, логопеда). Описываемая методика предлагает тексты для обследования детей 1-4 классов. Я же в своей работе хочу остановиться на изучении навыков письма у учеников 1-го класса. В конце первого учебного года дети пишут диктант, выполняют списывание с печатного текста и списывание с рукописного текста. Все задания должны быть разнесены во времени и выполняться на первых уроках. Удобство данной методики заключается в том, что все исследования проводятся фронтально. Для получения максимально объективных результатов необходимо придерживаться следующих условий:
Описываемая методика предлагает следующие тексты для изучения навыков письма учащихся 1-го класса (конец обучения) и 2-го класса (начал раз, обучения). Повторю еще , что задания предлагаются одинаковые. Диктант. Гроза. Стоит теплый летний день. По небу плывет большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом. 29 слов, 82 согласных, 59 гласных, 5 мягких знаков, 13 кластеров в словах. Списывание ( с печатного текста). Ежик. Теплые лучи разбудили лес. От старой ели легла тень. Вылез тощий ежик. Он стал искать пищу. 17 слов, 47 согласных, 37 гласных, 2 мягких знака, 7 кластеров в словах. Списывание (с рукописного текста). Журавль. Жил на болоте журавль. Он построил избушку. Журавлю стало скучно жить одному. Он позвал в гости цаплю. 18 слов, 57 согласных, 39 гласных, 2 мягких знака, 14 кластеров в словах. Обработка результатов обследования письма школьников первых классов производится по следующим параметрам: - количество предложений необоснованно написанных с новой строки; - заголовок письменной работы написан не посередине (сильно сдвинут влево или вправо); - первое слово текста написано радом с его названием. Ошибки письма:
А) звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары: звонкий согласный на глухой согласный; глухой согласный на звонкий согласный. Б) твердых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв (по вертикали) между собой: гласная буква 2 ряда на гласную 1 ряда; гласная буква 1 ряда на гласную 2 ряда. Гласные буквы 1 ряда А О У Э Ы Гласные буквы 2 ряда Я Е Ю Е И Ошибки обозначения мягкости согласных. - замена гласной буквы 2 ряда на Ь; - замена гласной буквы 2 ряда на Й в конце слова; -замена Ь на гласную букву; - пропуск Ь; - замена разделительного Ь на И, Й + Ъ; В) свистящих и шипящих согласных: свистящий согласный на шипящий согласный; шипящий согласный на свистящий согласный. Г) аффрикатов и их компонентов: согласный звук Ц на согласный Ч; согласный звук Ч на согласный звук Ц; аффрикаты на компоненты аффрикатов. Д) заднеязычных согласных (к-х, г-к, включая их мягкие пары): смычных согласных (К,Г) на щелевой (Х); щелевой (Х) на смычные согласных (К,Г). Е) сонорных согласных, включая мягкие пары: вибрант Р на смычно-проходной согласный Л; смычно-проходной согласный Л на вибрант Р. Ж) гласных букв, проявляющихся в смешениях гласных букв между собой ( по горизонтали): А – О – У – Э – Ы Я – Е – Ю – Е – И гласная буква первого ряда на гласную букву первого ряда; гласная буква второго ряда на гласную букву второго ряда. З) согласных, сходных по способу образования: п-к, с-х, т-к и т.д. И) согласных, сходных по месту образования: п-м, т-н, н-л и т.д.
Ошибки написания зрительно похожих букв.
А) ошибки двигательного запуска; Б) графический поиск при написании букв; В) лишние элементы при воспроизведении букв; Г) недописывание отдельных элементов; Д) персеверации – повтор предыдущей буквы (слога): согласных букв; гласных букв; слогов; неоднократные правильные обводки букв.
А) смешения оптически сходных букв; Б) неточность передачи графического образа буквы; В) неадекватное начертание букв.
А) зеркальность букв; Б) неточность оформления рабочей строки.
Данная группа ошибок может встречаться как на уровне буквы, так и слога, в связи с тем, что слог, особенно у первоклассников, в силу несформированности фонемного анализа может восприниматься ими как целая и нечленимая единица. А) пропуски букв: согласных – парных звонких согласных, парных глухих согласных; непарных звонких, непарных глухих согласных; гласных – А, О, У, Э, Ы, Я, Е, Ю, Е, И; знаков – Ъ. Б) вставки букв: согласных – парных звонких согласных, парных глухих согласных; непарных звонких, непарных глухих согласных; гласных – А, О, У, Э, Ы, Я, Е, Ю, Е, И; знаков – Ь и Ъ. в) перестановки букв: хаотичные перестановки; реверсия (зеркальная перестановка) букв в слоге; реверсия букв в слове. Г) антиципация букв: согласных, гласных. Оценка ошибок. Вычленение дисграфических ошибок невозможно, если в письменной работе школьника встречаются контаминации (объединение элементов трех и более слов с различной комбинацией ошибок в виде пропусков, перестановок и смешений букв и/или слогов внутри данного объединения). За такую работу сразу начисляется 30 баллов. При отсутствии контаминаций ошибки оцениваются следующим образом: 1 балл – допущенная и не исправленная ошибка; 0,5 балла – допущенная, но правильно исправленная ошибка. Общая сумма баллов, начисленных за ошибки, позволяет оценить степень выраженности нарушения и одновременно охарактеризовать у учащегося уровень сформированности контроля за процессом письма (путем отнимания от общего количества ошибок ошибок, которые ученик самостоятельно исправил). Дополнительно в каждой работе характеризуются особенности реализации письма, за каждую из которых в случае обнаружения начисляется по 1 баллу: - гипер или гипотонус при письме; - микро или макрография. Подсчет среднего показателя ошибок письма (m) у каждого ученика производится отдельно для согласных, гласных букв и дополнительных знаков в связи с различным их количеством в контрольных текстах. Аналогично подсчитываются ошибки на гласные буквы, Ь и Ъ (О.Б.Иншакова, 2004). Для констатации дисграфии в письменных работах анализируются только дисграфические ошибки. К ним относят ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма в сильной позиции слова. Фонетический принцип предполагает написание слова в полном соответствии с его произношением. Замена какой-либо буквы в слове при использовании данного принципа при письме оказывается невозможной, поскольку в этом случае обязательно произойдет изменение слова (А.Н.Гвоздев, 1961; Л.Р.Зиндер, 1987). Реализация данного принципа обеспечивается сформированностью всех компонентов системы письма. Совокупность некоторых описанных выше ошибок и ряд других может характеризовать состояние функции регуляции и контроля детей с дисграфией, так как письмо без участия данных процессов невозможно. Итак, при слабости функций программирования и контроля часто встречаются следующие ошибки: - пропуски элементов букв, букв, слогов, слов; - персеверации элементов букв, букв, слогов, слов; - контаминации; - антиципации; - ошибки обозначения границ предложения; - орфографические ошибки письма. Используемая литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|