Мнемотехника обучения детей письму

        Мнемотехника обучения детей письму

Ко мне обратилась клиентка со следующим запросом: её сын (назовём его Денис) ходит в первый класс для детей с задержкой психического развития. На момент прихода в 1-й класс мальчик прекрасно знал алфавит и уже умел читать и писать. Но писал он печатными буквами – то есть так, как запомнил их в азбуке, по которой учила его мать. В середине года выяснилось, что у Дениса есть проблемы с написанием прописных букв. Он застрял на письме печатными буквами, в то время как другие дети в его классе уже пытаются писать прописными.

Школьный логопед, по словам мамы Дениса, придерживался мнения, что это из-за повышенного тонуса кисти его руки. Логопед проводила с Денисом индивидуальные занятия по письму, побуждая его выполнять задания в прописи. Но у него не получалось и, не желая преодолевать трудности, он стал категорически отказываться от этого скучного занятия. Тогда логопед решила вернуться с Денисом к самым истокам – обведению фигур по контуру. Но это и так получалось у него хорошо, а потому казалось ещё более скучным и вызывало отторжение. В дневнике Дениса ежедневно начала появляться запись логопеда: «Отказ от занятия».

Я провела с мальчиком проверочную работу в ходе которой была установлена истинная причина его письменных неудач – Денис попросту не мог запомнить, как пишутся прописные буквы, при этом печатными писал практически идеально.

Было принято решение работать с Денисом над запоминанием прописных букв, используя мнемоническую технику, что позволило повысить как запоминаемость написания прописных букв, так и мотивацию мальчика к занятиям по письму.

Мнемотехника (или мнемоника) - это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Для запоминания информации я использовала визуальный и кинестетический каналы восприятия Дениса (визуальное запоминание буквы и её прописывание с помощью различных приёмов).

Мнемотехнику взяла на вооружение ещё Мария Монтессори при обучении детей с задержанным развитием.

В США и многих странах Европы детей обучают письму именно по методу Монтессори. Ныне вышло приложение для iPod – тренажёр для обучения детей письму по одноимённому методу. Данный тренажёр хорош тем, что повышает интерес ребёнка к письму, особенно это актуально для детей со слабым произвольным вниманием и низкой учебной мотивацией – для современных детей работать на компьютере или в планшете гораздо интереснее, чем по 100 раз прописывать в прописи одну и ту же букву.

Минусы данной методики:

  1. Обучение происходит только с помощью компьютера или планшета, что может отбить у ребёнка интерес к занятию в тетрадях;
  2. Некоторые прописные буквы в приложении отличаются по написанию от тех, которым учат в наших школах.

В данной статье хочу поделиться с вами своими приёмами, которые я использую при обучении детей письму:

  1. Ребёнку предлагается составить пазл-букву их 4-х разрезных картинок (сначала заглавную, потом строчную);
  2. Прописывание буквы в воздухе (заглавная, потом строчная) – сначала рука в руке, а потом ребёнок начинает делать это сам;
  3. Ребёнку показываются рисунки-ассоциации, в которых прописная буква представлена в виде какого-то элемента рисунка (например, на рисунке нарисована тарелка с вермишелью и вилка, с которой свисает вермишель в виде прописной заглавной и строчной буквы «Е»);
  4. Если у ребёнка развито абстрактное мышление, можно предложить ему пофантазировать, на что похожа заглавная и строчная буквы;
  5. Прописывание буквы в тетради (заглавная и строчная);
  6. Прописывание букв с помощью песка;
  7. Занятия на компьютерном тренажёре (ребёнок садится за компьютер, где на экране видит трафарет сначала заглавной прописной буквы, потом строчной; с помощью планшета, подключённого к компьютеру, и пера он обводит буквы по трафарету).

Занятие проводилось у меня 3 раза в неделю по 30 минут.

В качестве домашнего задания родителям было предложено повесить в комнате Дениса на видном месте плакат с прописными буквами и 1 раз в день, во время прогулки, играть с ним в игру: прописывать на снегу, на песке, на щебёнке с помощью палочки нужные буквы.

За 3 занятия в неделю нам удавалось запомнить по 3 прописные буквы (буквы подбирались специально так, чтобы из них потом получилось слово: например, это были буквы «К», «О», «Т». По окончанию запоминания этих букв ребёнок должен был написать получившиеся слова - «кот», «ток»).

За 3 месяца ребёнок полностью освоил письмо, пишет бегло и без ошибок!

Наш мозг - это в каком-то роде мышца, которая нуждается в тренировке, чтобы быть в тонусе. Обучение с помощью мнемотехники позволяет развивать память, внимание, концентрацию и воображение, запоминать большой объём данных, пересказывать текст, с лёгкостью учить иностранные языки!

Рекомендации родителям, обучающим ребёнка буквам:

Сразу давать ребёнку для запоминания печатные буквы и прописные. Печатные буквы нам важно запоминать для обучения чтению, а прописные – для обучения письму. В основном бывает так, что в течение многих лет ребёнок запоминает печатные буквы, ему дают дошкольные прописи с печатными буквами, он научается писать печатными, а потом приходит в школу, где его начинают переучивать писать прописными. Многим детям трудно перестроиться за год, особенно если педагоги и родители не занимаются с ребёнком должным образом, и он становится неуспевающим. Поэтому печатные буквы мы закрепляем с помощью чтения, а прописные – с помощью письма.

Большинство учителей придают большое значение каллиграфичности в написании ребёнком букв, придираются к каждой чёрточке, чем отбивают всякое желание обучаться письму и русскому языку в частности. Но так ли это важно в век развивающихся информационных технологий? Многие ли из нас, взрослых, имеют каллиграфический почерк, сохранившийся с начальной школы?

Мне кажется, гораздо важнее поощрять одно стремление ребёнка писать прописными буквами. Придёт время, и он будет владеть письмом совершеннее. Главное – не утратить интереса к учёбе!

 

Дорогие родители, если у вашего ребёнка возникли трудности с обучением, приглашаю вас к себе на консультацию – вместе мы обязательно найдём выход https://www.psyoffice.ru/helenburk/#consultation

                                      
 



Просмотров: 556
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • НЛП - три страшные буквы. Что Это и Зачем Это?
  • Как быть родителем с Большой буквы и иметь здоровые, крепкие отношения со своим ребёнком.
  • Что такое Три буквы дополнительные к Вору?
  • Человек с большой буквы.
  • Боюсь людей. Чувствую себя дерьмом. Думаю, что меня будут ругать, пошлют на 3 буквы.
  • Когда родители идут на три веселых буквы...
  • Можно ли посылать на три буквы?
  • Муж послал на 3 буквы или оскорблённые и униженные
  • Буквы по венам
  • Бить или не бить, чтобы вырастить из ребенка Человека с большой буквы?
  • 22 буквы, сотворившие мир
  • Две волшебные буквы – «М» и «Ж»
  • Сказ про три волшебные буквы.
  • О сакральном смысле буквы «пси» и о полной формуле психологии
  • Что важно знать родителям, выбирая развивающие занятия для ребёнка.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Быть занятым, Насколько это важно для детей. Рекомендации родителям
  • Если он сначала вас бросил, а потом снова возвращается: что это значит на самом деле
  • Мужчина сначала вас «сливает», а потом уходит: это становится навязчивым кошмаром. Что делать?
  • О раннем обучении письму
  • Развивающие занятия для детей 2-3 лет (Занятие 2)
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Почему индивидуальные занятия для детей ЛУЧШЕ групповых?
  • Важно научиться терять время, чтобы потом его приобрести...
  • Развивающие занятия для детей от 1 до 3 лет
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь