|
Мнемотехника обучения детей письмуАвтор статьи: Буркова Елена Викторовна
Ко мне обратилась клиентка со следующим запросом: её сын (назовём его Денис) ходит в первый класс для детей с задержкой психического развития. На момент прихода в 1-й класс мальчик прекрасно знал алфавит и уже умел читать и писать. Но писал он печатными буквами – то есть так, как запомнил их в азбуке, по которой учила его мать. В середине года выяснилось, что у Дениса есть проблемы с написанием прописных букв. Он застрял на письме печатными буквами, в то время как другие дети в его классе уже пытаются писать прописными. Школьный логопед, по словам мамы Дениса, придерживался мнения, что это из-за повышенного тонуса кисти его руки. Логопед проводила с Денисом индивидуальные занятия по письму, побуждая его выполнять задания в прописи. Но у него не получалось и, не желая преодолевать трудности, он стал категорически отказываться от этого скучного занятия. Тогда логопед решила вернуться с Денисом к самым истокам – обведению фигур по контуру. Но это и так получалось у него хорошо, а потому казалось ещё более скучным и вызывало отторжение. В дневнике Дениса ежедневно начала появляться запись логопеда: «Отказ от занятия». Я провела с мальчиком проверочную работу в ходе которой была установлена истинная причина его письменных неудач – Денис попросту не мог запомнить, как пишутся прописные буквы, при этом печатными писал практически идеально. Было принято решение работать с Денисом над запоминанием прописных букв, используя мнемоническую технику, что позволило повысить как запоминаемость написания прописных букв, так и мотивацию мальчика к занятиям по письму. Мнемотехника (или мнемоника) - это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Для запоминания информации я использовала визуальный и кинестетический каналы восприятия Дениса (визуальное запоминание буквы и её прописывание с помощью различных приёмов). Мнемотехнику взяла на вооружение ещё Мария Монтессори при обучении детей с задержанным развитием. В США и многих странах Европы детей обучают письму именно по методу Монтессори. Ныне вышло приложение для iPod – тренажёр для обучения детей письму по одноимённому методу. Данный тренажёр хорош тем, что повышает интерес ребёнка к письму, особенно это актуально для детей со слабым произвольным вниманием и низкой учебной мотивацией – для современных детей работать на компьютере или в планшете гораздо интереснее, чем по 100 раз прописывать в прописи одну и ту же букву. Минусы данной методики:
В данной статье хочу поделиться с вами своими приёмами, которые я использую при обучении детей письму:
Занятие проводилось у меня 3 раза в неделю по 30 минут. В качестве домашнего задания родителям было предложено повесить в комнате Дениса на видном месте плакат с прописными буквами и 1 раз в день, во время прогулки, играть с ним в игру: прописывать на снегу, на песке, на щебёнке с помощью палочки нужные буквы. За 3 занятия в неделю нам удавалось запомнить по 3 прописные буквы (буквы подбирались специально так, чтобы из них потом получилось слово: например, это были буквы «К», «О», «Т». По окончанию запоминания этих букв ребёнок должен был написать получившиеся слова - «кот», «ток»). За 3 месяца ребёнок полностью освоил письмо, пишет бегло и без ошибок! Наш мозг - это в каком-то роде мышца, которая нуждается в тренировке, чтобы быть в тонусе. Обучение с помощью мнемотехники позволяет развивать память, внимание, концентрацию и воображение, запоминать большой объём данных, пересказывать текст, с лёгкостью учить иностранные языки! Рекомендации родителям, обучающим ребёнка буквам: Сразу давать ребёнку для запоминания печатные буквы и прописные. Печатные буквы нам важно запоминать для обучения чтению, а прописные – для обучения письму. В основном бывает так, что в течение многих лет ребёнок запоминает печатные буквы, ему дают дошкольные прописи с печатными буквами, он научается писать печатными, а потом приходит в школу, где его начинают переучивать писать прописными. Многим детям трудно перестроиться за год, особенно если педагоги и родители не занимаются с ребёнком должным образом, и он становится неуспевающим. Поэтому печатные буквы мы закрепляем с помощью чтения, а прописные – с помощью письма. Большинство учителей придают большое значение каллиграфичности в написании ребёнком букв, придираются к каждой чёрточке, чем отбивают всякое желание обучаться письму и русскому языку в частности. Но так ли это важно в век развивающихся информационных технологий? Многие ли из нас, взрослых, имеют каллиграфический почерк, сохранившийся с начальной школы? Мне кажется, гораздо важнее поощрять одно стремление ребёнка писать прописными буквами. Придёт время, и он будет владеть письмом совершеннее. Главное – не утратить интереса к учёбе!
Дорогие родители, если у вашего ребёнка возникли трудности с обучением, приглашаю вас к себе на консультацию – вместе мы обязательно найдём выход https://www.psyoffice.ru/helenburk/#consultation Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|