О раннем обучении письму

О раннем обучении письму.

Автор: Елена Сафронова

Очень модное в настоящее время раннее обучение охватывает и обучение письму.

Откуда же берется  идея научить ребенка писать? Может быть для того, например, чтобы дать ребенку возможность выражать свои мысли и фиксировать их, ведь дети любят придумывать какие-то истории, а родителям хочется их сохранить? А может быть  родители руководствуются тем, что письмо, как им кажется, это тренировка для мозга? Или они хотят, как можно раньше заняться с ребенком изучением грамматики, то есть правописанием, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе?А может это просто родительские амбиции и дань «моде»?

Чаще всего, рано научившиеся писать дети, придя  в школу, пишут не лучше своих одноклассников, а порой и хуже. Возникает вопрос, а стоила ли овчинка выделки? Учителя начальных классов твердят родителям, чтобы они не занимались со своими детьми письмом в дошкольном возрасте. Возможно, родители путают обучение письму с подготовкой руки к письму.

Дело в том, что нет никакой необходимости раньше времени развивать у ребенка те навыки, которые не могут быть должным образом закреплены, и которые не будут востребованы в достаточной мере. На развитие этих навыков уйдет большое количество времени и сил, и затраты вряд ли будут соответствовать родительским ожиданиям, потому что ребенок, исходя из своих возрастных особенностей не сможет воспринимать более сложную информацию (или интенсивно заниматься), а топтаться на месте ему будет просто скучно. 

В дошкольном возрасте ребенку свойственны некоторые особенности двигательных действий и нейрофизиологических механизмов, определяющие их формирование на каждом возрастном этапе развития. В 3,5 - 4 года ребенок уже умеет держать карандаш и манипулировать им. В этом возрасте активно развивается и совершенствуется зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям уже к 5 годам при копировании отчасти передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными. Рисунки детей старше 4 лет разнообразны по сюжетам, они не только рисуют, но пытаются подписывать свои рисунки. Период 4 -7 лет отличается активным освоением и совершенствованием новых инструментальных движений, в том числе и действий карандашом и ручкой.К 6 годам дети уже хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции.  К концу дошкольного возраста детям доступны многие графические движения.

Регулярные занятия детей рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создают основу для успешного обучения письму. «Письмо» шестилетних детей отличается «зеркальностью» написания многих букв, не соблюдается размерность и соотношение штрихов, что закономерно  и соответствует возрасту. Попытки же писать письменными буквами часто закрепляют неверную траекторию движений.

В 6 лет можно только начинать подготовкук освоению одного из самых сложных двигательных навыков - письма. Трудность формирования этого навыка связана не только со сложностью самого двигательного действия, но и с несформированностью мелких мышц кисти и пальцев, незавершенностью окостенения костей запястья и фаланг пальцев, возрастным несовершенством нервно-мышечной регуляции и недостаточной зрелостью соответствующих структур мозга. Кроме того, дошкольник, в силу возрастных особенностей, не обладает еще достаточной усидчивостью и достаточным уровнем сформированности произвольной саморегуляции. Чем младше ребенок, тем более затратна для него подобная деятельность, ведь работоспособность и устойчивость к учебной нагрузке у дошкольника еще мала, а физиологически обусловленная возможность поддерживать уровень активного произвольного внимания не превышает в среднем 20 минут.

Все вышесказанное не означает, что ничего не надо делать и ничего не нужно развивать до школы. Необходимо не учить ребенка письму, а заниматься подготовкой руки к письмуи не только руки. Развивать ту самую моторику и зрительное восприятие, формировать зрительно-моторные координации. Те самые необходимые составляющие успешного овладения графической деятельностью в целом, и письмом, в частности. И заниматься этим нужно начинать довольно рано, с развития крупной моторики и сенсорики, ведь именно они являются базой для развития всех психических функций, постепенно переходить к развитию мелкой моторики. Здесь подойдут все уже  известные методы – развитие тактильного восприятия, пальчиковая гимнастика, различные виды рисования, пальцами, причем и правой и левой руки, пластилином, мелками, и тп. Обязательно рисовать карандашами, так как при этом необходимо прилагать мышечное усилие, кроме того, ребенка нужно научить варьировать это усилие, чтобы провести линию поярче или побледнее, потолще или потоньше. Хорошо использовать трафареты, кальку  и многое, многое другое. Тем более, что в настоящее время – неограниченное количество возможностей и инструментов для подобного развития. Важно тренировать руку малышО раннем обучении письмуа, чтобы подготовить ее к освоению письма.

Научить ребенка правописанию так же можно, точнее можно создать базу для быстрого и качественного обучения этому в школе. Ребенок 6-ти лет, знающий буквы, может «писать» с помощьюбукв магнитной азбуки или обычных кубиков с буквами на столе и любых других поверхностях. Можно «писать» пальчиками и краской, а так же на песке, мукеи т.д., а взрослый будет помогать составлять слова правильно, так ребенок быстрее запомнит их правописание, так как в этом возрасте неплохо развито именно механическое запоминание, а в основе любого обучения лежит многократное повторение.

Существует мнение, что чем раньше начать что то развивать у ребенка, тем лучше. Многие родители гордятся «опережающим развитием» своих детей, забывая, что у всего есть оборотная сторона. Конечно, можно, наверное, попробовать «простимулировать» раннее развитие письма или чтения. Но, важно помнить, что, например, в 3 - 4 года своевременно развитие моторной и эмоциональной сфер, а вплоть до 6 – 7 лет коммуникативной сферы  и игровой деятельности, так как они являются ведущими в этом возрасте и необходимы для нормального индивидуального развития. И именно на это ориентирована работа мозга ребенка и не готова на искусственное опережение.

Индивидуальная генетическая программа созревания и формирования головного мозга предполагает развитие психических функций в определенном порядке и в определенное время. Для правильного развития любой психической функции необходимо с одной стороны – зрелость структур мозга, участвующих в ее обеспечении, с другой стороны – своевременная востребованность этой функции извне. Если задача, предлагаемая ребенку, опережает актуальную для его мозга ситуацию, то происходит феномен обкрадывания, т.е. энергия оттягивается от тех мозговых структур, которые в данный момент готовы к активному развитию, к тем структурам, которые, согласно генетической программе развития, находятся в «спящем или просоночном» состоянии. То есть опережающее обучение всегда будет за счет чего то и даже в ущерб развития чего то другого, более сообразного актуальному возрасту ребенка.

Так что силы и  время лучше потратить на освоение того материала, который более подходит ребенку по возрасту,на развитие навыков, которые в этом возрасте более ему необходимы.

Сафронова Е.В.



Просмотров: 363
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Мнемотехника обучения детей письму
  • Развитие мозга ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как влияет раннее обучение чтению на развитие ребенка?
  • Сексуальный миф 3: В молодом возрасте секс лучше, а в более зрелом – хуже.
  • Психологическое развитие ребенка в возрасте от 2х до 3х лет
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Как запреты и полная свобода влияют на развитие мозга ребенка
  • Значение игры, для развитие детей в дошкольном возрасте
  • Исследование влияния теле-продукции на развитие психических функций ребенка.
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Развитие, воспитание, обучение ребенка. В чем различие?
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Капризы ребенка в раннем возрасте. Что делать?
  • 5 уроков денег, которые нужно было выучить как можно раньше
  • Работа мышц, как важная составляющая развития ребенка
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Развитие ребенка. Когда начинать? Как это правильно делать?
  • Всему свое время, или когда ребенку начинать писать и читать?
  • О поощрении и наказании ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте
  • Ценность мамы в раннем возрасте ребенка
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Развивать ребенка важно и нужно, но как избежать ошибок?
  • Развитие ребенка от 1-3 лет. ПИСЬМО ОТ МАЛЫША.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь