|
Значение факторов семейного воспитания для мотивации обучения современных подростковАвтор статьи: Сахарова Евгения Владимировна
На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов – генетические, биологические, социальные. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семья – это та группа общества, которая остается наиболее труднодоступным объектом для исследования. Сейчас семья претерпевает серьезные изменения в своей структуре и функциональности. С одной стороны семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонностиК настоящему времени сформировалось четкое убеждение, что особенности отношений в семье являются важным фактором, формирующим характер ребенка и особенности его поведения [5]. С другой стороны само понятие «семья» стало приобретать неопределенные формы. Под семьями понимаются очень разнообразные объединения, характеризуемые совместным воспитанием детей, – мать и отец, сестры, мать и бабушка, отец и бабушка, мать и отчим, отец и мачеха, гомосексуальные пары, партнеры-друзья, ведущие совместное хозяйство и проживающие вместе, бабушка и дедушка и другие возможные комбинации. Также случается, что ребенок по очереди, в каком-то порядке проживает и развивается в нескольких из таких семей. За рубежом подобные комбинации уже признаны нормой, и это происходит и в России. И можно предположить, что у современных подростков в будущем увеличатся вариативность и индивидуализация в организации семьи, изменится представление о связанной с семьей части «индивидуальной траектории развития», но все последствия данных изменений пока неизвестны [7]. Нет сомнения, что семья является для ребенка той необходимой средой, которая создает полноценное развитие и успешное социальное становление. Уровни волевого и умственного развития ребенка зависят от того, как ребенок ощущает себя в семье, насколько тесные взаимоотношения у него с родителями [6]. Значение семьи и ее влияние на ребенка объясняется, прежде всего, тем, что семья является первичным институтом социализации детей, а также значимостью близких взрослых ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Анализируя особенности и типы семейного воспитания, можно обозначить две тенденции - неспособность и неумение родителей растить своих детей, а также нежелание их развивать [2]. Подобные отношения безусловно влияют на мотивацию ребенка и прежде всего на учебную мотивацию, поэтому тенденция снижения учебной мотивации заключается чаще всего не в ребенке, а в семейной ситуации. Важно отметить, что многие родители относятся к своему ребенку как проекту, в котором они пытаются реализовать все то, что не смогли достичь сами. Однако нельзя этого допускать, потому что необходимо так же учитывать интересы ребенка, от которых в прямой зависимости находиться мотивация ребенка к обучению. Задача семьи поддерживать положительные интересы ребенка, направить их в нужное русло и по возможности создать ребенку условия для занятия по интересам. Интересен тот факт, что взрослые (родители, учителя) остаются одним из важнейших факторов, определяющих успешность школьной социализации подростков. При этом семейные установки влияют на отношение подростков к школе, принятие (или непринятие) ее ценностей и норм и, главное, принятие образования, знаний как одной из важнейших жизненных ценностей. Установки и ценности педагогов и образовательного учреждения в целом, по-видимому, опосредуют отношения в классе, показывая успешность подростков в главной (для школы), учебной деятельности, и, таким образом, частично определяя и степень признания подростка одноклассниками. Гармоничное сочетание (даже при отсутствии совпадения) ценностных ориентаций и установок семьи и образовательного учреждения облегчает интериоризацию норм и эталонов подростками, положительного отношения к ним и, тем самым, детерминирует процесс школьной социализации [1]. Также изменился процесс сепарации подростка от родительской семьи, многие молодые люди начинают теперь самостоятельную жизнь позже, традиционные для подросткового возраста конфликтные демарши перенесены на послешкольный период жизни. Последствия периода изменений таковы, что для большинства современных родителей характерно предпочтение работы в ущерб семье во всех социальных слоях населения [4]. Негативные социальные и экономические тенденции в обществе (экономический кризис, усиление социального расслоения и др.) приводят к объективным ухудшениям условий жизни людей. Семьи, имеющие детей, являются особенно уязвимой для экономических проблем группой. Субъективное переживание родителями экономического стресса при снижении привычного уровня жизни семьи сказывается на всей системе внутрисемейных отношений. Семьи в ситуациях изменения социально-экономического статуса оказываются в ситуации неопределенности, связанной с такими изменениями, которые чаще всего приводит к снижению уровня психологического благополучия семьи и отдельно каждого ее члена. Если рассматривать конкретные механизмы влияния социально-экономического статуса на развитие ребенка в семье, то можно выделить некоторые исследования, так, Дж. Конелл, изучавший влияние бедности на академические успехи, считает доход семьи наиболее значимым фактором академической успешности. В его работе образование родителей является важнейшим предиктором гармоничного развития детей. Анализ взаимосвязей между школьной успеваемостью и социально-экономическим статусом, выполненный С. Сирин, показал умеренно выраженную, но устойчивую тенденцию к снижению корреляций между социально-экономическим статусом и школьными оценками. Одним из подробно изученных фактов является связь между высоким уровнем образования родителя и быстрым речевым и когнитивным развитием ребенка. Последнее происходит за счет более сложной и разнообразной родительской речи и высокой ценности познавательной активности в семье [8]. Таким образом, влияние социально-экономического статуса на те или иные сферы жизни детей может усиливаться или ослабевать в зависимости от глобальных социальных изменений. Семья выступает социальным институтом формирования личности подростка. Формирование личности – это процесс освоения специальной сферы общественного опыта. В результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. На подростковый период приходиться второе «рождение» личности, которое связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания, выражающееся в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Именно семья обязана формировать физически и психически здоровую, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Межличностные отношения в семье, их влияние на формирование личности и поведения подростков заключается в стабильности семейной среды так как доминанта ее - эмоциональная уравновешенность и психическое здоровье ребенка. В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно иной этап. Специфика взаимоотношений «семья-подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы». И.С. Кон заявляет, что нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом [9]. Так или иначе известны факты того, что факторы, влияющие на становление детской психики, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так в одних условиях факторы детско-родительских взаимоотношений будут способствовать формированию эффективной мотивационно-потребностной системы ребенка, позитивному взгляду на мир и на самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием, будут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим [3]. Целью исследования было показать значение факторов семейного воспитания для мотивации обучения современных подростков Организация и методы исследования В исследовании приняло участие 547 учащихся 6-10 классав общеобразовательных школ г. Новосибирска, в возрасте от 12 до 16 лет. Для выявления специфики учебной мотивации использовался тест «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной, позволяющий измерить познавательные, коммуникативные, эмоциональные мотивы, саморазвития, позицию школьника, достижения и внешние учебные мотивы (поощрени, наказания). А также использовалась авторская анкета, в которой прояснялись сведения об отношениях подростков с родителями, оказываемой родителями помощи в уроках, уровня благосостяния семьи и образования самих родителей. Результаты Для выявления достоверности данных о влиянии отношений подростков с родителями на мотивацию обучения школьников, был проведен дисперсионный анализ. Для дифференцированной оценки отношений подростков с родителями в анкете был предложен вопрос «Как вы оцениваете свои отношения с родителями?» и следующие варианты ответов: «очень хорошие и теплые»; «нейтральные»; «не очень хорошие, холодные»; «плохие, конфликтные». В результате данного анализа было выявлено (Рис. 1), что познавательная мотивация обучения (F=4,5; p=0,04), мотивация саморазвития (F=3,6; p=0,013), школьная мотивация (F=9,2; p=0,000), мотивация достижения (F=10,05; p=0,000) достоверно выше у тех подростков, которые оценивают отношения со своими родителями, как очень хорошие. Внешняя мотивация достоверно выше у школьников, которые оценивают отношения со своими родителями, как плохие, холодные (F=1,8; p=0,01). На коммуникативную и эмоциональную мотивации обучения школьников отношения подростков с родителями не влияют.
Рис. 1. Достоверные различия типов мотивации у подростков Полученные данные говорят о том, что оценка подростками своих отношений с родителями как очень хорошие и теплые повышают стремление овладеть новыми знаниями, учебными навыками, интерес к процессу и результату учебной деятельности, стремление к саморазвитию, развитию своих качеств и способностей. Ученик проявляет активность к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату. Учащемуся интересно самоятельного приобретать знания, он владеет способами саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда. Школьник ставит перед собой некоторую позитивную цель, активно включается в ее реализацию, выбирает средства, направленные на достижение этой цели. Тогда как внешняя мотивация обучения связана с плохими и холодными отношениями подростков с родителями. Возможно, это связано с тем, что к подросткам применяется система наказания за неуспеваемость и они воспринимают учебу по принципу долга и обязанностей. При этом если ученик и выполняет задание, то делает он это для того, чтобы получить хорошую отметку, доказать родителям свое умение решать задания, добиться похвалы от них. Далее было выявлено влияние оказываемой родителями помощи в выполнении домашних уроков на учебную мотивацию учащихся. В анкете этот параметр был представлен вопросом «Родители помогают ва делать уроки?». И предложены варианты ответов: «да, всегда»; «иногда»; «редко»; «нет». В результате анализа было получено (Рис. 2), что коммуникативная мотивация учения (F=7,84; p=0,000), школьная мотивация (F=13,07; p=0,000), мотивация достижения (F=2,67; p=0,04) и внешняя мотивация (F=7,84; p=0,000) была достоверно выше у школьников, которым родители всегда оказывают помощь в выполнении уроков. На мотивацию саморазвития, познавательную и эмоциональную мотивации обучения школьников помощь родителей в выполнении домашних уроков не влияет. Интерпретируя полученные данные можно говорить о том, что чем чаще родители оказывают помощь и поддержку своим детям в выполнении их домашних уроков, тем более развиты у них позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Также учащийся ориентирован на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда. Школьник научается ставить перед собой некоторую позитивную цель, активно включается в ее реализацию, самостоятельно выбирает средства, направленные на достижение этой цели. Но при этом, не исключено, что подросток учится в силу долга, обязательств перед родителями, ради достижения определенного положения среди сверстников или из-за давления окружающих. На этом фоне учащийся выполняет задание, чтобы получить хорошую отметку, показать товарищам свое умение решать задания, добиться похвалы родителя.
Рис.2. Достоверные различия мотивации подростков при оказании им помощи в выполнении уроков со стороны родителей Затем было выявлено влияние уровня благосостояния семьи на учебную мотивацию учащихся. В анкете этот критерий был представлен вопросом «Как вы оцениваете уровень благосостояния вашей семьи?». Варианты ответов: «низкий»; «ниже среднего»; «средний»; «выше среднего»; «высокий». В результате анализа было получено (Рис. 3), что эмоциональная мотивация учения (F=1,97; p=0,009), школьная мотивация (F=1,24; p=0,03) и мотивация достижения (F=3,03; p=0,017) достоверно более выражены у школьников, которые считают уровень благосостояния их семьи высоким. На мотивацию саморазвития, познавательную, коммуникативную и внешнюю мотивации обучения школьников уровень благосостяния семьи не влияет. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что более высокий уровень благосостояния семьи ориентирует подростка на получение новых знаний, у него присутствует желание выполнить свой учебный долг, школьник четко понимает необходимость обучения, на лицо высокое чувство ответственности. Школьник осознает социальную необходимость приобретения знаний. Ученик ориентирован на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда. Также подросток мотивирован на достижение успеха, обычно ставит перед собой реальную цель, активно включается в ее реализацию, выбирает средства, направленные на достижение этой цели. Скорее всего, такие учащиеся берут пример с родителей, которые невербально, а возможно и вербально, демонстрируют значимость обучения, упорства в своем деле, целенаправленности, что является предпосылкой высокого уровня благосостяния.
Рис. 3.Влияние уровня благосостояния семьи на учебную мотивацию учащихся Далее было выявлено влияние образования родителей на учебную мотивацию учащихся. В анкете были сораны сведения об уровне образования родителей. Выделялись средняя школа, техникум и училище, ВУЗ, ученая степень. Анализ показал, что познавательная мотивация выше у школьников, матери (t=0,34, при p<о,о5) и отцы (t=0,54, при p<о,о5) которых имеют ВУЗовское образование. Подобные данные говорят о том, что школьников интересует сам процесс обучения, они стремятся овладеть новыми знаниями, учебными навыками, проявляют интерес к существенным аспектам учебной деятельности. Возможно, это связано с ориентиром на своих родителей и желанием быть успешным в будущем. Также познавательная мотивация выше у школьников, матери которых имеют образование на уровне средней школы (t=0,54, при p<о,о5). Предположительно такие данные говорят о нежелании школьников находиться на образовательном уровне своих матерей и стремлении учащихся получать знания, тем самым обеспечивая себе перспективное будущее, связанное с поступлением и обучением в ВУЗе. Эмоциональная мотивация также выше у школьников, матери (t=0,51, при p<о,о5) и отцы (t=0,55, при p<о,о5) которых имеют ВУЗовское образование. Эти данные показывают нам, что школьники обучаются потому что им интересен сам процесс учебы. Они стремятся быть полезными обществу, выполнить свой долг, понимают необходимость учебы, им присущ высокий уровень ответственности. Такие данные позволяют предположить, что родители, имея высшее образование, могут заинтересовать своих детей в отношении учебы и замотивировать их на процесс обучения. Мотивация саморазвития выше у школьников, отцы (t=0,54, при p<о,о5) которых имеют ВУЗовское образование, тогда как с образованием матери мотивация саморазвития школьников несвязана. Здесь, прежде всего следует заметить ориентир на результат деятельности, больше который связан с мужским типом поведения. Вследствие чего, дети и стремятся подражать своим отцам доводя до конца работу и получая конкретный результат от своей деятельности. Мотивация достижения выше у школьников, отцы (t=0,63, при p<о,о5) которых имеют ВУЗовское образование. Возможно, это говорит о тенденции школьников ориентироваться на отцовские достижения и достигать своих результатов, ставя позитивную цель, активно включаясь в ее реализацию. Коммуникативная мотивация, школьная и внешняя мотивации учащихся в исследовании не показали взаимосвязи с уровнем образования родителей. Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется. Отношения в семье влияют также на то, как ребенок в дальнейшем будет строить свою жизнь, по какому пути он пойдет, какую профессию изберет. Именно в семье подросток получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в доброжелательной, где к ребенку относятся как субъекту семейных отношений или недоброжелательной, где ребенок находится наедине с собой, помощи и поддержки ожидает только от самого себя.
Библиографический список
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|