|
Самооценка подростков и типы учебной мотивации в классах с разным статусомАвтор статьи: Сахарова Евгения Владимировна
Формирование учебной мотивации школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности выпускников всех школ, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл, формируемый в разных образовательных системах по-своему. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случаеиграет решающую роль в определении мер педагогического воздействия. На учебную мотивацию школьников влияет множество психологических и социальных факторов, в числе которых самооценка подрастающего поколения. Самооценка преимущественно связана с социальной представленностью «Я» личности. Ее рассматривают как некий интегратор трех основных компонентов Я-образа: физического, психологического и социального. Известен факт, что с возрастом самооценка становится все более дифференцированной [6].Подростковый возраст считается важным периодом в психосоциальном развитии человека. Став школьником среднего звена, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависят его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними. Эта новая социальная ситуация обусловливает и формирование особенностей личности ребенка школьного возраста. В период школьного обучения под воздействием оценочных суждений значимых взрослых – учителей, родителей, а также сверстников, школьник начинает относиться определенным образом к реальным результатам своей учебной деятельности и к самому себе как к личности, так у него формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки. Вопросом изучения самооценки в свое время занимались такие видные деятели психологии, как Л.И. Божович, М.И. Лисина, И.С. Кон, Н.А. Менчинская, А.И. Липкина и многие другие [4]. Многие исследователи считают, что самооценка представляет собой достаточно позднее образование, и относят его формирование к 10—11 годам. Если ориентироваться на результаты, полученные Е.И. Савонько (1970), начало действия механизма самооценки следует датировать примерно 12-13 годами, т.е. подростковым возрастом, поскольку именно тогда происходит выраженный переход в поведении ребенка с внешней оценки на самооценку. В подростковом возрасте происходит возникновение нового уровня самосознания. Сформировавшись, самооценка младшего подростка приобретает относительную устойчивость, но отличается высокой степенью зависимости от внешних обстоятельств. Младшие подростки, как правило, переоценивают свои возможности [5]. От самооценки зависят взаимоотношения с окружающими школьника людьми, его критичность к себе, требовательность к своим действиям и поступкам, отношение к успехам и неудачам. Самооценка непосредственно влияет на эффективность учебной деятельности. От представлений о своих способностях зависит уверенность в своих силах, отношение к ошибкам, успеваемость и другие моменты учебной деятельности [1]. С вхождением ребенка в собственно подростковый период происходят существенные преобразования в характере мотивации его учебно-познавательной деятельности. Мотивы, доминировавшие на прежнем этапе онтогенеза, оказываются вытесненными другими, которые ранее не занимали столь значимого места. Так, в качестве ведущего мотива в средних классах исследователи называют стремление подростка завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников, что продиктовано общими особенностями этого возрастного периода. Проявления собственно познавательных интересов подростков, как правило, сильно расходятся. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих — к большинству из них. Растет значимость собственного мнения, подросток в большей степени начинает полагаться на собственные суждения. Подростковый период во всех без исключения литературных источниках рассматривается как переходных этап, характеризующийся падением учебной мотивации. Учителя, родители, да и сами школьники отмечают тенденцию к снижению школьной мотивации. Целью исследования было выявление взаимосвязи самооценки подростков с типами учебной мотивации в классах с разным статусом. Организация и методы исследования В исследовании приняло участие 547 учащихся 6-10 классов общеобразовательных школ г. Новосибирска, в возрасте от 12 до 16 лет. Для выявления уровня самооценки подростков была использована методика «Шкала самооценки личности старшеклассника» Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. [3]. Результаты исследования Средние показатели самооценки у мальчиков составили 109 баллов, у девочек 107 баллов. Достоверных различий самооценки по полу не обнаружено. Самооценка различалась между классами. Так в шестых классах самооценка ниже, чем в одиннадцатом. Возможно, это связано с тем, что в 12-13 лет у школьников 6 классов наступает острый период подросткового кризиса, связанный с изменениями во внешнем виде школьников, с появлением некой неуклюжести в манере одеваться, в поведении, скорее подобные тенденции и приводят к низкой самооценки 6-ти классников. А в 11 классах, проявления подросткового периода значительно снижаются, накопленный опыт и знания позволяют более смело заявлять о себе (Таблица 1). Таблица 1. Различие самооценки подростков в разных классах Самооценка имела достоверные различия в классах с разной системой обучения (F=4,991; р=0,002). Так самую низкую самооценку имели школьники из традиционных классов, а самую высокую школьники из профильных классов. Данная ситуация объясняется тем, что учащиеся профильных классов более целенаправленно ведут подготовку в школе по учебным дисциплинам, в связи с этим уровень их знаний выше, они чаще принимают участие в школьных конференциях и более активны в школьной жизни, а такой опыт приводит к большей уверенности в себе (Рис. 1). Рис. 1. Самооценка подростков в классах с разной системой обучения Самооценка подростков отрицательно коррелировала с познавательной, эмоциональной и внешней мотивацией. Т.е. чем выше самооценка, тем ниже познавательная, эмоциональная и внешняя мотивация. Возможно, это связано с тем, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью является референтное общение, а не учебная деятельность, следовательно, познавательная активность снижается, интерес к процессу обучения тоже падает, варианты поощрения или наказания на подростков перестают влиять как со стороны родителей, так и со стороны учителей (Рис. 2) Рис. 2. Взаимосвязь самооценки подростков с типами учебной мотивации У мальчиков и девочек обнаружились отрицательные корреляционные взаимосвязи между самооценкой и типами учебной мотивации. Так у мальчиков обнаружилась отрицательная взаимосвязь самооценки с эмоциональной и внешней мотивацией, а у девочек обнаружилась отрицательная взаимосвязь самооценки с познавательной, эмоциональной и внешней мотивацией. Это объясняется отсутствием стремления у подростков получать новые знания, быть полезным обществу, желания выполнить свой учебный долг, понимания необходимости учиться, получать оценки за выполнение учебных заданий, что подтверждается забыванием дневника или вовсе его отсутствием. Также необходимо заметить, что девочки в этом возрасте либо посвящают себя учебе, либо вовсе про нее забывают. Если мы сталкиваемся с низким уровнем познавательной мотивации при завышенной самооценке, то можно предположить, что для девочек характерно стремление не быть «ботаником». Полученные данные подтверждаются таким автором, как Б.Р. Мандель [2]. Т. е., они не связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, не стремятся овладеть новыми знаниями, учебными навыками, не умеют выделять занимательные факты, явления, не проявляют интерес к существенным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале, теоретическим принципам, ключевым идеям (Таблица 2). Таблица 2Взаимосвязь самооценки подростков с типами учебной мотивации по полу Примечание: Д-девочки; М-мальчики;* р < 0,05; ** р < 0,01 Самооценка обнаружила отрицательные взаимосвязи с познавательной мотивацией в 10 классах, с эмоциональной мотивацией в 9 и 10 классах, со школьной мотивацией в 6 классах, с внешней мотивацией в 6, 8, 9, 10 классах. В других классах корреляционных взаимосвязей обнаружено не было. Снижение познавательной и эмоциональной мотивации при повышении самооценки подростков 9 и 10 классов, подтверждается спецификой возраста – происходит смещение интереса в сторону общения, подростки стремятся показать себя в референтной группе более смелыми, раскрепощенными, в связи с этим интерес к получению знаний и любознательность снижаются. В 6 классах позиция школьника с ее тенденцией самостоятельного приобретения знаний, рациональной организации своего учебного труда, снижается в силу вступления учащихся в подростковый период. Также на учащихся 6,8,9,10 классов перестает действовать система поощрения и наказания со стороны родителей и учителей. Детское стремление добиться похвалы у родителей за школьные успехи также перестает быть актуальным. Как следствие мы сталкиваемся с тенденцией снижения внешней мотивации обучения (Таблица 3). Таблица 3 Корреляционные показатели самооценки подростков и типов учебной мотивации в разных классах Примечание: * р < 0,05; ** р < 0,01 В традиционных классах самооценка имела отрицательные связи с познавательной, эмоциональной и внешней мотивацией. В классах с углубленным изучением предметов обнаружились две отрицательные взаимосвязи самооценки с эмоциональной мотивацией и внешней мотивацией. В развивающих классах самооценка имела отрицательную связь с внешней мотивацией. В профильных классах также была обнаружена отрицательная взаимосвязь самооценки с эмоциональным мотивом обучения. Коммуникативная, эмоциональная мотивация, мотивация саморазвития, школьная и достижения не имела корреляционных взаимосвязей с самооценкой школьников (Рис 3).
Рис. 3. Взаимосвязь самооценки подростков с типами учебной мотивации в классах с разным статусом Таким образом, у мальчиков обнаружилась отрицательная взаимосвязь самооценки с эмоциональной и внешней мотивацией, а у девочек - отрицательная взаимосвязь самооценки с познавательной, эмоциональной и внешней мотивацией. Список литературы Андрюшкова Н.П. Взаимосвязь самооценки и школьной успеваемости на разных возрастных этапах / Новый университет. 2012.№ 5(14). Мандель Б.Р. Педагогическая психология: учебное пособие. – М.: КУРС: ИНФРА-М, 2012. – 368 с. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. - 4-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005. Ремшмидт Х.В. Подростковый и юношеский возраст, проблемы становления личности / Х.В. Ремшмидт // Психотерапия детей и подростков. – М.: Мир, 1994. – 320 с. Ступина К.С. Соотношения антропометрических особенностей и показателей самооценки школьников / Вопросы психологии, 2010, №1. Mullener N., Laird J.D. (1971). Some developmental changes in the organization of self evaluations // Developmental Psychology, 5, 237-243. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|