Формирование и развитие мотивации к обучению у подростков

Для того чтобы сформировать мотивацию к обучению у детей и подростков, важно одновременно действовать в разных направлениях, охватывая несколько сфер жизнедеятельности.

Следование нижеизложенным рекомендациям позволяет:

-  снизить сопротивление детей информации на тему учебы;

- рассматривать процесс обучения не как фактор, навязанный и обязательный, а как выгодный для дальнейшей жизни и карьеры.

Предлагаемые формулировки высказываний повышают рейтинг родителей в глазах детей и их советы воспринимаются не как нравоучения, а как дружеские, что крайне важно для создания крепких доверительных взаимоотношений в семье.

·              Успешно сформировать любого рода мотивацию у детей и подростков можно в том случае, если при озвучивании призыва к чему-либо подчеркиваются интересы и желания ребенка, и формируемая мотивация, получается, с ними связана. Например, если известно, что ребенок мечтает стать военным, полицейским и т.п., в разговоре эффективно действует следующая фраза: «Слушай, как хорошо, что ты в школе изучаешь именно эти предметы…. С хорошими по ним оценками будет гораздо легче устроиться работать в полиции, ….» При этом акцент переносится с «Ты должен» (по поводу чего у детей появляется мощное сопротивление) на «Тебе выгодно» и «Тебе повезло». Применяя конкретный прием, мы получаем возможность обойти сопротивление и повысить мотивацию к обучению.

·              Если ребенок учится на тройки и четверки, говоря при этом, что он будет водителем и ему аттестат никак не пригодится, и успеваемость снижается, было бы эффективным сказать: «Как хорошо, что у тебя троек меньше чем четверок. У наших знакомых друг открыл таксопарк и при отборе водителей учитывал количество хороших оценок в аттестате, так как уверен, что тот, кто смог хорошо учиться, сможет, в роли водителя, быстро сообразить и грамотно справиться со сложной ситуацией на дороге». Данный прием позволяет внушить ребенку мысль о том, что он неплохо учится для будущей профессии, что он молодец (это всегда стимулирует), а при повышении успеваемости будет иметь преимущества в сфере трудоустройства.

·              Чтобы снять излишнюю тревогу перед ЕГЭ и активизировать процесс подготовки к экзаменам, можно произнести следующую фразу: «Ты знаешь, а ведь ЕГЭ иногда здорово выручает. Если раньше при поступлении в ВУЗ все спорные вопросы решались между экзаменаторами и можно было просто не пройти по конкурсу, если бы захотели взять другого абитуриента, то результаты ЕГЭ – открытая информация и именно по этим результатам можно уверенно поступить в нужный ВУЗ». Данный прием помогает ребенку принять идею о том, что он готовится к ЕГЭ не зря и на государственном экзамене никто не сможет ему мешать, не обманет с результатами, так как ЕГЭ проходит открыто. Следовательно, акцент достаточно сделать на подготовку, от которой на 100% будет зависеть успех.

·              В ситуации, когда ребенок учиться старается, но интерес к учебе ослабевает, важно вовремя сказать: «Хорошо, что ты у меня именно такой(ая) – целеустремленный(ая) и трудолюбивый(ая). Тебе легче будет получить хороший аттестат и поступить в престижный ВУЗ, чем детям вялым и ленивым. Молодец!» С помощью конкретного высказывания подчеркиваются индивидуальные особенности ребенка, которые у него уже сформированы, а возможность быть успешным, опираясь на свои силы, всегда подбадривает.

·              В ситуации, когда девочка заявляет, что она будет актрисой, моделью и т.п., и ей хороший аттестат не нужен, эффективно было бы подобрать несколько биографий знаменитостей, у которых есть одно или несколько высших образований и сделать вид, что Вы очень заинтересованы данной биографической информацией. А дочери с удивлением сказать: «Не пойму, почему фотомодель … получила именно юридическое образование? Это сейчас так принято и выгодно?» Или «Актер …получил экономическое образование и, помимо съемок в фильмах, открыл свою фирму …, приносящую ему большую прибыль. Представляешь, как хитро поступил!» Данный прием позволяет избежать сопротивления со стороны ребенка и косвенно заставит девочку осмыслить полученную информацию о важности получения хорошего аттестата и обучения в ВУЗе.

·              Многие ребята знают реальные истории обеспеченных знаменитых людей, которые учились плохо, но смогли стать финансово независимыми. В этой ситуации можно отметить тот факт, что партнеры по бизнесу встречаются разные и иногда выгодный контракт или сделка могут сорваться, если собеседник разочаровывается в грамотности потенциального партнера. Здесь внимание ребенка акцентируется на том факте, что хорошо усвоенные знания могут стать залогом успешной карьеры.

·              В доверительной беседе ребенку стоит намекнуть на то, что наш мозг, в ходе выполнения математических расчетов, заучивания стихотворений или правил, развивается быстрее, появляются навыки быстро просчитывать в уме наиболее правильные и эффективные варианты действий в сложных ситуациях, что может очень пригодиться в предпринимательской и иной деятельности.

·              Есть старшеклассники, которые быстро усвоив учебный материал, теряют к нему интерес, а впоследствии к самому учебному процессу. Эффективным оказался шаг зарабатывания денег путем репетиторства. При этом рамки учебной информации значительно расширяются, развиваются многие важные качества ребенка. Одновременно идет финансовая стимуляция – школьник может откладывать заработанные деньги на модернизацию своего домашнего компьютера, покупку необходимых деталей, вещей и т.п. Вырабатываются выдержка, целеустремленность, осмысленность в выборе осуществляемых действий.

·              В ходе доверительной беседы можно озвучить ребенку информацию о том, что в момент устройства на работу никто из работодателей не знает о реальных способностях человека, его хороших качествах. Зато все интересуются аттестатом. Это своего рода визитная карточка. И выгодно иметь хороший аттестат.

В восьми случаях из десяти, ребенок принимает совет родителей, в том числе связанный с учебной деятельностью, если слова «ты должен», «ты обязан» заменить на «так эффективнее, выгоднее». Два оставшихся случая приходятся на невозможность общаться с ребенком в силу сложной жизненной ситуации и нарушенных детско-родительских отношений, что требует предварительной подготовки родителей и проведения психокоррекционных занятий.

 

 

 



Просмотров: 451
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Что будет, если в ситуации никого не винить?
  • 6 мифов о том, что будет, когда вы встретите действительно своего любимого человека
  • Напутствие ребенку в школу или Что сказать, если он не хочет учиться
  • Если все хорошо, но «что-то не так»
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • “Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским/врачом/пожарным и точка!”
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Упражнение “Что было, что будет, чем сердце успокоится”
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Как желание быстро иметь то, чего у тебя пока нет, не позволяет пользоваться тем, что у тебя есть.
  • Взаимные манипуляции подростков и родителей: или как быстро и просто получить то, что хочешь.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а через год-два - ЕГЭ?
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь