|
Формирование и развитие мотивации к обучению у подростковАвтор статьи: Борисова Наталия Павловна
Для того чтобы сформировать мотивацию к обучению у детей и подростков, важно одновременно действовать в разных направлениях, охватывая несколько сфер жизнедеятельности. Следование нижеизложенным рекомендациям позволяет: - снизить сопротивление детей информации на тему учебы; - рассматривать процесс обучения не как фактор, навязанный и обязательный, а как выгодный для дальнейшей жизни и карьеры. Предлагаемые формулировки высказываний повышают рейтинг родителей в глазах детей и их советы воспринимаются не как нравоучения, а как дружеские, что крайне важно для создания крепких доверительных взаимоотношений в семье. · Успешно сформировать любого рода мотивацию у детей и подростков можно в том случае, если при озвучивании призыва к чему-либо подчеркиваются интересы и желания ребенка, и формируемая мотивация, получается, с ними связана. Например, если известно, что ребенок мечтает стать военным, полицейским и т.п., в разговоре эффективно действует следующая фраза: «Слушай, как хорошо, что ты в школе изучаешь именно эти предметы…. С хорошими по ним оценками будет гораздо легче устроиться работать в полиции, ….» При этом акцент переносится с «Ты должен» (по поводу чего у детей появляется мощное сопротивление) на «Тебе выгодно» и «Тебе повезло». Применяя конкретный прием, мы получаем возможность обойти сопротивление и повысить мотивацию к обучению. · Если ребенок учится на тройки и четверки, говоря при этом, что он будет водителем и ему аттестат никак не пригодится, и успеваемость снижается, было бы эффективным сказать: «Как хорошо, что у тебя троек меньше чем четверок. У наших знакомых друг открыл таксопарк и при отборе водителей учитывал количество хороших оценок в аттестате, так как уверен, что тот, кто смог хорошо учиться, сможет, в роли водителя, быстро сообразить и грамотно справиться со сложной ситуацией на дороге». Данный прием позволяет внушить ребенку мысль о том, что он неплохо учится для будущей профессии, что он молодец (это всегда стимулирует), а при повышении успеваемости будет иметь преимущества в сфере трудоустройства. · Чтобы снять излишнюю тревогу перед ЕГЭ и активизировать процесс подготовки к экзаменам, можно произнести следующую фразу: «Ты знаешь, а ведь ЕГЭ иногда здорово выручает. Если раньше при поступлении в ВУЗ все спорные вопросы решались между экзаменаторами и можно было просто не пройти по конкурсу, если бы захотели взять другого абитуриента, то результаты ЕГЭ – открытая информация и именно по этим результатам можно уверенно поступить в нужный ВУЗ». Данный прием помогает ребенку принять идею о том, что он готовится к ЕГЭ не зря и на государственном экзамене никто не сможет ему мешать, не обманет с результатами, так как ЕГЭ проходит открыто. Следовательно, акцент достаточно сделать на подготовку, от которой на 100% будет зависеть успех. · В ситуации, когда ребенок учиться старается, но интерес к учебе ослабевает, важно вовремя сказать: «Хорошо, что ты у меня именно такой(ая) – целеустремленный(ая) и трудолюбивый(ая). Тебе легче будет получить хороший аттестат и поступить в престижный ВУЗ, чем детям вялым и ленивым. Молодец!» С помощью конкретного высказывания подчеркиваются индивидуальные особенности ребенка, которые у него уже сформированы, а возможность быть успешным, опираясь на свои силы, всегда подбадривает. · В ситуации, когда девочка заявляет, что она будет актрисой, моделью и т.п., и ей хороший аттестат не нужен, эффективно было бы подобрать несколько биографий знаменитостей, у которых есть одно или несколько высших образований и сделать вид, что Вы очень заинтересованы данной биографической информацией. А дочери с удивлением сказать: «Не пойму, почему фотомодель … получила именно юридическое образование? Это сейчас так принято и выгодно?» Или «Актер …получил экономическое образование и, помимо съемок в фильмах, открыл свою фирму …, приносящую ему большую прибыль. Представляешь, как хитро поступил!» Данный прием позволяет избежать сопротивления со стороны ребенка и косвенно заставит девочку осмыслить полученную информацию о важности получения хорошего аттестата и обучения в ВУЗе. · Многие ребята знают реальные истории обеспеченных знаменитых людей, которые учились плохо, но смогли стать финансово независимыми. В этой ситуации можно отметить тот факт, что партнеры по бизнесу встречаются разные и иногда выгодный контракт или сделка могут сорваться, если собеседник разочаровывается в грамотности потенциального партнера. Здесь внимание ребенка акцентируется на том факте, что хорошо усвоенные знания могут стать залогом успешной карьеры. · В доверительной беседе ребенку стоит намекнуть на то, что наш мозг, в ходе выполнения математических расчетов, заучивания стихотворений или правил, развивается быстрее, появляются навыки быстро просчитывать в уме наиболее правильные и эффективные варианты действий в сложных ситуациях, что может очень пригодиться в предпринимательской и иной деятельности. · Есть старшеклассники, которые быстро усвоив учебный материал, теряют к нему интерес, а впоследствии к самому учебному процессу. Эффективным оказался шаг зарабатывания денег путем репетиторства. При этом рамки учебной информации значительно расширяются, развиваются многие важные качества ребенка. Одновременно идет финансовая стимуляция – школьник может откладывать заработанные деньги на модернизацию своего домашнего компьютера, покупку необходимых деталей, вещей и т.п. Вырабатываются выдержка, целеустремленность, осмысленность в выборе осуществляемых действий. · В ходе доверительной беседы можно озвучить ребенку информацию о том, что в момент устройства на работу никто из работодателей не знает о реальных способностях человека, его хороших качествах. Зато все интересуются аттестатом. Это своего рода визитная карточка. И выгодно иметь хороший аттестат. В восьми случаях из десяти, ребенок принимает совет родителей, в том числе связанный с учебной деятельностью, если слова «ты должен», «ты обязан» заменить на «так эффективнее, выгоднее». Два оставшихся случая приходятся на невозможность общаться с ребенком в силу сложной жизненной ситуации и нарушенных детско-родительских отношений, что требует предварительной подготовки родителей и проведения психокоррекционных занятий.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|