Взаимосвязь самооценки и успешности обучения в подростковом возрасте

В настоящее время на фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок  как разновидности оценок учебной деятельности обучающихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций. Прежде всего, это психологические трудности, испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны, трудность учебной работы учащегося зависит от учебного материала, с другой – от возможностей, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Также следует заметить, что снижение успеваемости, часто наблюдаемое в средних классах школы, является одной из причин асоциального поведения подростков. Так, например, расхождение между стремлениями подростка, связанными с сознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни, в какую-то иную, значительную и самостоятельную. В этих случаях подростки забрасывают учение, школу, их захватывает двор, улица, компании таких же оторвавшихся от школы ребят, что нередко приводит их к асоциальным формам поведения. Проблему подростковой наркомании у нас долго замалчивали, хотя она чрезвычайно серьезна. Растет употребление наркотиков и их различных заменителей.  Говоря о здоровье подростков, необходимо упомянуть о вреде курения и алкоголизма. Угрожающее значение приобретают и побеги детей из дома.

Все это является способом самовыражения подростка, стремлением повысить свою самооценку. По мнению Карпенко Л.А. и Петровского А.В. самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. Однако единственным благополучным способом «самовыражения» подростков является повышение их самооценки в школе и в семье.

 Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в средних классах школы и охватывают возраст от
10-11 до 14-15 лет. Как известно, в 10-11 лет у ребенка изменяются условия школьной жизни, связанные с переходом на вторую ступень обучения. У младшего подростка становится больше учителей, усложняется учебный материал, по – иному идет сама работа на уроке. Учение каждого ученика протекает на глазах класса, учителей. И отношение к нему в основном складывается из оценок и признания его труда другими.

Учебная деятельность предполагает два взаимосвязанных процесса: учение и обучение. Обучение – это сознательный процесс, предполагающий совместную деятельность учащегося и учителя. Когда говорят об обучении, традиционно делают акцент на деятельности учителя. Концепция обучения – это совокупность обобщенных положений, системы взглядов, направленных на понимание сущности, содержания, методики и организации учебно-воспитательного процесса и особенностей деятельности обучающихся и обучающих в ходе его осуществления. Анализ исследований, посвященных психологическим проблемам успешности обучения, показывает, что на пути к решению этих проблем сделано немало. Следует отметить теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. В разработку данного концепции внесли свой вклад Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и ряд других специалистов. Они установили, что знания, умения и навыки не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне деятельности. Данная теория предполагает такое построение учебное деятельности, при котором на основе внешних предметных действий, организованных по определенным правилам, формируются знания, умения, навыки.

В 1960-е гг. активно развивалась концепция программированного обучения. Сущность ее заключается в разделении учебного материала на определенные взаимосвязанные «дозы» и их последовательное предъявление обучаемым. Причем переход к изучению последующих «доз» материала осуществляется только после освоения предыдущих. Однако еще возникает много вопросов о причинах, обуславливающих трудности в учении. Необходимо более углубленное изучение особенностей личности школьника, помогающие ему в устранении трудностей и успешному овладению им школьной программой. Следует отметить работу Е.А. Серебряковой посвященной роли самооценки в формировании уверенности и неуверенности школьника в своих знаниях и в своих силах. Автор показала, что в зависимости от характера самооценки (ее адекватности, устойчивости) у школьника возникает уверенность в себе, неуверенность или самоуверенность, т.е. определенные черты характера. В результате исследования автору удалось выявить целый ряд условий формирования самооценки: роль, функция и место в этом процессе оценки другими людьми деятельности ребенка, значение оценки самим ребёнком результатов собственной деятельности.

Таким образом, существует много различных исследований, проводимых учеными, и работ, посвященных данной проблеме, на основании которых можно сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между самооценкой и успешностью обучения.



Просмотров: 606
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как замотивировать дошкольников к познавательной деятельности. Об игровых и подвижных методах обучения.
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Экспериментальное исследование особенностей речевой деятельности у мужчин, больных шизофренией
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • Теория интеграции личности как основа практической деятельности психолога
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников
  • Стратегии деятельности при различных уровнях ограничения самоактуализации
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Значение факторов семейного воспитания для мотивации обучения современных подростков
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Обучение расстановкам. Хочу получать больше денег от своей деятельности...Случай из практики.
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Дистанционное обучение. О практической деятельности.
  • Нейропсихологическая коррекция трудностей обучения у подростка.
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • 7 условий успешности корпоративного обучения
  • Материальное поощрение деятельности ребенка: за и против
  • Психологические методы исследования психотерапевтической деятельности
  • Точка зрения меняет отношение и ценность деятельности
  • Советы по эффективной деятельности: Как делать много и не париться ?
  • Значение деятельности тифлопедагога в бытовой адаптации незрячих и слабовидящих на уроках домоводства
  • Самооценка подростков и типы учебной мотивации в классах с разным статусом
  • Причины низкой успеваемости школьника или о чем говорят плохие оценки?
  • Построение коммунизма при помощи теории трудовой деятельности
  • 10 советов по организации обучения гиперактивных детей в школе
  • Коучинг в формировании процесса обучения школьников нового поколения
  • 7 фишек раскрытия способностей. Фишка 4. Способности развиваются в деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь