|
Взаимосвязь самооценки и успешности обучения в подростковом возрастеАвтор статьи: Фёдорова Наталья Андреевна
В настоящее время на фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности оценок учебной деятельности обучающихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций. Прежде всего, это психологические трудности, испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны, трудность учебной работы учащегося зависит от учебного материала, с другой – от возможностей, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Также следует заметить, что снижение успеваемости, часто наблюдаемое в средних классах школы, является одной из причин асоциального поведения подростков. Так, например, расхождение между стремлениями подростка, связанными с сознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни, в какую-то иную, значительную и самостоятельную. В этих случаях подростки забрасывают учение, школу, их захватывает двор, улица, компании таких же оторвавшихся от школы ребят, что нередко приводит их к асоциальным формам поведения. Проблему подростковой наркомании у нас долго замалчивали, хотя она чрезвычайно серьезна. Растет употребление наркотиков и их различных заменителей. Говоря о здоровье подростков, необходимо упомянуть о вреде курения и алкоголизма. Угрожающее значение приобретают и побеги детей из дома. Все это является способом самовыражения подростка, стремлением повысить свою самооценку. По мнению Карпенко Л.А. и Петровского А.В. самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. Однако единственным благополучным способом «самовыражения» подростков является повышение их самооценки в школе и в семье. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в средних классах школы и охватывают возраст от Учебная деятельность предполагает два взаимосвязанных процесса: учение и обучение. Обучение – это сознательный процесс, предполагающий совместную деятельность учащегося и учителя. Когда говорят об обучении, традиционно делают акцент на деятельности учителя. Концепция обучения – это совокупность обобщенных положений, системы взглядов, направленных на понимание сущности, содержания, методики и организации учебно-воспитательного процесса и особенностей деятельности обучающихся и обучающих в ходе его осуществления. Анализ исследований, посвященных психологическим проблемам успешности обучения, показывает, что на пути к решению этих проблем сделано немало. Следует отметить теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. В разработку данного концепции внесли свой вклад Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и ряд других специалистов. Они установили, что знания, умения и навыки не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне деятельности. Данная теория предполагает такое построение учебное деятельности, при котором на основе внешних предметных действий, организованных по определенным правилам, формируются знания, умения, навыки. В 1960-е гг. активно развивалась концепция программированного обучения. Сущность ее заключается в разделении учебного материала на определенные взаимосвязанные «дозы» и их последовательное предъявление обучаемым. Причем переход к изучению последующих «доз» материала осуществляется только после освоения предыдущих. Однако еще возникает много вопросов о причинах, обуславливающих трудности в учении. Необходимо более углубленное изучение особенностей личности школьника, помогающие ему в устранении трудностей и успешному овладению им школьной программой. Следует отметить работу Е.А. Серебряковой посвященной роли самооценки в формировании уверенности и неуверенности школьника в своих знаниях и в своих силах. Автор показала, что в зависимости от характера самооценки (ее адекватности, устойчивости) у школьника возникает уверенность в себе, неуверенность или самоуверенность, т.е. определенные черты характера. В результате исследования автору удалось выявить целый ряд условий формирования самооценки: роль, функция и место в этом процессе оценки другими людьми деятельности ребенка, значение оценки самим ребёнком результатов собственной деятельности. Таким образом, существует много различных исследований, проводимых учеными, и работ, посвященных данной проблеме, на основании которых можно сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между самооценкой и успешностью обучения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|