|
7 условий успешности корпоративного обученияАвтор статьи: Акмурзина Наталья Викторовна
Обучением сотрудников сейчас занимаются многие организации, и каждая - по-своему. Поэтому в разных организациях эффективность обучения также разная, и зависит она во многом не только от выбора партнера - обучающей организации, но и от особенностей отношения к обучению в самой организации. Можно выделить 7 основных условий успешности корпоративного обучения.
Конечно, обладать неким базовым набором знаний для успешности в своей работе необходимо. Но успешность сотрудника значительно в большей степени определяется не наличием или отсутствием навыков, а его личностными особенностями и эмоциональным интеллектом – т.е. способностью понимать себя, управлять своими эмоциями, понимать других и умением конструктивно взаимодействовать с ними. Важны также такие личностные качества, как ответственность, активность, самодисциплина, порядочность, доброжелательность и внутренняя мотивация. Это область, куда традиционные системы обучения практически не заглядывают, хотя именно это и важно для результативности деятельности. Многие знакомы с работой К.Нордстрема и Й.Риддестрале «Бизнес в стиле фанк». Там есть прекрасная фраза: «Вопрос, который сегодня должны задать себе большинство компаний: любим ли мы – не нравится, ЛЮБИМ – свою продукцию, коллег и клиентов? А они влюблены в вас?». Я уверена, что каждый руководитель, положа руку на сердце, признает истинность этих слов. Навыковые тренинги дают технологии, что тоже важно, но не способны научить любить. Для этого нужны бизнес-тренинги нового поколения, задача которых – трансформация личности в направлении личностного роста. Такие тренинги создаются на стыке навыковых тренингов в области профессиональной компетентности (менеджмент, продажи и т.д.), коучинга и психотерапии. И именно они дают стойкий и заметный результат. Пусть не пугает вас термин «психотерапия», т.к. речь идет о методах личностного роста и развития эмоционального интеллекта. Те компании, кто выбрали этот путь, уже получают дивиденды – стало намного больше конструктива, открытости, активности и ответственности, а, следовательно, и результаты работы лучше.
4. Все тренера, работающие с организациями, знают, что практически в любой группе сотрудников, в обязательном порядке принимающих участие в тренинге, всегда сначала приходится работать с защитными реакциями – сопротивлением, явным или скрытым, обесцениванием и т.п. Всё это не случайно, и имеет под собой психологическую основу. По собственному желанию и по своей инициативе готовы учиться и развиваться совсем немногие. Большинство, к сожалению, считают, что и так достаточно хороши. Есть понятие «гомеостаз» - стремление к постоянству, которое присуще и человеку. Поэтому ожидать, что ключевые сотрудники и менеджеры по продажам будут с готовностью и желанием обучаться, да ещё в свои выходные и частично за свои деньги, да ещё и не один раз, - некоторая иллюзия. Могут даже внешне соглашаться, но опаздывать на тренинг, неожиданно заболевать или находить очень важные причины пропустить обучение, а если это не удалось, то после тренинга включать манипуляции, самые распространенные из которых – «да всё это уже известно», или «тренер не такой». Цель таких манипуляций - убедить руководителя в нецелесообразности дальнейшего обучения и облегчить себе жизнь на будущее. Если руководитель при этом не нашел возможности получить качественную обратную связь от тренера, есть вероятность, что в этой манипулятивной игре выиграют сотрудники, не желающие обучаться. Поэтому только однозначная позиция руководителя в отношении обязательности обучения помогает быстро прекратить все манипуляции, и настроить сотрудников на эффективную работу на тренингах. В этом – большой плюс компаний, генеральный директор которох привержен идее обучения и развития, постоянно сам находится в этом процессе и требует этого от своей команды. По сути, это обязательное условие работы в компании – или мы вместе растем, или вам с нами не по пути. 5. Очень важный момент – системность и комплексность обучения. На семинаре или тренинге происходят некие инсайты и озарения, обнаружение нового. И чтобы это новое не забывалось, а становилось чем-то реально работающим, необходимо качественное посттренинговое сопровождение. Желательно, чтобы оно строилось на решении конкретных организационных задач. Тогда есть надежда, что сотрудники будут учиться применять новые знания в рабочем процессе и действительно научатся это делать. Желательно также параллельно с программами обучения и развития использовать возможности управленческого консультирования, это позволяет более четко видеть корневые проблемы и быстрее и эффективнее их решать. 6. Также важно, чтобы обучение сотрудников было последовательным. На рынке много обучающих, тренинговых и консалтинговых компаний. Все они разные, но главное отличие – в базовой парадигме. В первой парадигме на вершине пирамиды ценностей – материальный и социальный успех, и если для достижения его нужны манипуляции, как средство управления другими, то их нужно использовать. Сотрудники рассматриваются как люди, нуждающиеся в контроле и постоянной внешней мотивации, а их трудовая деятельность – как средство для зарабатывания денег и карьерного роста. Во второй парадигме высшими ценностями признаются другие – работа как творческая самореализация, гармоничное взаимодействие, основанное на уважении к личности каждого, манипуляциям противопоставляется открытость, сотрудничество и честная конкуренция. В зависимости от того, на какой парадигме базируется личная позиция тренера, тому он и будет учить. Если в организации будут работать тренеры с разными парадигмами, это приведет к полному хаосу в головах сотрудников, и, как в басне «Лебедь, рак и щука», к торможению процессов развития. Важно, чтобы жизненная позиция тренера совпадала с позицией руководителя и собственника, в противном случае работа тренера будет бесполезной, и даже может разрушить компанию – в том случае, если сотрудники увидят больший смысл в позиции тренера, не разделяемой руководством, они могут просто покинуть компанию. Если компания пользуется услугами консультантов по управлению, они, чтобы быть результативными, также должны следовать принятым в компании ценностям. 7. И последний момент – по оплате за обучение. Из нашего опыта, наиболее полезный вариант – делить 50/50, т.е. половину стоимости обучения берет на себя сотрудник. В этом случае больше вероятность, что на тренинге он постарается действительно получить для себя что-то полезное за свои же деньги. Варианты, когда компании сама полностью оплачивает обучение, по нашему опыту, снижают ответственность сотрудников и их мотивацию к качественной работе на тренинге. В одной из крупных российских компаний сотрудники честно признались нам, что на тренинги они приходят развлечься за счет компании. Ещё один эффективный вариант – когда компания оплачивает предварительно 100%, но через 3 месяца после тренинга сотрудник отчитывается о том, какие изменения в его деятельности произошли. Если результаты есть, - ок!, если они несущественны, то с сотрудника удерживается какая-то часть.
Каждая компания уникальна, каждая проходит свой путь. Тем не менее, известную фразу Льва Николаевича Толстого о том, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастна по-своему» можно спроецировать и более крупную социальную систему – организацию. Похожесть «счастливых организаций» будет заключаться в том, что их сотрудники любят свои компании, клиентов и коллег, и хотят быть успешными и лучшими в том, что они делают. Если вы хотите видеть это и в своей организации – обращайтесь к нам, в «Центр Развития Бизнеса и Личности». Под любой ваш запрос мы предложим индивидуально разработанные программы, результативность которых гарантирована опытом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|