Развивающее общение вместо раннего развития и обучения.

Развивающее общение вместо раннего развития и обучения.

 Ключевые слова: раннее развитие, раннее обучение, форсированное обучение, амплификация развития, зона ближайшего развития, развивающее общение, парадоксы развития, автономность и самостоятельность.

Ранний опыт ребенка создает пространство возможностей успешного развития навыков речи, общения, умению слушать и думать. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Родители, видя все возрастающие возможности своего ребенка, стремятся, как можно раньше, начать знакомство с буквами, цифрами, заменяя работу по развитию ранним обучением. Многие психологи на сегодняшний день аргументировано оспаривают необходимость такого форсированного обучения. Которое чаще всего влечет за собой негативные последствия - снижение познавательной мотивации еще до школы, эмоциональное истощение ребенка, торможение на определенном этапе мыслительных и других психических процессов.  В таких ситуациях можно наблюдать все увеличивающуюся дисгармонию интеллектуального и эмоционально-волевого развития. Не учитываются возрастные возможности ребенка и те  виды деятельности, в которых развиваются дети в младшем возрасте. Не многим известно понятие “амплификации детского развития”, то есть обогащения жизни ребенка тем, что ему важно, исходя из возрастных задач развития. Термин “раннее развитие”, на мой взгляд, выглядит достаточно противоречивым в контексте того, что есть просто полноценное развитие, которое не тождественно раннему развитию. Поведенческие психологи смогли научить в свое время двухлетнего ребенка печатать на машинке. И что? У каждого навыка - счета, чтения, письма, существует свое время формирования, и все предыдущие изменения  напрямую связаны с тем, чтобы этот навык был освоен в соответствующем возрасте. С этими закономерностями связано и понятие возрастной нормы, тех критериев развития, которые характерны для детей того или иного возраста.

 Другими словами, можно говорить, что раннее обучение крайне эффектно: например, трехлетний ребенок говорит на двух языках, читает, пишет, считает. Является ли это свидетельством умственного развития ребенка? Здесь, скорее всего, можно говорить о высокой обучаемости таких детей, перфекционизме и настойчивости их родителей, так как усвоение готовых знаний не способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. В будущем  у этих детей сохраняется завышенная самооценка, познавательный эгоцентризм, высокомерное отношение к сверстникам и, соответственно, трудности в общении с ними.

Таким образом, полноценное развитие не тождественно раннему обучению письму, чтению, счету. Оно не должно сводиться к стремлению напичкать малыша разнообразной и бессмысленной для него информацией. Ему не нужны никакие специальные программы. Форсированное обучение может серьезно блокировать развитие и вызвать обратный эффект.

 На консультацию пришла молодая мама с ребенком 2 лет и 7 месяцев с жалобами на то, что еще пару месяцев назад ее сын знал весь алфавит, узнавал буквы, цифры, хорошо учил стихи, а теперь - он все забыл, и никаких явных причин для этого нет. Мама описывала свой взгляд на воспитание, и мне было искренне жаль малыша. В два года у него уже не было детства. Он учил английский, посещал детский центр, занимался дома с мамой. И в какой-то момент инстинкт самосохранения, по–другому и не скажешь, защитил его от информационной нагрузки и задач, не соответствующих возрасту. Для мамы это должно было послужить сигналом, что мальчик пресыщен тем, что ему пытаются предложить. Как память имеет свои ограничения, так и любой психический процесс, не справляясь с нагрузкой, может ухудшать свою работу. Возможно, именно такая блокировка произошла и у этого ребенка.

      Форсированное обучение может блокировать и познавательную потребность, так как оно стремиться дать готовые знания, информацию, а не учит ребенка думать, любопытствовать по поводу всего, что его окружает. Многие современные дети ничего не хотят спросить у взрослого и даже не у всех есть желания, которые они хотели бы загадать фее или золотой рыбке.

 Важными критериями полноценного развития  ребенка 2-3 лет можно считать:

  • Использование местоимения “Я”  в речи, фраз –“Я хочу”, “Я могу”, “Я большой”.
  • Вопросительность ребенка, уровень его любознательности.
  •  Высокая потребность в  самостоятельном выборе, наличие инициативности.
  • Стремление к личностной автономности.
  • Потребность в общении с близкими взрослыми.
  • Здоровый эгоцентризм ребенка и уверенность в своих действиях.
  • По мнению многих психологов, указанный возраст называют первым этапом становления личности. Все классические симптомы кризиса трех лет напрямую связаны с этим. Дети экспериментируют, исследуют окружающее пространство и выстраивают свои границы, когда протестуют против помощи взрослого, делают все наоборот, игнорируют просьбы ит.д.  С этими симптомами грамотные, с психологической точки зрения, родители не борются, и не перевоспитывают своих детей, а учитывают возрастные особенности и помогают своим детям. Послушные, инертные, пассивные дети настораживают психолога намного больше, чем дети активно отстаивающие свои желания и интересы.

     Возможны и парадоксы развития. Когда дети начинают идти против возрастных законов, хотят оставаться маленькими, пить из бутылочки, просятся на ручки и т.п. Часто это происходит в ситуациях рождения брата или  сестры, нежелания ходить в садик, отпускать маму. В таких случаях необходимо объяснять родителям, насколько сложно их детям сейчас, какой внутренний конфликт они переживают и как сложно им выбирать регресс и бороться против своего неизбежного взросления.

         На сегодняшний день многочисленные развивающие центры предлагают занятия для детей с 1, 5 лет в образовательных целях, что является форсированным обучением. Но это имеет смысл, с психологической точки зрения, только в том случае, если целями таких групп является обучение родителей обогащать окружающую среду ребенка в развивающем диалоге с ним, знакомиться с играми, ситуациями и занятиями, которые могут быть познавательными для ребенка. Другими словами, цель развивающих групп для этого возраста является, на мой взгляд, предоставление развивающего пространства для ребенка и познавательной среды для родителей, их общения друг с другом, предоставление возможности задать тот или иной вопрос педагогу-психологу, увидеть своего ребенка среди сверстников и его умение находиться среди других. Многие современные дети и их родители испытывают потребность в таком общении, так как  могут проживать изолированно или не иметь рядом детей своего возраста, или иметь слишком взрослых брата, сестру, не ходят в детский сад. Акцент развивающих занятий в детских центрах необходим на помощи в исследовании своих детей, а не на раннем обучении.

             Принципиальную роль в развитии ребенка младшего возраста играет позиция взрослого – родителей, воспитателей, нянь и бабушек, их постоянное стремление (или его отсутствие) показывать ребенку, рассказывать, делать вместе с ним то, чем они сами занимаются в повседневной жизни, обращать его внимание на все то, что окружает нас. Идя с ребенком по улице гораздо проще молча вести его за руку, думая о своем и односложно отвечая на его бесконечные вопросы, чем удивляться хорошо знакомым вещам (например, “Смотри как интересно, лужа замерзла, а озеро нет. Почему так получается?”).

    Или они стараются обеспечить ему наиболее благоприятные (из возможных) условия, или пускают его развитие на самотек, и тогда возможность ориентировать ребенка на максимальное развитие его внутреннего потенциала будет упущена. Любой нормально развивающийся ребенок обладает активностью, изначально она стихийная, и именно взрослый предлагает пути ее приложения с учетом интересов ребенка. По мнению Н.Лейтеса все дети изначально одаренные, но лишь немногие раскрывают и развивают свои способности.

           Нельзя забывать и о том, что не менее активная роль в развитии ребенка принадлежит ему самому. Необходимо обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств. Знакомясь с миром, он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус и запах. К сожалению, многие родителей больше интересует чистота одежды, комнаты, абсолютная безопасность ребенка  и статичные варианты времяпровождения. Путешествия по новым местам, городам создают предпосылки для качественных скачков в развитии. Но опять же, это не должно превратиться в яркий калейдоскоп постоянной смены мест, что кроме перевозбуждения, пресыщения и усталости, вряд ли, принесет что-то важное для личностного развития.

    Развивающее общение с ребенком 2-3 лет строится не по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлено на максимально разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого происходит постепенное развитие, совершенствование и усложнение всех психических процессов и личности.

     Исключение составляет речевое развитие. Оно стоит в центре внимания в этом возрасте - наиболее сензитивном именно к развитию речи. По словам Л.С.Выготского, пути развития речи и мышления пересекаются у ребенка в возрасте двух лет. Необходимо поощрять любые попытки ребенка говорить. Взрослому не желательно выступать переводчиком детской речи или угадывать значение отдельных указательных жестов, звуков ребенка (“Ты хочешь эту игрушки? Ты хочешь пить?”). Гораздо важнее, может быть, не всегда понимать обращения ребенка без слов, формируя потребность сказать  что-то. Иногда важно ответить на вопрос ребенка, даже если он задан только жестом.

    Можно выделить основные принципы развивающего общения.

    1. Не форсировать обучение и развитие, не перегружать мозг ребенка.
    2. Создавать познавательное пространство, способствующее развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее.
    3. Поддерживать собственную активность ребенка.
    4. Стимулировать его познавательную активность.
    5. Взрослому обязательно участвовать в деятельности ребенка, формируя зону ближайшего развития. Зону, в которой ребенок осваивает новое с помощью взрослого. Не делает за ребенка, а умело наводит на нужное решение.Предоставить ребенку определенную свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-то делом, в выборе способов работы. Это предохранит его от перенапряжения и переутомления и позволит сохранить интерес к самому занятию.

     Таким образом, раннее или форсированное обучение не ведет к полноценному развитию ребенка. Помощь взрослого в развитии Личности ребенка заключается в раскрытии возрастного потенциала ребенка в психологически грамотном общении с ним с учетом возрастных и задач развития.



    Просмотров: 539
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Как влияет раннее обучение чтению на развитие ребенка?
  • О многомерности развития или почему не стоит сравнивать своего ребенка с другими.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Развитие, воспитание, обучение ребенка. В чем различие?
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Раннее развитие ребенка: за и против
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Этапы развития ребенка. №1 - Стадия существования, 0-6 месяцев.
  • Особенности развития ребенка 5-6 лет
  • Особенности развития ребенка 6-7 лет
  • Особенности развития ребенка 4-5 лет
  • Гиперопека - помеха для полноценного развития ребенка.
  • Важность развития внимания у ребенка.
  • Основные вехи развития ребенка от 2 до 3 лет
  • Основные вехи развития ребенка 4-5 лет
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Любовь: почему она так важна для развития ребенка
  • Раннее развитие ребенка
  • Раннее развитие ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь