|
Раннее развитие ребенка: за и противАвтор статьи: Коновальчук Анастасия Николаевна
Знаете, какая вакансия сейчас является одной из самых популярных в сфере психологии? Специалист по раннему развитию. Это, правда, очень популярно в наши дни. Присмотритесь, сколько вокруг открывается центров раннего развития детей, сколько внимания уделяется этой теме, когда заходишь на странички частных детских садов... Что, вообще, можно понимать под термином «раннее развитие»? Сразу хочется оговорится: в большинстве случаев речь идет о раннем интеллектуальном развитии. Предполагается, что в результате развивающей деятельности педагога, психолога часть высших психических функций (мышление, речь, память, внимание и др.) достигнут более высокого уровня развития в более ранние, более короткие сроки, чем обычно. Для каждой функции свои сроки развития. Проще говоря, интеллектуальное развитие ребенка будет опережать средневозрастные нормы. Стоит отметить так же, что ранним развитием сейчас занимаются с детьми от 1,5 лет, а в некоторых центрах даже от 8 месяцев. Замечательно, казалось бы. Нет, правда, что плохого в том, что ребенок раньше начнет, например, мыслить абстрактно? (Хотя, в детском саду все же вероятность такого поворота событий невелика – представляете, насколько нужно ускорить процесс, чтобы выполнить норму развития в дошкольном возрасте, которая в обычных условиях достигается к подростковому возрасту?) Одно сплошное удобство! С ребенком можно разговаривать, как со взрослым, да такие дети (раньше было модно слово «вундеркинд») и напоминают часто маленьких взрослых, маленьких профессоров. Но возникает вопрос: ЗАЧЕМ? Какова цель раннего развития? Одна из основных психологических проблем вундеркиндов – нарциссическая травма и неадекватная самооценка. Почему? Потому что рано или поздно результаты раннего развития сводятся к нулю. Дети вырастают. Те, кто не был вундеркиндом в свои 1,5-3-6 лет, но развивался нормально, и те, кто опережал в развитии, в итоге приходят к общему знаменателю. Но в детстве самооценка ребенка – это интроект (то, что было усвоено извне) внешних оценок, которые он чаще всего получает от окружающих его взрослых. Итак, с самого раннего детства ребенок привыкает быть самым умным, самым лучшим, самым-самым. А в подростковом возрасте (а, зачастую, раньше) его "уникальность" вдруг куда-то испаряется и он становится «заурядным». Просто потому, что он умеет все то, что и все остальные. Еще один момент: наш интеллект – сложная система. Его задача – помочь нам справляться со сложными жизненными ситуациями. Адаптироваться. Для адаптации в обществе человеку необходимы такие составляющие интеллекта, как социальный, эмоциональный интеллект. Умение решать задачи из высшей математики, кажется, все же пока не гарантирует нам гармоничных отношений с окружающими. Для этого необходимо уметь распознавать чувства и эмоции, свои и чужие, предвидеть последствия своих действий для отношений с другими людьми. Однобокость в развитии ментальных функций, ума в ущерб социальным и эмоциональным качествам опасна. Зрелость интеллектуальная вовсе не означает зрелости социальной и эмоциональной. Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Именно в этой деятельности ребенок учится общаться, у него развивается речь и воображение, он учится предвидеть последствия своих действий для других людей, тренируется быть в разных социальных и профессиональных ролях. Игра на ранних этапах представляет собой предметную деятельность – дети осваивают посредством игры свойства предметов, свойства окружающего мира. На более поздних этапах (старший дошкольный возраст) игра в большей мере предстает как коммуникативная деятельность. Здесь дети осваивают правила и нормы поведения, взаимодействия с другими, социальные роли, развивается воображение и др. Если же мы говорим о более ранних возрастных этапах, то здесь ведущими видами деятельности являются непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослым (от 0 до 1 года) и предметная деятельность - усвоение способов деятельности с предметами, знакомство со свойствами окружающего мира (1-3 года). А вы знаете, сколько у ребенка в детском саду зачастую остается времени на игру (при учете, что почти весь день заполнен развивающими занятиями и буквально расписан поминутно)? На ту самую, настоящую игру, которая является ведущим видом деятельности и реализуется во взаимодействии со СВЕРСТНИКАМИ? Не с педагогами, а со СВЕРСТНИКАМИ? На ту самую заветную социализацию? Сколько времени остается у дошкольника для того, чтобы самостоятельно отыграть определенные навыки, определенные роли? Поиграть с теми предметами, которые им интересны, а не с теми, которые им предложил кто-то взрослый? Обсудить/обыграть ту тему/ситуацию, которая им интересна, а не ту, которую создает для них кто-то взрослый? Очень мало. Итак, я, все же, снова задам этот вопрос: ЗАЧЕМ? Какова цель раннего развития? Зачем родители стремятся отправить детей в центры раннего развития? Почему родители так пекутся о том, чтобы как можно больше всяких разных развивающих занятий было у ребенка в детском саду? История о том, что это – подготовка к взрослой жизни, меня как психолога не удовлетворяет. Раннее интеллектуальное развитие ребенка не гарантирует успеха в будущей взрослой жизни. Ребенку предстоит обучение в школе как минимум 11 лет. В ВУЗе – еще 4-6. Почему ему необходимо учиться еще и в детском саду? Несколько лет назад моя знакомая поразила мое воображение, сообщив, что в детском саду, куда она водит дочь, детям задают домашнее задание. И она выполняет его вместе с дочерью. К 7 годам, когда у ребенка в норме должна быть сформирована готовность к школе, подразумевающая в качестве одного из критериев ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ, ее дочь сообщила, что она и другие детки из группы в школу не хотят – там скучно, там опять надо будет учиться... Я не знаю, появились ли у вас идеи на счет того, зачем это родителям, но вот что мне довелось наблюдать:
Этот перечень психологических проблем взрослых можно было бы продолжать и дальше. Однако, очевидно, что общим для всех этих случаев является то, что родитель не может позволить ребенку проявиться. Интересно! Казалось бы, речь идет о такой замечательной тенденции в обществе – моде на раннее интеллектуальное развитие детей! Но и здесь – подвох и подводные камни. Е.О. Смирнова, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития отмечает, что дети не доигравшие, дети, не научившиеся играть, лишенные игры в дошкольном возрасте, вырастают в «недозрелых» взрослых. «Kidult» («кидалт») – слово, употребляемое для таких «не выросших» взрослых-детей. И для них характерно то, что большую часть свободного времени они «играют». То есть в прямом смысле слова тратят большую часть свободного времени и средств на взрослые «игрушки» и развлечения. Это взрослые, застрявшие в детстве. И не стоит ждать, что они быстро дозреют и примутся выполнять свои социально-психологические роли и функции. Все вышесказанное вовсе не означает, что раннее интеллектуальное развитие детей – абсолютное зло. Однако, прежде, чем отправить своего ребенка в центр раннего развития или супер развивающий садик, хорошо заглянуть чуть глубже в себя и найти истинную мотивацию, которая подталкивает к этому шагу. А также внимательно взглянуть на сам садик, их методики. Если это не связано с модой, чувством вины, комплексом неполноценности, желанием быть не хуже других, усталостью, страхом перед собственным хаосом и желанием постоянного контроля, если есть уверенность, что развитие будет не просто ранним интеллектуальным, а полноценным и гармоничным, если развивающими являются не просто отдельные занятия, а ВСЯ СРЕДА детского сада (о характеристиках развивающей среды мы поговорим в дальнейших наших публикациях), само его пространство и режим, если ребенку будет выделен большой промежуток времени для игры со сверстниками и для простого эмоционально теплого общения со взрослым, если эта РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА будет создаваться и поддерживаться родителями и дома, если при всем при этом будут учтены индивидуальные особенности малышей, то идея раннего интеллектуального развития вовсе не предстает уже чем-то бессмысленным, а обретает вполне высокую ценность, адекватную однако степени своей важности и значимости в вопросе общего всестороннего гармоничного развития ребенка. Коновальчук Анастасия, кандидат психологических наук, аналитический психолог, Студия глубинной психологии «Белый лотос» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|