Современные проблемы учебной мотивация младших школьников

Автор статьи: 404

Работая в школах, от педагогов я часто слышал и слышу распространенное мнение о том, что «раньше было лучше», а именно ученики учились с большей охотой, к учителям относились с большим уважением, и вообще трава была зеленее. С одной стороны, видя как ужасается старшее поколение поколению младшему, по опыту своего обучения в школе, вспоминаю, что ангелами мое поколение точно не было, а в некоторых вопросах и вытворяли покруче нынешнего. Это, конечно, никого не красит, но позволяет объективно взглянуть на ситуацию – никаких коренных изменений в развитии детей не произошло.

С другой стороны, всем налицо социокультурные изменения, экономические и политические, прогресс, подаривший нам множество полезных (и не очень) вещей. Изменения, происходящие в обществе не могли не затронуть и детское поколение. Во-первых, стала доступнее информация, причем вся, как полезная, так и, возможно, вредная. И родительский контроль чаще всего не препятствует ребенку узнать то, что он хочет. Дети стали быстрее знакомиться с миром, а, значит обладать той информацией, которой мы, в их возрасте, возможно, не обладали. Да и сам мир, отчасти меняется, живое общение опосредуется все большим количеством способов, и нынешнее поколение смотрит на мир уже совсем через другие призмы.

Во-вторых, появились новые способы времяпрепровождения. В этом вопросе, у меня часто возникают смешанные чувства, когда родители жалуются на то, что их ребенок много времени проводит за компьютером и прочими гаджетами, но при этом всем совершенно понятно, что именно родители их ребенку и предоставляют. И выход, конечно же, не в том, чтобы просто лишить детей возможности получения положительных эмоций и расслабления, не дав ничего взамен.

Подходя к вопросу о мотивации, думаю можно вспомнить многочисленные возрастные периодизации, например, Д.Б.Эльконина, в которых граница младшего школьного и подросткового возраста находиться на грани 10-11 лет. У девочек, как известно, взросление идет с небольшим опережением. Одной из основных характеристик подросткового возраста является переориентация ведущей деятельности с учебной на общение со сверстниками, основной мотив – быть принятым реферетной группой. Но ведь при переходе из 4-го класса в 5-й, в психике ребенка не просто же что-то перещелкивает и он больше не хочет учиться, успеваемость падает и т.д. Очевидно, что этому предшествует определенный «переходный период», подготавливающий данные изменения.

Современные проблемы учебной мотивация младших школьников
Исходя из этого, мы можем сделать вполне обоснованный вывод, что падение учебной мотивации в 4-м классе – в принципе норма. Но, принимая во внимание то обилие информации, которая сваливается на ребенка как только он знакомиться с Интернетом и социальными сетями и, которая, часто ставит под сомнение авторитет учителей и родителей, этот переход, падение ценности учебы может произойти еще раньше. И способствует этому далеко не только Интернет, но и еще ряд факторов:

  • Позиция родителей, часто ставящих под сомнения авторитет учителя, готовых жаловаться на педагогов в любое время и по разным поводам. Это неизменно сказывается на ценности учебы для ребенка. Почему так происходит и то, что ответственность за это лежит в том числе и на учителях – тема отдельной статьи, возможно, и не одной.
  • Отсутствие позитивных эмоций, связанных с учебной деятельностью. Оценки в школе являются предметом беспокойства для родителей и часто для ребенка являются не просто цифрой, а оценкой их личности. Нормально это или нет тоже тема отдельная, но нельзя не принимать это во внимание, потому как, чем больше ребенок получает оценки ниже, чем он ожидал, или ему хотелось бы, тем вероятнее и быстрее произойдет снижение учебной мотивации.
  • В ряде случаев я также наблюдаю падение учебной мотивации у младших школьников в связи с истощением, которое происходит вследствие повышенной занятости детей – ради всестороннего развития ребенка, родители часто перегружают ребенка, кружками и секциями, часто игнорируя его желания. Но нельзя забывать о том, что любому человеку, а детской психике тем более, нужно время на отдых.

Факторов этих гораздо больше, здесь обозначены лишь те, которые на практике видны наиболее ярко. Но все это так или иначе приводит к тому, что уже ко 2-3 классу учебная мотивация начинает падать. Таким образом, по физиологическому, интеллектуальному и личностному развитию дети, еще не являясь подростками, уже переориентируются на общение, потеряв интерес к учебе

Обобщая вышесказанное, хотелось бы сказать, что современные реалии можно называть какими-то «плохими», но нельзя их игнорировать, не принимать во внимание и делать вид, что обучение за 10, 20, 30 лет совсем не должно было измениться. И наша общая задача как взрослых – адаптироваться к этим изменениям.

Список литературы

Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие / Ред. -сост. Б.ДЭльконин. М., 2008. – 384 с.



Просмотров: 372
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Современные проблемы учебной мотивация младших школьников
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Призываю конфликтовать так часто, насколько это возможно
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • О чем молчат подростки...Часть 5: о том, что им нужно ваше внимание, родители!
  • Как начать что-то, если постоянно устаешь и не хватает на что-то еще мотивации?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Роль родителей в формировании учебной мотивации у подростков
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Ребенок часто болеет в садике! Что делать?!
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь